Перейти к материалам
истории

«Охотник на монстров» — боевик с Миллой Йовович по серии игр Monster Hunter Будем честны, фильм ужасен. Но и в нем есть свои плюсы!

Источник: Meduza
Sony Pictures

В кинотеатрах вышел фэнтези-боевик «Охотник на монстров». Режиссер «Смертельной битвы» и пяти частей «Обители зла» Пол У. С. Андерсон на этот раз экранизировал популярную серию игр Monster Hunter. В главной роли — его муза и жена Милла Йовович, героиня которой сражается с разнообразными монстрами: драконами, трицератопсами-людоедами и ядовитыми пауками. Кинокритик «Медузы» Антон Долин ищет плюсы в этом не самом удачном фильме.

Назвать «Охотника на монстров» плохим фильмом будет не совсем точно — скорее он ужасающий, и его создатели этим фактом, кажется, гордятся. Никаких намеков на драматургию, развитие сюжета или характеров здесь нет, диалогов фактически тоже: двое главных героев не говорят на языках друг друга и объясняются на языке жестов, да и некогда им разговаривать. По сути, на протяжении полутора часов чудовища охотятся на людей и их пожирают, а самые отважные из недоеденных людей в ответ охотятся на чудовищ и убивают их. На эту элементарную канву натянуто подобие сказочно-фэнтезийной интриги, но настолько схематичной и необязательной, что ее неловко пересказывать. Ну и главное: в центре месива с начала и до конца — ослепительная Милла Йовович. 

Фильм, несомненно, примитивен, но при этом совсем не прост. По сути, «Охотник на монстров» задает ключевой вопрос о природе кинематографического зрелища. Очевидно, что его основа — наслаждение зрителя от наблюдения за движущимися образами на экране, сопровождаемыми определенным набором звуков. Непременно ли к ним должно добавляться несколько уровней смыслов — от попытки сперва запутать, а потом распутать предположительно нелинейную интригу до социальной или политической подоплеки? Блокбастеры последних лет приучили нас к тому, что должны не только развлекать, но и поучать; показывать жанру фигу в кармане, подмигивать понимающей аудитории, быть умнее, чем кажутся (этот кодекс осознанно нарушали разве что «Аквамен» и «Шазам» студии DC, за что их закономерно ругали). «Охотник на монстров» напоминает, что ум — не главное. А адреналин или сексуальное возбуждение с умом, как правило, не связаны вообще. 

У британского режиссера Пола У. С. Андерсона — осознанного виртуоза фильмов категории B и опытного экранизатора видеоигр (эта картина основана на популярной игровой франшизе Monster Hunter) — есть испытанный рецепт по смешиванию нескольких жанровых моделей в забористый коктейль. Это относительно дешевые и сердитые спецэффекты вырвиглаз, неослабевающая динамика действия, череда кровавых жутких побоищ, нешуточно отвратительные монстры и обязательная Милла Йовович, в свои 45 не менее прекрасная, чем в 26, когда снялась в их первом общем фильме «Обитель зла». С тех пор у них было еще шесть картин (пять сиквелов и предельно идиотские «Мушкетеры»), двадцать лет счастливого сожительства и брака плюс трое детей. 

SonyPicturesRU

Да, в «Охотнике на монстров» нет многих составляющих из тех, которые мы привыкли считать признаками хорошего кино. Но при этом удивительным образом есть все необходимое, чтобы удовлетворить зрителя, неравнодушного именно к такому типу кинематографа. 

Прежде всего — крепкая мифологическая основа, связанная с древнейшим и вечно привлекательным сюжетом драконоборчества. Пусть на дракона похож лишь один из противников героини, огнедышащий крылатый Раталос, но и остальные — бронированный трицератопс-людоед Диабло, живущий под песком пустыни, или ядовитые пауки-скорпионы Нерсциллы — помогают рассказать одну и ту же старую как мир историю о победе несгибаемого маленького человека над гигантским свирепым зверем. 

Ставшая сегодня чуть ли не обязательным атрибутом Голливуда феминистская идея? Без нее никуда. Причем никто не заподозрит Андерсона в том, что он действует по приказу невидимого обкома, осуществляющего политкорректную диктатуру: режиссер искренне считает женщину (по меньшей мере одну конкретную женщину) самым крутым существом во вселенной. В сравнении с несгибаемой киевлянкой Йовович пасуют все: воюющие под ее началом солдаты, известный нам под именем Охотника ее партнер поневоле (тайский супермен Тони Джаа) и даже великий Рон Перлман. Кстати говоря, хотя формально здесь несколько центральных персонажей, более корректным было бы перевести название фильма как «Охотница на монстров». Недаром же имя центральной героини позаимствовано у греческой богини охоты Артемиды. 

Наконец, за пределами чистого аттракциона в картине есть чувство, которое делает бронебойное тупое зрелище живым и даже трогательным: это сильная и искренняя любовь режиссера к его жене, музе и, несомненно, полноправному соавтору. А этого компонента подчас не хватает даже в самых изысканных, высокохудожественных и оригинальных фильмах, рожденных в недрах Голливуда.   

Антон Долин