Перейти к материалам
истории

«Легенда о волках» — волшебный ирландский мультфильм о девочке и оборотнях! 🐺🐺🐺 Для тех, кому хочется оказаться в сказке, а заодно вспомнить историю Ирландии

Источник: Meduza
Apple TV+

На Apple TV+ вышел полнометражный мультфильм Томма Мура и Росса Стюарта «Легенда о волках». Девочка Робин и ее отец Гудфеллоу — англичане, которые приезжают в Ирландию, чтобы по заданию местного лорда-протектора уничтожить оборотней в лесах. Строго говоря, это не совсем привычные для нас оборотни — это люди, которые превращаются в волков во сне, пока человеческое тело спит. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает о том, почему этот мультфильм — прекрасный вариант для всех, кто загрустил, и что из него можно узнать про отношения Англии и Ирландии.

В дни локдауна, эпидемии и безнадеги есть не так уж мало проверенных средств от уныния. Одно из лучших — волшебные сказки, заставляющие поверить в осуществимость невозможного. Потому идеальным подарком к Рождеству и Новому году станет «Легенда о волках» — полнометражный мультфильм, основанный на ирландских поверьях. 

Это новая работа Томма Мура, молодого режиссера, чьи две предыдущие картины уже создали ему культовую славу. Средневековая «Тайна Келлс» и магическая «Песнь моря» обнаружили его уникальный индивидуальный стиль, умение работать с рисунком и дизайном, изобретательность в средствах, доскональное знание фольклора, мягкое чувство юмора и способность проникнуть в психологию персонажей-подростков, к которым Мур относится без традиционной для голливудской анимации снисходительности, всегда становясь на их сторону. В «Легенде о волках» у него появился соавтор — раньше работавший с Муром на вторых ролях Росс Стюарт. 

В «Песни моря» современный мир взламывался при помощи ожившего мифа о шелки — «морском народе», оборотнях-тюленях. В «Легенде о волках» задействованы оборотни более нам привычные — и все же иные, чем прописанные в каноне популярного кино. Эти самые непереводимые «wolfwalkers» (так в оригинале называется мультфильм) становятся волками во сне: пока человеческое тело отдыхает, дух материализуется в теле животного. С ними и встречается героиня — девочка Робин, дочь охотника Гудфеллоу, которому поручено уничтожить стаю волков, наводящих ужас на пастухов и лесорубов. 

Apple TV+
Apple TV+
Apple TV+

«Легенда о волках» сочетает оригинальность и бескомпромиссность авторской анимации с внятностью и эмоциональной силой лучших подростковых сказок. Здесь вы не найдете кокетливых заигрываний со взрослым зрителем, слащавой сентиментальности и прописанных в сценарных учебниках шаблонов — только юнгианские архетипы и древние модели из «Морфологии сказки» Проппа. Неудивительно, что Мур и Стюарт вообще не делят свою аудиторию по возрастному принципу, обращаясь сразу ко всем и обладая удивительной способностью тронуть каждого.

Анимация здесь поначалу кажется будто незавершенной, эскизной, временами чуть ли не абстрактной — но это не небрежность, а свобода, которой часто лишены вылизанные диснеевские истории. При этом за мнимо линейной, хоть и неизменно увлекательной, структурой сюжета отыскивается сразу несколько тематических пластов, выводящих «Легенду о волках» из категории сугубо развлекательного жанрового кино. 

Первый из них связан с историей Ирландии и ее взаимоотношений с Англией. Действие разворачивается в XVII веке в Килкенни — городе, где вырос сам Мур и где находится его анимационная студия Cartoon Saloon. Робин и ее отец — англичане, приезжающие туда, чтобы выполнить приказ всесильного лорда-протектора (в фильме не только присутствует узнаваемый Оливер Кромвель, ему еще и придумана альтернативная судьба): очистить окружающие леса от волков. Человек-охотник, правящий огнем и мечом, здесь соотносится с англичанами — воинственными чужаками-завоевателями, а лесной народ — с ирландцами, уничтожаемыми при малейшей попытке сопротивления: недаром у «ходящих с волками» огненно-рыжие волосы и характерный акцент. Сталкиваются не просто два народа, но две культуры и даже религии. Лорд-протектор агрессивно набожен, он управляет покоренной землей с именем Господа на устах, а ирландцы неспособны отказаться от язычества — важного фактора своей независимости. Нечасто даже в сказках христианство представлено так, как в «Легенде о волках», в качестве религии доминирования и насилия. 

Второй и более важный пласт — конфликт цивилизации и природы, более архаичный и вместе с тем более актуальный, чем взаимоотношения Ирландии и Англии. Мур и Стюарт окончательно реабилитируют волков — древнейших врагов человека согласно европейскому сказочному канону, — завершая работу, начатую Киплингом в «Книге джунглей» и Миядзаки в «Принцессе Мононоке» (не забудем и советскую анимацию, от «Жил-был пес» до «Волка и теленка»). Человек здесь — хищник более безжалостный и страшный, чем любой лесной зверь. Современный экологический пафос безупречно ложится на дохристианскую этику, а восхитительные фоны разноцветного осеннего леса затягивают зрителя «Легенды о волках» будто в воронку. 

Apple TV

Наконец, третья и центральная тематическая доминанта мультфильма, еще органичнее ложащаяся на сознание современной публики, это одновременное пробуждение женского начала и эмансипация тинейджера в мире, управляемом взрослыми. Робин с первой сцены отказывается от навязанной социальной модели: не желает убираться дома и ждать отца с охоты, мечтает сама ставить капканы в лесу. Недаром ее постоянный спутник — охотничья птица, сокол Мерлин. Встреченные Робин в лесу «ходящие с волками» — тоже женщины, мать и дочь: как и в древней чаще «Принцессы Мононоке», в волчьей стае царит матриархат. Женщина ближе к природе, она более чутка и менее догматична, чем подчиненный иерархиям мужчина. Так было и в «Песни моря» (очевидно, что лесная колдунья напрямую следует матери-шелки, а охотник Гудфеллоу — наследник по прямой смотрителя маяка). 

Одни из лучших сказочников XXI столетия, Мур и Стюарт прекрасно знают: сказка — тот же волк, приручать ее бессмысленно, да и опасно. Она, по русской пословице, «в лес смотрит», и туда же авторы «Легенды о волках» предлагают посмотреть своим зрителям, хотя бы на время повернувшись спиной к крепостной стене цивилизации, комфорта и привычной системы ценностей.  

Антон Долин