«Фантастические твари: Тайны Дамблдора»: сказка накануне Второй мировой В центре сюжета — не волшебные звери, а роман Дамблдора и Грин-де-Вальда
В начале апреля состоялась мировая премьера третьей части «Фантастических тварей» Дэвида Йейтса. В российских кинотеатрах «Тайны Дамблдора», посвященные директору школы волшебства Хогвартс, не покажут (киностудия отказалась от проката в России на фоне войны в Украине). Кинокритик Антон Долин посмотрел новый фильм по вселенной Джоан Роулинг — и рассказал, какой получилась новая глава этого мрачного спин-оффа «Гарри Поттера». Самих фантастических тварей здесь немного, но есть любовная линия Дамблдора и Грин-де-Вальда, прекрасно разыгранная Джудом Лоу и Мадсом Миккельсеном.
Если вдруг вы зададитесь вопросом о том, хороший ли фильм снял Дэвид Йейтс — верный экранизатор сказок Джоан Роулинг начиная с 2007 года, — то ответ вряд ли будет утвердительным. Третьи «Фантастические твари» (теперь это словосочетание стало подзаголовком — волшебные животные отошли на третий план повествования), получившие название «Тайны Дамблдора», утомляют монотонной мрачностью и разочаровывают линейностью актерских задач.
При этом, разумеется, фильм не без достоинств — слишком многое поставлено на карту. Многократно откладывавшаяся картина просто обязана стать блокбастером: впереди, согласно замыслу Роулинг, еще как минимум два сиквела. Здесь есть несколько чудесных сцен — например, побег из магической немецкой тюрьмы, где обитают полчища крабоскорпионов и их чудовищная ядовитая мать. Да и артисты, даже когда диалоги оставляют желать лучшего, превосходны: как не порадоваться, наблюдая за сложными отношениями тихони Джуда Лоу (Альбус Дамблдор) и брутального Мадса Миккельсена (его заклятый враг Геллерт Грин-де-Вальд)?
Уже поэтому задавать вопросы о художественной значимости фильма не стоит. Его ценность иная — мифологическая. Это вам подтвердит любой из миллионов фанатов «Гарри Поттера» (во временном потоке «Фантастических тварей» до рождения самого Гарри, впрочем, остаются многие десятилетия). Сегодня конкретно эта голливудская франшиза не кажется неуместной. Ведь ее функция далеко не только терапевтическая. Действие «Фантастических тварей» разворачивается в преддверии Второй мировой, сюжет «Тайн Дамблдора» — рождение фашизма, показанное в метафорической, но абсолютно внятной форме.
Все сказки Роулинг о борьбе добра со злом, о компромиссе с силами тьмы, о неравных силах сторон, о моральной стойкости, об ответственности за поступки. То есть именно о том, что сейчас на уме у всех. Неслучайно Владимир Путин в своей милитаристской риторике пытается прибегать к авторитету Роулинг (дескать, ее «отменяют» так же, как пытаются отменить русскую культуру), а та немедленно дает ему отпор, отчетливо давая понять, что стоит на стороне Украины.
В нынешней России «Тайны Дамблдора» не покажут из-за отказа всех больших голливудских студий прокатывать фильмы в стране-агрессоре. Но не факт, что и в довоенной жизни картина могла бы выйти на экраны без проблем.
Дело даже не в политических аллюзиях, а в гомосексуальной линии — не второстепенной и вставленной в сценарий, как посчитали бы консервативные аналитики, «для галочки», а самой что ни на есть центральной. Роулинг давно призналась, что один из самых выразительных и знаменитых персонажей ее вселенной, директор школы магии Хогвартс Альбус Дамблдор, — гей, но прежде это мало в чем проявлялось столь открыто.
В третьих «Фантастических тварях» он, как следует из подзаголовка, главный герой. Начавшись с трагического свидания-расставания Дамблдора с Грин-де-Вальдом в первой сцене, через череду перипетий фильм приводит нас к печальному финалу — одинокой фигуре профессора, бредущего сквозь снег куда-то подальше от общего праздника и ликования. Говоря совсем попросту, параллельно с привычной интригой о противостоянии двух магов Йейтс, Роулинг и ее соавтор сценария Стив Кловис раскрывают историю любви. Это добавляет обертонов в остальном линейному сюжету. За противостоянием двух взрослых мужчин обнаруживается непростой бэкграунд, уводящий разговор от бинарных оппозиций, характерных для любой сказки.
На фоне двух доминант — политической и лирико-романтической — теряются другие лейтмотивы, прежде столь важные для «Фантастических тварей». Авантюрный сюжет о группе отчаянных магов-неудачников, которые вознамерились сорвать аферу коварного Грин-де-Вальда, развивается предсказуемо и вяло. Семейные тайны клана Дамблдоров мелодраматично утяжеляют фильм. Юмор бледнеет и почти исчезает — за него отвечает лишь кондитер из Квинса Джейкоб Ковальски (Дэн Фоглер), столь же неуместный в возвышенной атмосфере фильма, как его бутафорская волшебная палочка.
Изумительно уместно при этом появление Александра Кузнецова в роли магического гауляйтера Хельмута — хочется верить, что его персонажа в последующих сериях не настигнет пресловутая «отмена» и мы узнаем о нем чуть больше.
Эдди Редмэйн в роли мага-зоозащитника Ньюта Саламандера уступает авансцену Дамблдору, и его застенчивость впервые не трогает, а раздражает. Отношения Ньюта с Тиной (Кэтрин Уотерстон) развиваются еще медленнее, чем вялотекущий платонический роман между Страйком и Робин в детективных романах той же Роулинг. Сами магические животные, ради которых многие когда-то начинали смотреть эту серию фильмов, на экране появляются до обидного редко, если не считать китайского цилиня, принципиально важного для политического сюжета: без его участия невозможно провести выборы нового Верховного Волшебника.
Однако, какими бы ни были просчеты авторов, пафос «Фантастических тварей» наивен, но не фальшив. «То, что кажется невообразимым сегодня, станет неизбежным завтра, если мы это не остановим», — говорит соратникам Дамблдор. Это звучит неожиданно веско. Время действия — начало 1930-х, и грядущая война неизбежна, кто бы ни победил на выборах.