Перейти к материалам
истории

Второй сезон «Обычной женщины» с Анной Михалковой — меньше реализма, больше трэша и приключений И сериал от этого совсем не проигрывает

Источник: Meduza
«ТНТ-Premier»

На сервисе Premier 17 декабря выходит второй сезон сериала «Обычная женщина». Режиссерами первой части был Борис Хлебников, второй сезон снимает Наталия Мещанинова, а Хлебников выступает в качестве продюсера. Главную героиню, сутенершу Марину, по-прежнему играет Анна Михалкова. В новых эпизодах она рожает третьего ребенка и продолжает вести двойную жизнь, скрывая за цветочным бизнесом свое настоящее занятие. В сериале также сыграли Евгений Гришковец, Александра Бортич, Татьяна Догилева, Николай Фоменко. Кинокритик Егор Москвитин вспоминает, каким был первый сезон, и рассказывает, почему второй получился не таким реалистичным, но от этого не менее увлекательным.

Первый сезон

Два года назад «Обычная женщина», снятая Борисом Хлебниковым, стала сериалом, который окончательно провел границу между эфирной и стриминговой драматургией в России. Премьера истории о двуличной жительнице Москвы, торгующей цветами и девственницами в собственном борделе, состоялась на телеканале ТВ-3 — но ее рейтинги оказались невысокими что в регионах, что в крупных городах. Зато в сети сериал смотрели запоем: по словам продюсеров шоу Валерия Федоровича и Евгения Никишова, осенью 2018 года среди всех премьер канала в интернете успешнее был лишь молодежный «Чернобыль: Зона отчуждения». 

Сериал «Обычная женщина» был таким же оборотнем, как и его героиня. История начиналась как привычная телезрителю семейная драма. Хозяйка убыточного цветочного магазина Марина (Анна Михалкова) ждет третьего ребенка и не может справиться с двумя первыми: младшую дочь считают асоциальной в школе, а старшая водится с плохими парнями. Муж (Евгений Гришковец) — измотанный хирург, который спасает всех, кроме жены, и заводит тихий роман с ассистенткой (Мария Андреева). Свекровь Антонина (Татьяна Догилева), кажется, умеет убивать словом и взглядом. И всем вокруг нужны деньги и время Марины.

PREMIER

Уже в первой серии в эту знакомую зрителю экспозицию врезались осколки криминальной драмы. На самом деле Марина — сутенерша. Ей нужно срочно избавиться от трупа секс-работницы, решить проблемы с бандитами, полицией и ФСБ и, если останутся силы, сохранить брак. Эта история понравилась зрителям, привыкшим к западным сериалам. «Обычная женщина» принесла «Золотого орла» и приз французского фестиваля Series Mania Анне Михалковой, полюбилась публике на кинорынке MIPCOM в Каннах и добилась от иностранных критиков сравнений с «Во все тяжкие».

Но попадания в российскую телеаудиторию не случилось. Возможно, из-за реалистичной, холодной и грязноватой манеры съемки Бориса Хлебникова, не оставлявшей зрителю шанса на эскапистскую фантазию, как в глянцевых «Большой маленькой лжи» и «Отыграть назад». Или из-за неторопливого, несмотря на плотность событий, ритма повествования — один только труп в матрасе героини прятали серий пять.

Второй сезон

Второй сезон, режиссером которого стала Наталия Мещанинова, начинается с работы над ошибками: от тел в нем избавляются за считаные минуты. Новости падают на зрителя одна за другой. Марина родила после семи месяцев беременности, и младенца помещают в инкубатор. У старшей дочери проблемы с местными наркоманами, а младшая продолжает говорить репликами, которые ждешь скорее от психопата, чем от ребенка. Беременная любовница мужа еще не решилась на аборт, а сам муж не знает, как быть с открытием, что его жена — сутенерша. Коллеги тянут ее назад в дело, а люди в погонах напоминают об обещании, данном в конце первого сезона. Да еще и пьющая следовательница Вера (Дарья Савельева) намерена посадить Марину за решетку — и выглядит при этом решительно.

«ТНТ-Premier»
«ТНТ-Premier»

Плотность событий в сериале поражает, но между ними остается зазор, в который иногда проникает холод настоящей, нехудожественной жизни. «Каждый месяц то свадьбы, то похороны», — заключает врач из клиники, где работает муж Марины.

Чуть ли не в первые минуты новой «Обычной женщины» в кадре происходит событие, которое шокирует не меньше фирменных внезапных убийств из «Игры престолов», — зритель вплоть до финала эпизода оказывается в подвешенном состоянии. Дело не только в саспенсе, который виртуозно нагнетает сценарий Марии Меленевской и Дениса Уточкина, а также режиссура призера «Кинотавра» Наталии Мещаниновой. Сериал требует от зрителя решительности. За тридцать пять минут каждому из нас предстоит выбрать, чего мы ждем от «Обычной женщины» больше — приключений, развивающихся по законам телевидения, или правды жизни без ретуши.

Первый сезон, при всех своих фантастических обстоятельствах, склонялся в сторону второго подхода. И рассказывал сразу несколько историй, понятных и близких большинству россиян: историю о бесправии и беззащитности; историю о благородных профессиях, несовместимых с приличной жизнью; и историю о том, что мужская энергия в наших краях отчего-то иссякает раньше, чем женская.

После трех серий второго сезона кажется, что новая «Обычная женщина» ближе к сериалам, чем к жизни. «Ты хочешь, чтобы мы с тобой как по телику ругались?» — язвит один из персонажей, и сценаристы тут же приступают к выполнению своих обещаний. Счастливые случайности помогают героям ускользать от судьбы. Постоянно звонящий телефон (мобильный, но с рингтоном как у городского) передает состояние загнанной героини, которая, не успев родить, едет в морг. Там ее просят надеть маску (дело в не коронавирусе, а в запахе) — и зритель чувствует, что сериал будет соблюдать дистанцию между реальностью и драматургией.

PREMIER

Страдания слабых мужчин и бремя спасающих их сильных женщин, так точно описанные в первом сезоне, во втором возводятся в квадрат: героя Гришковца постоянно бьют, а героиня Михалковой привычно закрывает его грудью. Второстепенные персонажи, обставляя свои криминальные делишки, общаются исключительно штампами из гангстерских фильмов — и это звучит одновременно и иронично, и правдиво. Ведь обычная женщина, если ей придется стать преступницей, будет искать профессиональные советы в первую очередь в кино и сериалах. Всех без исключения участников событий ждут постоянные преграды. То сядет батарейка у телефона, то не получится выбраться из квартиры, то герои, которые ищут друг друга, разминутся в Москве.

Но отдаляясь от дорогого Хлебникову бытового реализма, сериал Мещаниновой не попадает в ловушку наглядного символизма. Потока цитат и образов, которыми злоупотребляют другие телероманы, не будет. Сценаристы и режиссер не эксплуатируют даже невинного младенца, вокруг которого вьются грешные взрослые. Сильные эмоции у зрителя можно вызывать и менее банальными средствами: любым из взглядов Анны Михалковой, любой репликой Татьяны Догилевой. Или сценой, где хирург берет в руки скальпель не чтобы спасти, а чтобы ударить. Или поездкой мужа и жены по вечерней, ночной и утренней Москве в поисках ответов на все вопросы сериала — и жизни — сразу.

Впереди супругов ждет повторение известной сцены из «Нелюбви» — и даже из этого поединка с современной киноклассикой «Обычная женщина» выйдет как минимум не побежденной.

Егор Москвитин