«Вторжение» — дорогой сериал AppleTV+ о захвате Земли пришельцами Ему можно дать шанс. Но первые серии придется перетерпеть
AppleTV+ пока не везет с масштабными фантастическими проектами. Ни стоившая 240 миллионов долларов антиутопия «Видеть», ни вдохновленное Айзеком Азимовым «Основание» так и не стали хитами. С 22 октября эту неудачу пытается исправить сериал «Вторжение», в котором пришельцы захватывают Землю. Западные обозреватели разругали и этот сериал, но кинокритик Егор Москвитин объясняет, почему «Вторжению» можно дать шанс.
«Вторжение» — это «Война миров», действие которой происходит в пяти разных точках мира. В Афганистане американский офицер сталкивается с непобедимым трехногим пришельцем — и теряет весь свой отряд. В Англии мальчик-изгой едет на школьную экскурсию — и оказывается в «Повелителе мух»: из-за электромагнитной аномалии автобус переворачивается и падает в пропасть, все телефоны отключаются, дети оказываются одни — и организовывают диктатуру. В Японии девушка, работающая инженером в авиакосмической отрасли, провожает в полет свою возлюбленную-астронавтку; их роман и без того мучительная тайна, но инопланетяне находят способ сделать героиням еще больнее.
Две другие истории разворачиваются в США. В Нью-Йорке вот-вот развалится семья обеспеченных американцев иранского происхождения: мама узнала о папиных изменах именно в тот вечер, когда в одночасье сгорел весь район, кроме их дома. Все соседи бросились к машинам, и только «Тесла» героев не завелась — выяснение отношений пришлось отложить.
Но раньше всех неладное почувствовал пожилой шериф из маленького городка в Оклахоме. В его последний рабочий день на кукурузном поле появилась угрожающих размеров опушка, над которой принялись кружить вороны словно из фильма Хичкока. После этого герой вышел на пенсию — но расследование не прекратил.
Из всех масштабных сериалов AppleTV+ «Вторжение» — наименее звездный. Женщину, которая спасает не только своих детей, но и расклеившегося мужа, играет Гольшифте Фарахани — актриса из Тегерана, прославившаяся в США после «Патерсона» Джима Джармуша. Провинциального законника, взявшегося за «последнее дело», играет Сэм Нил из «Парка юрского периода». А японку, влюбленную в астронавтку, — Сиори Куцуна, которую обожают на родине, но в мире знают разве что благодаря «Дедпулу».
Шоураннер сериала Саймон Кинберг — сценарист замечательных «Мистера и миссис Смит», а также автор и продюсер почти всех частей «Людей Икс», самой нестабильной комиксовой кинофраншизы. Его соавтор по сериалу Дэвид Вэйл за последние годы выпустил два спорных проекта. Первый — «Охотники» с Аль Пачино, раскритикованный за вольную интерпретацию ужасов Холокоста. Второй — чересчур мелодраматичная фантастика «Одиночества» с Хелен Миррен, Морганом Фрименом и Энн Хэтэуэй. Это сериал, в котором судьбы разных людей связывала мистика.
«Вторжение» напоминает «Одиночества»: это в первую очередь мелодрама о неприкаянных людях, а уже потом — масштабный сериал-катастрофа. Причем мелодрама откровенно избыточная — циникам и скептикам ее лучше даже не включать.
Во-первых, здесь все чересчур красивое: и пронзительная музыка Макса Рихтера, и возлюбленные, которые навсегда прощаются в маленькой квартирке в лучах заката (одна из героинь перед полетом в космос приклеивает на потолок фосфорную звездочку), и слезы на лице женщины, которая смотрит на измену мужа (а в машине ее в это время, конечно же, ждут дети). Морпех перед выходом на задание разговаривает по скайпу с бабушкой своего напарника-мексиканца — и по-испански обещает ей, что все будет хорошо (нет, не будет).
Почти каждая сцена «Вторжения» — такая же сентиментальная манипуляция, как и весь фильм «Вавилон». Только с пришельцами вместо Брэда Питта.
Но чем ближе катастрофа, тем чаще в этом потоке трогательных банальностей попадаются по-настоящему неординарные эпизоды. Морпехи перед заданием вдруг запевают песню принцессы из мультфильма «Моана». Обманутая жена заходит в инстаграм соперницы — а там сплошные кулинарные рецепты. Внизу экрана то и дело появляются ироничные титры: «Нью-Йорк, США, Земля». А школьный хулиган ловко водит за нос не только доверчивого героя, но и зрителей.
В мире тем временем происходит то, что в новостях называют «самой большой террористической атакой в истории»: никто ничего не понимает, а сериал постепенно становится и остросюжетным (уже во втором эпизоде самые интеллигентные из героев кого-нибудь да ограбят), и детективным. Вторжению инопланетян предшествует множество знаков: кровотечения из носа, электромагнитные аномалии, шумы, пожары. В этой тайне хочется разобраться. Бюджет сериала — двести миллионов долларов, что заставляет дождаться настоящих военных действий на экране, возможно, сериал поспорит с блокбастерами проката. Ближе к финалу «Вторжение» действительно набирает обороты — хоть американские журналисты и пишут, что драматичная развязка не оправдывает вялый старт.
Спорить с ними трудно: сериал действительно не изобретателен и слишком расчетлив. Линия в Оклахоме подражает «Знакам» М. Найта Шьямалана, нью-йоркская история — «Войне миров» Спилберга, а британский сюжет — «Повелителю мух». Токийская часть сериала — самая чувственная. Благодаря этой линии простой мелодраматичный сериал — если дать ему шанс — затягивает с головой. Это история о людях из разных уголков мира, которые чувствуют, что грядет беда — и ничего не могут с ней сделать. В заставке в одном и том же тумане растворяются и семейный автомобиль, и военные вертолеты. Зрителям, которые тоже видят этот туман, нехитрое «Вторжение» немного осветит путь.