Перейти к материалам
истории

«Мариуполис 2» — фильм литовца Мантаса Кведаравичюса, который погиб в Украине Это первая картина о российском вторжении. Ее показали в Каннах

Источник: Meduza
RR

На Каннском кинофестивале прошла премьера фильма «Мариуполис 2» литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса. Картина смонтирована его соавтором и гражданской женой Анной Белобровой и монтажером Дуней Сычевой из материалов, которые режиссер снял во время осады Мариуполя. Кведаравичюс погиб — сообщается, что его пытали в плену. Антон Долин рассказывает о его фильме.

Этот фильм уже вошел в историю. Первая картина о войне России и Украины, снятая в Мариуполе. Последняя работа литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса, убитого на этой войне. Отснятый им материал за пять недель превратила в полнометражную картину соавтор режиссера и его гражданская жена Анна Белоброва вместе с монтажером Дуней Сычевой. Это произошло после того, как тело Кведаравичюса с невероятными трудностями доставили из зоны боевых действий на родину, в Литву.

Поначалу сообщалось, что он погиб от бомбы, попавшей в машину. Впоследствии выяснилось, что его убили в плену, предположительно после пыток. Горькая ирония заключается в том, что Кведаравичюс был по образованию антропологом, исследовал феномен пыток и снял о них свой дебютный фильм «Барзах». 

Неизвестно, каким был бы фильм, если бы Кведаравичюс его доснял и смонтировал сам. Неясно, носил ли бы он такое же название — вслед за самой прославленной картиной режиссера, снятым вскоре после начала военных действий в Донбассе поэтичным и душераздирающим «Мариуполисом». Наверняка можно сказать лишь одно: Кведаравичюс не мог не вернуться в город, военную историю которого начал писать несколько лет назад.

В центре «Мариуполиса 2» — мощный документальный образ. Практически весь фильм снят внутри и снаружи, а также в окрестностях монументального здания церкви евангельских христиан-баптистов, на которой сверху написано: «Дом молит_ы» (буква «в» отвалилась). Там укрываются от бомбежек люди — в основном женщины, дети, старики и раненые. Их кормят, устраивают им ночлег, вместе с ними молятся. И конечно, не считают случайным, что удалось уцелеть. «Если кто сомневается в божьей защите, сходите к драмтеатру и на завод. И сами подумайте, стены удержали наши жизни или рука Господня удержала?»

Никакой, впрочем, возвышенности и тем более напыщенности здесь нет. Все буднично, иначе на войне быть не может. Сквозные герои фильма — два деловитых мужчины, Витя и Олег, которые приютили бездомного пса, а теперь беззлобно ругаются на него — ведь таскает, сволочь, еду. Вот они тщательно прибирают двор церкви, противопоставляя разрушительному абсурду войны созидательную — хоть, возможно, не более осмысленную в этих обстоятельствах — энергию. Вот вытаскивают из руин дома в соседнем квартале генератор — кажется, без проводов; для этого приходится оттащить в сторону два мертвых тела. Везут агрегат на тачке: «Это ж детям нужно, не то чтобы нам». А теперь философствуют, пока суп закипает на костре. «Планету, оказывается, ядерным оружием можно 150 раз уничтожить, а одного раза разве недостаточно?»

The Upcoming

«Мариуполис 2» впечатляет и как художественное произведение, и как документ — уникальное завещание человека, которого мы слышим и почти видим (мелькает его тень) в кадре. Задумывалось так или нет, но длинноты фильма обеспечивают жуткий и завораживающий эффект присутствия. Зритель как будто становится свидетелем. 

Пейзаж ночного города. Пейзаж города днем. Пейзаж в сумерках, вдалеке клубится черный дым, летят ракеты. Тот же пейзаж, снятый из того же окна. Скупость и минимализм, строгий лаконизм часто неподвижного кадра могут быть приемом, а могут — вынужденной мерой: возможно, рядом друг с другом оказались несколько дублей. Так или иначе, статичность неожиданно работает на саспенс. Затишье на войне — божья благодать, но и ожидание может вымотать нервы до предела. Картинка вдруг падает вниз, на землю; это оператор, он же автор фильма, отреагировал на команду: «Ложись!» Кто-то за кадром буднично комментирует: «Вот если и не хотел в туалет, захочешь». 

В «Мариуполисе 2» очень точная и тонкая работа со звуком: саундтрек из выстрелов, разрывов бомб и снарядов поначалу шокирует — каждый раз вздрагиваешь, но потом привыкаешь, примеряешься к этому глухому ритму войны.

Если же резюмировать совсем коротко, то это фильм об ожидании и поиске света. Начинается он со сцены в подвале, где в полной темноте человек и собака смотрят наружу, в сторону дверного проема — там свет, но там же и опасность. Огонь костра, который согревает и на котором греется обед, — и разрушительный пожар разрушенного дома (горящая на горизонте многоэтажка) — тоже источник света. Прояснилось небо, люди радуются, что солнечно, вроде как потеплело. А теперь небо затянул туман, и кажется, что уже не взойдет солнце, — но поют петухи, предвещая восход. После самой темной ночи непременно наступит новое утро. Но Мантас Кведаравичюс уже не станет свидетелем этого рассвета. 

Дневник жительницы осажденного мариуполя

«Я уже смирилась со смертью. Еще больше боюсь русской жизни» 21-летняя Полина Ковалевская вместе с родными больше месяца выживала в осажденном Мариуполе. Вот ее дневник

Дневник жительницы осажденного мариуполя

«Я уже смирилась со смертью. Еще больше боюсь русской жизни» 21-летняя Полина Ковалевская вместе с родными больше месяца выживала в осажденном Мариуполе. Вот ее дневник

Антон Долин