Перейти к материалам
истории

Почему «Медузу» признали «иностранным агентом»? И кто за этим стоит? Нам (пока) известны две версии

Источник: Meduza
Александр Щербак / ТАСС

Российские власти 23 апреля признали «Медузу» «СМИ — иностранным агентом». Теперь наши читатели вынуждены постоянно видеть предупреждение о том, что перед ними материал «иноагента». Само существование «Медузы» под угрозой, потому что мы потеряли рекламодателей. «Медуза» спросила Минюст, который внес издание в список «иностранных агентов», на каком основании это произошло — ведомство пообещало ответить в течение семи дней. На запросы других СМИ сотрудники Минюста ответили более оперативно: «Новой газете» заявили, что «Медуза» соответствует всем критериям закона об иноагентах, а «Дождю» — что неназванные органы государственной власти подтвердили иностранное финансирование «Медузы». Корреспонденты «Медузы» решили самостоятельно найти ответы на главные вопросы: почему такое решение было принято сейчас, каковы его причины и кто был его инициатором.

Версия № 1: «Медузу» внесли в «иноагенты» в ответ на то, что Латвия преследует Sputnik

«Что там — „Медузу“ уже заблокировали в ответ на блокировку Латвией русских сайтов? Нет? А почему?» — написала главный редактор RT Маргарита Симоньян в своем телеграм-канале 1 апреля 2021 года. За день до этого представители RT заявили, что в Латвии заблокировали сайт телеканала «Russia Today на русском». Уже через три недели, 23 апреля, Минюст внес «Медузу» в реестр «иностранных СМИ — иностранных агентов». «Минюсту одобрения лучи», — поддержала Симоньян эту новость. А вскоре перепостила из канала «Sputnik Ближнее зарубежье» текст о том, что по сравнению с их ситуацией «Медуза» «отделалась легким испугом».

В какой ситуации оказалась «Медуза» на самом деле

На запрос «Медузы» о причинах включения издания в реестр «иностранных агентов» в Минюсте пообещали ответить в течение семи дней. Впрочем, министерство ответило на аналогичный запрос телеканала «Дождь», сообщив, что это было сделано «на основании документов, поступивших от органов государственной власти Российской Федерации», в частности, «подтверждающих иностранное финансирование» «Медузы» (SIA Medusa Project, издающее «Медузу», зарегистрировано в Латвии, и это публичная информация).

Как разъяснили в Минюсте «Новой газете», для включения в реестр СМИ — «иноагентов» достаточно выполнения трех критериев: регистрация издателя в иностранной юрисдикции, получение финансирования из-за рубежа и распространение информации в России (то есть в интернете на русском языке).

Получается, под эти критерии подпадает любое иностранное СМИ, выпускающее материалы на русском языке. Однако до включения «Медузы» в реестр «иноагентов» там значились только радиокомпания «Голос Америки», 11 СМИ группы «Радио Свобода», которые финансируются правительством США, а также чешское информационное агентство «Medium-Orient», финансируемое институтом «Открытое общество» — региональным фондом миллиардера Джорджа Сороса.

Бюджеты этих, по сути, некоммерческих организаций позволяют им продолжать работу, игнорируя включение в список «иноагентов»: так, для СМИ из группы «Радио Свобода» административные штрафы за невыполнение требований к «иноагенту» к началу апреля достигли суммы 71,5 миллиона рублей.

По закону Минюст вносит иностранные СМИ в реестр «иноагентов» по согласованию с министерством иностранных дел. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на вопросы о позиции МИД в отношении издания и причинах внесения именно «Медузы» в список «иноагентов» ответила: «Мы не комментируем процесс межведомственного согласования документов, но можем сказать, что со стороны МИД выполнили требования данного закона. Признание СМИ или журналиста „иноагентом“ не влияет на работу с ним со стороны МИД — как и прежде, отвечаем на запросы, даем комментарии, аккредитуем на мероприятия».

По словам Захаровой, «Медуза» признана «иноагентом» только потому, что «соответствует критериям закона» — и других причин для этого нет.

Никаких проблем с «Медузой», зарегистрированной в Латвии, у российского МИД не было, сообщила Захарова в разговоре с «Новой газетой», и добавила, что «всегда относилась к изданию как к СМИ; никаких нареканий с их стороны я не слышала <…>».

В середине апреля Мария Захарова на брифинге возмущалась преследованием российских СМИ в Латвии. В частности, она привела в пример, что 14 апреля Служба государственной безопасности Латвии вызвала на допрос для предъявления статуса подозреваемого пятерых журналистов, которые сотрудничают с российским «Sputnik Латвия» и русскоязычным информационным агентством Baltnews (входят в МИА «Россия сегодня»).

Они стали подозреваемыми по статье 84 ч.1 уголовного закона о нарушении режима санкций. Наказание по этой статье — до пяти лет лишения свободы. Еще семеро авторов «Sputnik Латвия» и Baltnews получили статус подозреваемых по этой же статье в декабре 2020 года, пишет «Sputnik Латвия».

Предлогом для жестких действий Латвии в отношении СМИ группы МИА «Россия сегодня» и их журналистов стали европейские санкции против гендиректора МИА Дмитрия Киселева. Еще летом 2020 года Национальный совет Латвии по электронным СМИ запретил трансляцию семи телеканалов RT на территории страны, обосновав это «нарушением экономических санкций Евросоюза», поскольку, по мнению совета, телеканалы находятся «под контролем» Дмитрия Киселева.

Телеканал Russia Today, основа нынешней группы телеканалов RT, был учрежден в 2005 году государственным агентством «РИА Новости» для вещания на различные страны мира. Его главным редактором стала Маргарита Симоньян. Дмитрий Киселев в это время работал ведущим программы «Вести+» телеканала «Россия». Но в 2013 году РИА «Новости» было ликвидировано, а на его месте было создано Международное информационное агентство (МИА) «Россия сегодня», генеральным директором которого стал Дмитрий Киселев. В том же 2013 году Киселев назначил главным редактором МИА «Россия сегодня» Маргариту Симоньян, которая занимает эту должность до сих пор, совмещая ее с аналогичным постом в Russia Today, а также с 2014 года — с постом главреда информационного агентства Sputnik, учрежденного МИА «Россия сегодня». Все эти организации финансируются из российского бюджета. Таким образом, формально Дмитрий Киселев и телеканалы Russia Today не связаны между собой: Киселев лишь является генеральным директором компании, которая стала преемником учредителя RT, и формальным начальником Маргариты Симоньян в двух проектах (МИА «Россия сегодня» и учрежденного этой организацией агентства Sputnik).

«Мы расцениваем уголовное преследование журналистов в этой стране (Латвии) как откровенное нарушение международного права в части, касающейся свободы выражения своего мнения и принципа плюрализма средств массовой информации», — сказала Захарова на брифинге 15 апреля.

Два источника «Медузы», близкие к администрации президента России, утверждают, что именно проблемы МИА «Россия сегодня» и RT в Латвии стали причиной решения Минюста в отношении латвийского издания «Медуза», а инициатива при этом исходила от администрации президента России.

«Симоньян просила [первого замруководителя администрации президента Алексея] Громова, чтобы „Медузу“ внесли в иноагенты за Sputnik в Латвии. Это для нее стало последней каплей, а Громову надо было исполнять KPI по борьбе с иностранным влиянием», — так один из собеседников «Медузы» объясняет логику этого решения.

Сама Маргарита Симоньян на вопрос «Медузы» о ее роли в этой истории ответила так: «Единственный случай, когда я вмешивалась в судьбу „Медузы“ и ее сотрудников, — это кейс Голунова. Остальное с вами сделала Латвия. Вот ее и поспрошайте». (После задержания Ивана Голунова Симоньян написала в своем телеграм-канале: «Что нужно сделать прямо сейчас — это отпустить Голунова под домашний арест. Учитывая здоровье и вообще. А потом уже предъявлять обществу доказательства — если таковые имеются. Чтобы окончания этого разбирательства человек ждал не в вонючей камере, а хотя бы дома».)

Версия № 2: Совет безопасности России выступает за «блокаду» иностранных СМИ

Однако другие собеседники «Медузы» говорят, что причины ее внесения в список «иноагентов» могли быть не связаны с Латвией и конфликтом вокруг МИА «Россия сегодня» — и что с подобной проблемой скоро могут столкнуться и другие иностранные СМИ, работающие в России.

Близкий к правительству источник утверждает, что «блокада» иностранных медиа обсуждалась на недавнем оперативном совещании президента с постоянными членами Совбеза, где говорили о «СМИ с иностранным финансированием на русском языке». Предполагается, что большинство из них должны получить статус «иноагента».

По словам собеседника «Медузы», «четкого списка» таких СМИ нет, но, в первую очередь, таковыми считаются СМИ с иностранным государственным финансированием: например, «Би-Би-Си». «Громов мог обозначить, что „Медуза“ — не такое СМИ, но делать этого не стал», — резюмирует собеседник.

Другой источник, близкий к Совбезу, подтверждает, что на последнем совещании с членами Совета безопасности иностранные СМИ действительно обсуждались, но не в контексте их «блокады».

«Речь шла об информационных обменах и о том, что нужно отличать СМИ от инструментов спецслужб», — говорит собеседник «Медузы». Впрочем, по словам источника, есть люди, которые считают «Медузу» и другие иностранные издания именно «инструментом спецслужб».

Позиция Совета безопасности и конкретные поручения доводятся до министерств и чиновников, рассказал «Медузе» источник в российских государственных органах, знакомый с содержанием подобных распоряжений.

Уже после публикации материала «Медуза» получила ответ от Минюста. Он ничего не объясняет, но мы приводим его полностью: «На запрос от 28.04.2021 о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, сообщаем следующее. На основании документов, поступивших от уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, подтверждающих соответствие признакам иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, установленных Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 „О средствах массовой информации“, 23.04.2021 юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA „Medusa Project“ (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014) включено в реестр. Решение о включении в реестр информации об указанном юридическом лице принято Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».
Читайте также

Власти делают вид, что в признании «Медузы» «иностранным агентом» нет ничего страшного. Они врут: на самом деле это касается каждого Объясняют руководители «Дождя», «Новой газеты» и других независимых СМИ

Читайте также

Власти делают вид, что в признании «Медузы» «иностранным агентом» нет ничего страшного. Они врут: на самом деле это касается каждого Объясняют руководители «Дождя», «Новой газеты» и других независимых СМИ

Слушайте музыку, помогайте «Медузе»

Авторы: Татьяна Лысова, Светлана Рейтер, Андрей Перцев и Алексей Ковалев

Реклама