Перейти к материалам
истории

Мы видели разного Джеймса Бонда: сексиста, щеголя, бездушного убийцу. Самым живым оказался Дэниэл Крэйг — он играл агента 007 дольше всех Вспоминаем, как менялся главный киношпион

Источник: Meduza
ddp / Vida Press

В кино идет последняя часть бондианы с Дэниэлом Крэйгом — «Не время умирать». Британский актер играл агента 007 дольше других исполнителей — целых 15 лет. Он кардинально изменил персонажа, который в предыдущих частях был скорее карикатурным убийцей злодеев, чем героем с болезненным прошлым. Но и Бонд изменил жизнь самого Крэйга — это все еще главная роль актера, с которой он в итоге попрощался. Рассказываем, каким Джеймс Бонд был в исполнении разных актеров — и каким его сделал Дэниэл Крэйг.

Киносериал про Джеймса Бонда не умер за 60 лет благодаря своему рецепту, в котором ингредиенты оставались одними и теми же, но менялись их пропорции. На протяжении 25 фильмов менялся и сам шпион, в зависимости от энергетики актера, режиссуры и перемен в обществе. 

Какими были первые Бонды

Коннери

Впервые Джеймс Бонд Яна Флеминга от кинокомпании Eon Productions появился на экранах в «Докторе Ноу». В нем актер-новичок, бывший бодибилдер Шон Коннери показал шпиона невозмутимым убийцей и прожигателем жизни с надменной улыбкой. Он разбирается в вине, стильно одевается, много курит и играет в карты. Этот Бонд может застрелить безоружного противника или перерезать горло, напав со спины. А еще он не прощает: предательниц использует в качестве живого щита, а поверженных противников не арестовывает, а казнит.

Шон Коннери в фильме «Доктор Ноу»
ddp / Vida Press

Однако этот Бонд периодически теряет самообладание: его могут напугать пауки (тарантула-киллера он бьет ботинком пять раз!) или угрожающий его гениталиям лазер. Кроме того, агент неспособен отказаться от выпивки, чем пользуются его враги: героя Коннери неоднократно травили.

Уже в «Шаровой молнии» (1965) авторы стали позволять себе открыто издеваться над любвеобильным персонажем. В начале фильма Бонд попадает в западню, лежа на включенной на полную скорость машине для вытяжения позвоночника: агент 007 застревает в цикле поступательных движений, напоминающих сексуальный акт, и единственный раз в истории франшизы кричит о помощи. А в «Живешь только дважды» японские коллеги троллят Бонда, обещая ему в качестве фиктивной жены для миссии ныряльщицу «с лицом свиньи» — 007 заметно переживает.

Шон Коннери в фильме «Шаровая молния»
Courtesy Everett Collection / Vida Press

В отношении женщин фильмы эпохи Коннери наиболее сексистские. Самая первая девушка Бонда Хани Райдер (Урсула Андресс) — наивная провинциалка, к которой агент относится патерналистски и с колониальной снисходительностью: она не ходила в школу, прочла энциклопедию до буквы «Т» и искренне верит, что танк с огнеметом — это огнедышащий дракон. Бондовские женщины влюбчивы и доверчивы, однако в «Из России с любовью» и «Шаровой молнии» именно они убивают злодеев, спасая шпиона от гибели. А в «Голдфингере» 007 практически насилует приспешницу злодея, летчицу-лесбиянку Пусси Галор, после чего она переходит на сторону добра.

Лэзенби

В 1969-м, когда Коннери наотрез отказался снова играть Бонда, продюсеры заменили шотландца на Джорджа Лэзенби — австралийца, который до этого снимался лишь в рекламе шоколада.

«На секретной службе ее Величества» (1969) стал первым экспериментом с характером Бонда. Разведчик впервые влюбляется и женится, но его супругу (театральная артистка Дайана Ригг — едва ли не первая «серьезная» актриса в роли подружки Бонда) неожиданно убивают в трагическом финале. В отличие от Бонда Коннери, Бонд Лэзенби уязвимее и свободнее — хотя бы в выборе одежды и шуток. Здоровяков, предложивших ему под дулом пистолета проследовать за ними, он иронично спрашивает: «Возможно, организуем тройничок?» Сложно представить такой юмор у Коннери.

Джордж Лэзенби в фильме «На секретной службе ее Величества»
ddp / Vida Press

Мур

Телевизионная звезда Роджер Мур оказался менее самодовольным и жестоким, но более элегантным и ироничным Бондом, для которого кэмп — родная стихия. В эру жизнерадостного Мура, игравшего в основном бровями, невероятные трюки и легкий юмор стали главным акцентом франшизы. Забавно, что этот самый любвеобильный и смертоносный Бонд также оказался самым порядочным. Он ведет себя куда учтивее с женщинами, чем Коннери, и решительно отказывается от секса с 16-летней фигуристкой, которая тайком пролезает к нему в постель. А многочисленные убийства к закату муровской службы стали настолько нелепыми, что в них невозможно увидеть какую-либо жестокость.

Роджер Мур в фильме «Вид на убийство»
ddp / Vida Press

Далтон

От пародийности франшизу в конце 1980-х спас шекспировский актер Тимоти Далтон. «Искры из глаз» (1987) и «Лицензия на убийство» (1989) вернули бондиане драматизм, а сам агент вновь стал холодным и безжалостным разведчиком, которого долг интересует больше женщин и развлечений.

Бонд Далтона способен оценить игру подруги на виолончели, а сами девушки стали его равнозначными партнерами, а не только жертвами в беде. При Далтоне продюсеры перестали убивать женщин или делать из них femme fatale: никто не погибает, никто не предает.

Тимоти Далтон в фильме «Лицензия на убийство»
Moviestore / Shutterstock / Vida Press

Тем не менее, сами фильмы не выделялись среди боевиков 1980-х, а серьезный и пресный Далтон, который сражался с торговцами оружием и наркобаронами, проигрывал в харизме новым экшен-героям десятилетия вроде Арнольда Шварценеггера, Мэла Гибсона и Брюса Уиллиса. Многие перемены, которые произошли с бондианой в эпоху Далтона, позднее получили второе дыхание при Крэйге.

Броснан

В 1990-х, уже после развала СССР, харизматик Пирс Броснан вернул 007 маскулинное обаяние Коннери и толику муровской эксцентричности, при этом убедительно смотрясь в драматических сценах. Его Бонд переживает, когда в «Завтра не умрет никогда» (1997) из-за него погибает старая подруга, и еще больше страдает, когда приходится застрелить предавшую его социопатичную любовницу (Софи Марсо) в «И целого мира мало» (1999).

Именно Броснан вернул крутость «бондиане» во времена Cool Britannia, снова сделав 007 иконой британской поп-культуры. Уже в первом фильме с Броснаном, «Золотом глазе» (1995), М, ставшая первой начальницей Бонда, называет своего оперативника «динозавром-женоненавистником и пережитком холодной войны». Тем самым отражая не только перемены в обществе, но и смену руководства в кинокомпании Eon (на место продюсера Альберта Р. Брокколи пришли его дети — Барбара Броколли и Майкл Дж. Уилсон).

После 11 сентября и выхода двух фильмов о Джейсоне Борне продюсерам бондианы стало понятно, что франшизе требуется радикальная перезагрузка. Время требовало нового, реалистичного, Джеймса Бонда, который бы точнее отражал напряженную ситуацию в мире, оставив спецэффекты и гаджеты супергероям.

Пирс Броснан в роли Джеймса Бонда в фильме «И целого мира мало»
Danjaq / Eon / Shutterstock / Scanpix / LETA

Каким Бонда сделал Крэйг (и каким Крэйга сделал Бонд)

Когда в 2005 году продюсеры объявили о том, что Бонда сыграет Дэниэл Крэйг — невысокий блондин с грубыми чертами лица — фанаты негодовали. Тем не менее серьезный актер с театральным бэкграундом, который уже успел поработать со Стивеном Спилбергом и Сэмом Мендесом и сыграть шизофреника («Любовь и ярость»), гомосексуала («Любовь — это дьявол») и гангстера («Проклятый путь»), нашел совершенно неожиданный подход к персонажу.

Его Бонд впервые стал похож на живого человека, а не на неуязвимого супергероя. Самым удивительным было то, что знаменитый мистер Бонд оказался способен чувствовать и физическую боль, и душевную, причем еще непонятно, какую сильнее! Обаятельная машина для убийств стала вызывать у зрителей сочувствие, ведь враги могли избить его канатом по яйцам, любовницы — предать, начальство — застрелить, а страна — забыть.

Заменив в ДНК Бонда высокомерие на эмоциональность, а комизм на суховатый сарказм, а также убрав несколько архаичные клише, создатели бондианы впервые начали снимать «престижное» кино. Среди всех бондовских картин лишь крэйговские номинировались в главных категориях на премию BAFTA («007: Координаты „Скайфолл“» даже назвали лучшим британским фильмом 2012 года) и привлекали внимание звезд уровня Сэма Мендеса, Роджера Дикенса, Кристофа Вальца, Пола Хаггиса и Хавьера Бардема. Да, над франшизой и раньше работали талантливые люди, но по большей части ремесленники, а не завсегдатаи церемонии «Оскар».

Кроме того, только при Крэйге сюжет бондианы перестал обнуляться после титров. В «Кванте милосердия» (2008) агент продолжает искать убийц своей первой любви Веспер Линд. «007: Координаты „Скайфолл“» развивает тему отношений Бонда с пожилой главой Ми-6 М, которая здесь в некотором роде становится «девушкой Бонда» и одновременно материнской фигурой. «СПЕКТР» задним числом вводит в сюжет цикла злодея Эрнста Ставро Блофельда. А «Не время умирать» закрывает все арки, начатые в предыдущих фильмах. Да, прекрасно видно, что сценаристы зачастую придумывали связи частей впопыхах и на ходу, но даже такое шитое белыми нитками единство — новинка для бондианы.

Дэниэл Крэйг и Джуди Денч в фильме «007: Координаты „Скайфолл“»
ED / RM / Vida Press
Дэниэл Крэйг и Леа Сейду в фильме«Не время умирать»
Nicola Dove / MGM / The Hollywood Archive / Vida Press

На протяжении пяти фильмов Бонд обрастал биографией, друзьями, коллегами и психологическими и телесными травмами, а в трагическом финале «Не время умирать», по-своему революционном для серии, продюсеры избавляются от главной характеристики Бонда — неуязвимости.

Похожую деконструкцию героя в трилогии о Бэтмене провернул Кристофер Нолан — большой поклонник бондианы в целом и «На секретной службе ее величества», самого горького из классических «бондов», в частности.

Есть некоторая ирония в том, что Дэниэл Крэйг, выбор которого в свое время так разочаровал фанатов франшизы, прослужил коммандером Бондом дольше всех предшественников — 15 лет. За это время крупнобюджетные проекты с его участием — фэнтези «Золотой компас», триллер «Девушка с татуировкой дракона», сайфай-вестерн «Ковбои против пришельцев» не оправдывали студийных ожиданий и не становились многосерийными. А драматические выходы — «Воспоминания неудачника», «Дом грез» и «Лос-Анджелес в огне» — разочаровывали критиков и проходили мимо наград и фестивалей.

Лишь детектив «Достать ножи», в котором Крэйг раскрывает свой комедийный талант, играя незадачливого сыщика Бенуа Бланка, стал единственной безусловной удачей в фильмографии актера за последние десять лет. В этом образе Дэниэл Крэйг еще вернется — сразу в двух сиквелах для Netflix. Кроме того, актер также планирует реанимировать Бродвей после ковидного застоя с новой постановкой «Макбета», которую, кстати, также продюсирует бондовский продюсер Барбара Брокколи.

Дэниэл Крэйг в «Не время умирать»
Nicola Dove / MGM / The Hollywood Archive / Vida Press

У Крэйга получилось достойно завершить службу в бондиане: что бы ни говорили про «Не время умирать». В отличие от «Бриллиантов навсегда», «Вид на убийство» и «Умри, но не сейчас» (последних фильмов в бондовских циклах Коннери, Мура и Броснана соответственно) 25-й фильм о Бонде зрители точно не забудут.

Теперь Крэйгу предстоит самое сложное — доказать, что у актеров есть жизнь (то есть не менее яркие роли) после Бонда. Пока что это удалось только Шону Коннери.

Михаил Моркин