Перейти к материалам
истории

«Заговор в Каире» — политический триллер о мире современного ислама Детектив о внезапной смерти имама выдвинут на «Оскар» от Швеции

Источник: Meduza
Про:взгляд

В российский прокат 10 ноября вышла картина Тарика Салеха «Заговор в Каире» — о студенте, попавшем в главный мусульманский университет и ставшем свидетелем смерти великого имама. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как этот фильм говорит со зрителем о природе власти.

Редкое, но важное свойство кинематографа со времен Люмьеров — служить проводником в места, куда зритель никогда не смог бы попасть сам. «Заговор в Каире» позволяет попасть в Университет Аль-Азхар, крупнейшую и самую авторитетную институцию исламского мира, самый большой вуз Арабского Востока, бесперебойно функционирующий с Х века.

Главный герой фильма, сын рыбака Адам (Тауфик Бархом), не верит своему счастью, когда получает письмо о том, что он принят в Аль-Азхар. Вместе с ним нам предстоит познавать не столько премудрости суннитского ислама, сколько устройство современной политики с ее жестокостью, цинизмом и лицемерием. Именно это, а не впечатляющий экзотический антураж делает «Заговор в Каире» настолько своевременным и обсуждаемым фильмом. Недаром Швеция выдвинула на соискание «Оскара» именно его, а не победивший в Каннах «Треугольник печали» Рубена Эстлунда. Хотя и у «Заговора в Каире» есть каннская награда — за лучший сценарий. 

История, рассказанная в фильме, вправду увлекательна, а еще интереснее сам способ рассказа, с необходимым количеством умолчаний, делающих детектив напряженнее и загадочнее. Прибыв в столицу и оказавшись в Аль-Азхаре, скромный герой Адам становится свидетелем скоропостижной смерти великого имама. Выборы преемника — дело ответственное и сложное, в этой интриге у каждой стороны свой интерес. Особенно у государства, которое веками пытается лишить независимости исламский университет.

Меланхоличный и, кажется, неуместно совестливый спецслужбист — полковник Ибрагим (Фарес Фарес) в очках и с всклокоченной бородой — пытается задействовать своего шпиона, студента по имени Зизо (Мехти Дехби), но того при таинственных обстоятельствах убивают. Адам поневоле занимает его место, не в силах противиться угрозам спецслужб. Неуклонно двигаясь к верхушке университетской иерархической структуры, он постепенно превращается из наивного неофита в незаменимого человека, без которого невозможен пресловутый транзит власти. 

Трейлер «Заговора в Каире»
Unifrance

Уроженец Стокгольма, сын шведки и египтянина Тарик Салех — режиссер причудливой судьбы и эклектичных дарований. Его карьера началась, когда он в 17-летнем возрасте создал Fascinate, крупнейшее на тот момент граффити в Северной Европе, сегодня признанное в Швеции объектом культурного достояния. Его полнометражным дебютом стал антиутопический мультфильм «Метропия» (2009). Он снимал видеоклипы и документальное кино, работал на телевидении (в частности, над сериалами «Мир Дикого Запада» и «Рэй Донован»), но свой уникальный стиль нашел в триллере «Случай в отеле „Нил Хилтон“» (2017), награжденном на фестивале «Сандэнс». Тщательно сконструированный саспенс, визуальный минимализм, хорошо закамуфлированная ирония — эту эстетику Салех развил и довел до совершенства в «Заговоре в Каире», на создание которого автора вдохновило прочтение «Имени розы» Умберто Эко. 

Об Умберто Эко и романе «Имя розы»

Памяти Умберто Эко Галина Юзефович — об итальянском классике, открывшем высокую культуру массовому читателю

Об Умберто Эко и романе «Имя розы»

Памяти Умберто Эко Галина Юзефович — об итальянском классике, открывшем высокую культуру массовому читателю

В самом деле, со времен Средневековья в динамике власти мало что изменилось, а антураж старинного здания и сама природа исламского образования лишь подчеркивают причудливую смесь архаики с актуальностью. К слову, снимался «Заговор в Каире» вовсе не на исторической родине Салеха, а в стамбульской мечети Сулеймание — одной из древнейших и красивейших в турецкой столице.

Убийство и его расследование в стенах закрытой религиозной институции не единственная отсылка к «Имени розы». Например, важнейшим и самым непроницаемым персонажем фильма становится шейх Негм, также известный как Слепой Имам (Макрам Хури) и в своих проповедях цитирующий Карла Маркса. Не торопитесь только сравнивать его с библиотекарем Хорхе и записывать в убийцы, хоть Негм и приходит в полицию с повинной, обвиняя себя в смерти Зизо. Да и вообще, как скоро выясняется, отыскать преступника — задача гораздо менее сложная и интересная, чем понять, кто и зачем возглавит Аль-Азхар. 

Может показаться, что несложная авторская мысль сводится к разоблачению системы религиозной власти. Мол, имамы ничем не отличаются от обычных политиков, а дело это априори грязное, и ничему у них научиться молодому провинциалу невозможно — лишь запятнать репутацию, продать душу и поставить под угрозу жизнь, свою и близких, вмешавшись в борьбу за престол. Но траектория судьбы Адама сложнее, как и сама его роль — безмолвного ассистента и посредника, который со временем парадоксально обретает мудрость. То есть достигает-таки своей главной цели и завершает обучение, просто не вполне традиционным путем. 

Про:взгляд

Не только за внешним антуражем религиозного университета скрывается политическая организация, но и под поверхностью триллера спрятана лукавая притча. Недаром оригинальное название фильма — «Парень с небес». Вряд ли случайно и «первородное» имя главного героя, для которого письмо из университета становится лишь первым из искушений, а угроза отчисления будет равна изгнанию из рая. Как когда-то в «Пророке» Жака Одиара, в фильме Салеха профанное чаще служит прикрытием для сакрального, чем наоборот. А орнаментальные узоры человеческих фигур на ковре общего плана, заполненного массовкой студентов в униформе, как выясняется, наполнены неочевидным смыслом. Они будто спрашивают зрителя о том, может ли один человек повлиять на участь сотен и тысяч ему подобных.  

Разумеется, это не восточный, а стопроцентно европейский фильм, как и другая схожая картина этого года — «Святой паук» этнического иранца и датского режиссера Али Абасси (кстати, тоже выдвинутая на соискание «Оскара»). Тенденция сезона — свободный от комплексов и стереотипов кинематографический взгляд на тоталитарные сообщества, служащий обещанием возможной независимости и дистанцирования от навязанных ими ограничений. Остается помечтать о светлом будущем, когда кто-нибудь бесстрашный — и тоже, возможно, эмигрант — снимет подобную картину об устройстве РПЦ. 

Другой победитель Канн 2022 года

В российский прокат вышел «Треугольник печали» — новый фильм Рубена Эстлунда, снявшего «Квадрат» Это едкая сатира о богачах, которые терпят кораблекрушение

Другой победитель Канн 2022 года

В российский прокат вышел «Треугольник печали» — новый фильм Рубена Эстлунда, снявшего «Квадрат» Это едкая сатира о богачах, которые терпят кораблекрушение

Антон Долин