«Отыграть назад» с Николь Кидман и Хью Грантом: мини-сериал про психоаналитика, которая не заметила, как рушится ее жизнь От создателей «Большой маленькой лжи» и «Птичьего короба»
На HBO и в российской «Амедиатеке» вышли первые эпизоды шестисерийного криминального триллера «Отыграть назад», снятого датским режиссером и обладательницей «Оскара» Сюзанной Бир. Главные звезды шоу — Николь Кидман и Хью Грант. История основана на книге американской писательницы Джин Ханфф Корелиц «Ты должна была знать». Главная героиня — успешный нью-йоркский психоаналитик — внезапно понимает, что ее муж, вероятно, замешан в убийстве, — и пытается осознать, как она могла этого не заметить. По просьбе «Медузы» кинообозреватель Анастасия Гулиджанян рассказывает, почему этот сериал с детективной завязкой разочарует тех, кому нужен закрученный сюжет, но понравится любителям психологических драм.
Осторожно! В этом тексте есть спойлеры к сериалам «Отыграть назад» и «Защищая Джейкоба». Если вы не хотите знать, кто был убийцей в этих сериалах, вернитесь к тексту после просмотра.
О чем этот сериал
«Отыграть назад» должен был стать главным проектом HBO весной 2020 года, но из-за пандемии премьеру перенесли на осень. Перестановка сыграла сериалу на руку: голые деревья и грузные тучи над Нью-Йорком, на фоне которых разворачивается действие, сейчас гораздо более кстати. На первый взгляд «Отыграть назад» кажется нью-йоркской версией «Большой маленькой лжи»: мы снова видим историю богатых американцев, в которой фигурируют одна школа и одно убийство. Но дело не только в похожем синопсисе и в том, что центральную роль в обоих сериалах сыграла Николь Кидман: оба шоу написал один сценарист — Дэвид Э. Келли. Еще одно сходство: в основе сюжета «Отыграть назад» опять лежит роман-бестселлер — «Ты должна была знать» Джин Ханфф Корелиц («Большая маленькая ложь» снята по одноименной книге Лианы Мориарти).
Семейный психотерапевт Грейс Фрейзер, кажется, обладает всем, о чем только можно мечтать: она живет в красивом доме с видом на Центральный парк, у нее любящий муж Джонатан (Хью Грант) — детский онколог, талантливый сын, который учится в дорогой частной школе и играет на скрипке, папа-миллионер — плюс безупречная укладка. В книге Грейс была еще и писательницей — и убеждала читателей со страниц своей книги, что все самое важное о партнере можно узнать во время первой встречи. В сериале от этой детали отказались: тут героиня дает советы парам и одиночкам просто так, основываясь на своей 20-летней практике и своем личном семейном благополучии.
На одном из заседаний школьного совета Грейс знакомится с мамой нового ученика — художницей Еленой Альварес (ее играет молодая итальянская актриса Матильда Де Анхелис). Она не из высшего света: ее ребенок учится здесь по стипендии. Во время встречи Елена кормит грудью маленькую дочь, и местные богатые дамы почему-то решают, что это пассивно-агрессивный жест. В другой раз Грейс встречает Елену на школьном благотворительном вечере — там она плачет в туалете, после чего убегает с вечеринки. Грейс предлагает ей свою помощь, причем бесплатно — но Елена вежливо отказывается. Больше они не увидятся, потому что на следующее утро десятилетний сын художницы найдет в студии ее изувеченное тело (11 ударов по голове молотком).
Одновременно куда-то исчезает муж Грейс (Хью Грант), и его начинает искать полиция. Идеальный мир главной героини начинается рушиться, когда она понимает, что Джонатан изменял ей с Еленой. И теперь он — главный подозреваемый по этому делу.
Не детектив, а психологическая драма
Критики ругают и сериал, и книгу за одно и то же: в этой истории практически нет интриги, зрители могут вычислить убийцу уже после пилотного эпизода. После этого открытия к сюжету остается только один вопрос: почему главная героиня, опытный психотерапевт, раздающий советы направо и налево, оказалась так слепа? Так сериал, от которого ждали закрученной интриги, превращается из остросюжетного детектива в вялотекущую психологическую драму. Если снизить ожидания и не надеяться на какие-то другие открытия, вполне возможно, Кидман и создателям сериала удастся вас удивить.
Помимо «Большой маленькой лжи» при просмотре «Отыграть назад» на ум приходит другой психологический триллер — «Защищая Джейкоба» — о том, что мы не все знаем о своих близких. В нем подростка обвиняют в убийстве, родители не могут в это поверить и пытаются доказать, что их сын невиновен; однако позже им приходится смириться с неприятной правдой.
Нечто подобное испытывает и главная героиня «Отыграть назад», которая до последнего предпочитала жить в воображаемом мире. И эта история отлично объясняет, почему у человека может не быть ответа на вопрос «Как ты могла не заметить?». В частности, это разговор о склонности к подтверждению — явлению, когда человек воспринимает и запоминает только ту информацию, которая подтверждает его убеждения. Грейс видела в своем супруге заботливого врача, хорошего отца, привлекательного мужа — и отсекала все остальное. Вокруг Грейс образовался идеальный информационный пузырь — даже токсичные отношения родителей казались ей прекрасными: она игнорировала постоянные измены отца, которые год за годом ранили мать.
О том, что героиня Кидман живет иллюзиями, нам прямым текстом сообщают даже в заставке сериала, где мечты маленькой Грейс о ее сказочном будущем сопровождаются песней «Dream A Little Dream Of Me» (исполненной самой Кидман).
Богатые ньюйоркцы
«Отыграть назад» еще и чудесная зарисовка о жизни в высшем свете. Отец героини вносит двухмиллионный залог за нерадивого зятя. У него же до сих пор работает темнокожая служанка в униформе. Местные дамы считают, что лучший лот на благотворительном аукционе — это вызов генеалога на дом. Просто сидеть на лавочке у школы, как делала убитая Елена, им кажется странным: «Ты живешь в Нью-Йорке! Не метаться истерично по городу — это же преступление!»
Режиссер сериала Сюзанна Бир («Птичий короб», «Ночной администратор») показывает Нью-Йорк холодным и мрачным. «Отыграть назад» не первая работа Бир на телевидении. Это видно и по тому, как умело и по-олдскульному она заканчивает серии клиффхэнгерами. Кроме того, Бир получила «Оскар» в 2011 году за «Месть» — еще одну семейную драму, исследующую несчастливое детство. В «Отыграть назад» тоже есть эта линия, ведь главные свидетели всех происходящих событий — дети. Они находят трупы, видят отцов с неизвестными женщинами, подслушивают на лестнице, гуглят новости и прячут улики. Взрослые заваривают кашу, разгребать которую подросшие дети будут сами — ну, или с помощью своих психоаналитиков.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!