Юрию Никулину — 100 лет! Антон Долин рассказывает о его пяти драматических ролях (в том числе у Тарковского, Германа и Ролана Быкова)
Сто лет назад, 18 декабря 1921 года, в Демидове Смоленской области родился Юрий Никулин — советский актер, артист цирка и директор цирка на Цветном бульваре. Мы все знаем его комические роли в кино: жизнерадостный алкоголик Балбес в исполнении Никулина стал героем девяти фильмов вместе с Трусом и Бывалым, а Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки», благодаря телевидению, превратился в такой же символ Нового года, как Женя Лукашин из «Иронии судьбы». Но Никулин был и сильнейшим драматическим актером — его самые проникновенные роли вспоминает кинокритик Антон Долин.
Юрия Никулина до сих пор знает каждый — как любимца всей страны, образцового клоуна и артиста цирка, а в еще большей степени незабываемого киноактера, исполнявшего острохарактерные комические роли. Этой репутацией Никулин обязан прежде всего фильмам Леонида Гайдая в 1960-х: в нескольких из них, включая легендарные «Операцию Ы» и «Кавказскую пленницу», он играл роль глуповатого участника троицы правонарушителей по прозвищу Балбес. Но если эту славу Никулин делил с другими участниками трио — Георгием Вициным (Трус) и Евгением Моргуновым (Бывалый), то в пародийно-детективной «Бриллиантовой руке» его персонаж Семен Семенович Горбунков навек стал воплощением советского обывателя, одновременно трогательного и бесконечно смешного. Однако в карьере Никулина было и множество драматических ролей, о лучших из которых мы расскажем здесь.
Кузьма Иорданов. «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова (1961)
Свою первую «серьезную» главную роль Никулин сыграл в том же году, в котором впервые надел маску Балбеса («Пес Барбос и необычный кросс» Гайдая). Его персонаж — странный и нелепый человек, никак не могущий найти свое место в жизни. Он выдает себя за отца девушки-сироты и пытается компенсировать свою неустроенность чужим теплом.
В этой пронзительной драме об одиночестве и его преодолении также сыграла Инна Гулая и дебютировала Людмила Чурсина. Никулина Кулиджанов выбрал на роль, увидев его на арене цирка, но не сомневался в своем решении; сам артист был чрезвычайно удивлен. Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, представляя там СССР.
Младший лейтенант Глазычев. «Ко мне, Мухтар!» Семена Туманова (1964)
Прокатный хит, собравший около тридцати миллионов зрителей, — экранизация повести Израиля Меттера о милицейской собаке по прозвищу Мухтар (после выхода фильма кличка стала распространенной, особенно среди служебных собак).
По сюжету лейтенант Глазычев тренирует и воспитывает брошенного бессердечными хозяевами пса и тот совершает подвиг при аресте опасного убийцы-рецидивиста. Никулин много тренировался с собаками для фильма, неделями проводил время в питомнике, и естественность его актерской интонации — одна из важнейших причин успеха фильма. Много лет спустя весьма похожий фильм («К-9», 1989) был снят в Голливуде.
Монах-ключарь Патрикей. «Андрей Рублев» Андрея Тарковского (1966)
Шедевр Тарковского вышел в один год с «Кавказской пленницей», и не все сразу узнали «Балбеса» Никулина в ярчайшем и натуралистично жестоком эпизоде: он играет ключаря Успенского собора во Владимире, которого пытают ордынцы во время набега. Эта маленькая роль, как большинство в «Андрее Рублеве», прописана и сыграна чрезвычайно точно, за считаными репликами прочитывается целая судьба, а сама сцена врезается в память. Как и в «Бриллиантовой руке», персонаж Никулина — маленький человек своей эпохи и ее заложник.
Военкор Лопатин. «Двадцать дней без войны» Алексея Германа (1976)
Через год после роли рядового Некрасова в народном «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука фронтовик Никулин вновь вспомнил о своем — судя по скупым рассказам, крайне тяжелом и травматичном — военном опыте, играя роль героя-рассказчика у Германа. Многие считают эту его роль лучшей.
В щемящей и лаконичной истории не случившейся любви Лопатин возвращается с фронта в глубокий тыл, в Ташкент, чтобы получить от жены развод — и встречает другую женщину (потрясающая роль Людмилы Гурченко). Герман взял на главные роли «клоуна» и «звезду мюзикла», чтобы взломать привычные образы и обнаружить под ними уязвимых и несовершенных людей.
Николай Николаевич. «Чучело» Ролана Быкова (1983)
Опередивший свое время сенсационный фильм о школьной травле, поставленный Быковым по повести Владимира Железникова, и последняя большая кинороль Никулина. Он играет дедушку шестиклассницы Лены Бессольцевой, которую подвергают бойкоту одноклассники, подозревая в «предательстве». Герой Никулина — бывший военный, затворник и коллекционер живописи. Став своеобразным эмоциональным камертоном трагической и шокирующей картины, Никулин в очередной раз продемонстрировал свой неординарный актерский диапазон.