В прокат вышла квир-драма «Аутло» — о трансженщине в СССР и гомосексуальном школьнике в России. Из-за этого фильма людей штрафовали за «гей-пропаганду», а показы отменяли
В российский прокат 29 октября вышла эротическая драма «Аутло», среди главных героев которой — трансженщина и школьник-гей. Фильм «Аутло», снятый в России, уже проверяла генпрокуратура. Фестиваль, на котором показали ленту, оштрафовали за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» — а показы фильма, как считают авторы, отменяли «по звонку сверху». «Медуза» рассказывает главное о том, что происходило с фильмом, который критикуют в том числе и некоторые ЛГБТ-активисты.
«Аутло» — драма, в которой генерал влюбляется в трансженщину, а школьник — в одноклассника
В 2017 году владелица московского пиар-агентства Irony Ксения Ратушная написала первый в своей жизни киносценарий. Действие артхаусной драмы разворачивается в двух временах: в 1980-е годы в Советском Союзе генерал влюбляется в трансгендерную женщину, а в современной России школьник-гей Никита — в «крутого парня», принимающего наркотики. Фильм «Аутло» сняли в 2018 году в Москве и Подмосковье, осенью 2019-го он вышел в фестивальный прокат.
Кинокритик «Медузы» Антон Долин, посмотревший фильм, так описывает свои впечатления: «Нормальный молодежный фильм, умеренно провокационный, с несколькими эротическими сценами и репрезентацией, скажем так, различных сексуальных практик, включая те, которые в России принято называть нетрадиционными. При этом ничего выходящего за рамки фестивального кино, как правило, без проблем попадающего в российский прокат, там нет в помине».
Проблемы начались после премьеры на фестивале в Ханты-Мансийске. Фильмом «Аутло» заинтересовалась Генпрокуратура
Режиссер и сценаристка «Аутло» Ксения Ратушная в разговоре с «Медузой» вспоминает, что опасалась не получить прокатное удостоверение — из-за того, что в фильме могут найти «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». При этом лента изначально позиционировалась как кино для взрослой аудитории; в итоге проблем с прокатным удостоверением не возникло — «Аутло» его получило.
По закону без прокатного удостоверения в России фильмы можно показывать только на международных кинофестивалях, утвержденных Минкультом. Но даже наличие документа не всегда гарантирует, что у создателей не будет проблем при показе. Например, фильму «Смерть Сталина» в начале 2018 года выдали прокатное удостоверение, а потом отозвали его для дополнительной экспертизы. Экспертизу так и не провели, но и удостоверение не выдали обратно. Министр культуры Владимир Мединский тогда заявил, что фильм в России могут воспринять как насмешку «над всем советским прошлым», в том числе над жертвами сталинизма.
Сербский фильм «Клип», победитель Роттердамского кинофестиваля в 2012 году, не получил прокатное удостоверение Минкульта, так как в нем «демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера». Его премьера должна была состояться на фестивале «Послание к человеку», но по требованию Минкульта фильм в итоге убрали из программы — несмотря на то, что режиссер «Клипа» уже приехала на премьеру. Фильму «Любовь» Гаспара Ноэ не выдали прокатное удостоверение из-за большого количества «порнографических сцен», но его демонстрировали в рамках закрытых показов и фестивалей.
Российская премьера «Аутло» прошла в марте 2020 года на кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске — до этого фильм показали на фестивале Tallinn Black Nights Film Festival, а также в США — на Santa Barbara International Film Festival. Перед российским показом в городском паблике «Типичный Ханты-Мансийск» некоторые пользователи возмутились, что «Аутло» покажут на фестивале, назвав фильм «мерзостью». По словам программного директора «Духа огня», кинокритика Бориса Нелепо, из-за публикации в сообществе региональные СМИ начали писать о ленте; интернет-отзывы жителей в одной из статей были названы «негативным фурором».
Организаторы ожидали увидеть на фестивале противников фильма, но никаких неприятностей не произошло: все зрители, заходя в зал, показывали паспорта полиции и организаторам (чтобы фильм не смогли посмотреть несовершеннолетние). Кино получило три награды фестиваля: главный приз, а также награду за лучшую музыку и операторскую работу. Кинокритик Алексей Васильев сравнил «Аутло» с «Ассой» и предположил, что фильм может стать манифестом для нынешних старшеклассников.
Однако после премьеры фильмом заинтересовалась Генеральная прокуратура — организаторы фестиваля регулярно получали соответствующие запросы. В частности, прокуроры спрашивали, почему до «Духа огня» никто не показывал фильм в России, почему фестиваль отобрал для показа именно «Аутло» — и почему призы создателям «Аутло» вручали несовершеннолетние балерины. При этом к режиссеру фильма прокуратура не обращалась.
Кем были инициирована эта проверка, достоверно неизвестно. На момент публикации Генпрокуратура не ответила на запрос «Медузы». Борис Нелепо в разговоре с «Медузой» заявил, что проверка началась после того, как генеральный спонсор фестиваля «Газпромнефть-Хантос» получил письмо с вопросом, почему они поддерживают ЛГБТ-пропаганду. Нелепо утверждает, что автором письма был некий депутат — но его имени не называет, ссылаясь на конфиденциальность разговора, в котором он об этом узнал. Генеральный спонсор фестиваля не ответил «Медузе».
У режиссера «Аутло» Ксении Ратушной другая версия: по ее словам, проверка могла начаться из-за того, что на фильм могли пожаловаться уполномоченному по правам детей; однако о каком именно омбудсмене идет речь, Ратушная не знает. Детский омбудсмен ХМАО Татьяна Моховикова сказала «Медузе», что непричастна к проверке кинофестиваля и не знает, кто ее начал. На момент публикации «Медуза» не получила ответ от омбудсмена при президенте Анны Кузнецовой.
10 августа бывшего исполнительного директора фестиваля «Дух огня» Ларису Журавлеву оштрафовали на 50 тысяч рублей за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». О штрафе она узнала только 28 октября, когда ей позвонил судебный пристав. «Все вопросы решались без представителей фестиваля „Дух огня“. Суд меня не уведомил и не пригласил на заседание», — рассказывает Журавлева «Медузе».
Бывший организатор фестиваля не собирается оплачивать штраф и будет подавать апелляцию. По ее словам, больше никого из причастных к кинофестивалю «Дух огня» не штрафовали, а в чем именно заключалась «гей-пропаганда», Журавлевой так и не объяснили.
Несмотря на проверки и штраф, по словам Бориса Нелепо, руководство Ханты-Мансийского автономного округа продолжает выступать за проведение фестиваля. Из-за ситуации с «Аутло» Нелепо планировал прекратить работу с «Духом огня» и написал об этом пост в фейсбуке — но затем передумал, поскольку руководство региона поддержало мероприятие. Сейчас работа по подготовке следующего кинофестиваля продолжается.
Фильм раскритиковали некоторые активисты. Они недовольны, как в «Аутло» показаны ЛГБТ-люди
Изначально создатели называли «Аутло» ЛГБТ-драмой, о чем писали в пресс-релизах, когда отправляли фильм на отсмотр кинокритикам. «Мы попытались сформулировать, как можно назвать фильм, если две линии связаны с ЛГБТ. В России самый простой способ определить — назвать ЛГБТ-драма. Хотя мы понимали, что по строгому определению это не ЛГБТ-драма, а артхаусная. Мы выбрали преподносить так фильм для простоты», — вспоминает Ратушная.
После российской премьеры фильма на «Духе огня» Ратушная решила искать площадки для показа «Аутло» в широком прокате. В июле режиссер начала работать с прокатчиком Владиславом Пастернаком из «Кинокомпании HHG». До этого ей уже отказали на разных стадиях переговоров 24 прокатчика — по словам Ратушной, из-за того, что не верили, что кино будет успешным.
Пастернак предложил переделать некоторые рекламные материалы «Аутло» и отказаться от позиционирования в качестве ЛГБТ-драмы. «Я не позиционировал фильм как ЛГБТ-кино… Там есть персонажи ЛГБТ, но это скорее жанр сюрреализма, чем ЛГБТ. Плакат мы переделали, перешли в сторону эротики. Это основное, он больше эротический, чем какой-либо другой», — рассказывает Пастернак «Медузе».
Отказаться от термина «ЛГБТ-драма» создателей фильма призывали и некоторые российские ЛГБТ-активисты. Анна Филиппова, автор квир-медиа «Открытые», в разговоре с «Медузой» вспоминает, что первый раз посмотрела «Аутло» осенью 2019 года (тогда фильм еще позиционировали именно как ЛГБТ-драму). Филиппова в целом позитивно оценила картину, но в начале октября 2020 года пересмотрела «Аутло» — и поняла, что фильм только номинально рассказывает об ЛГБТ-сообществе, а на деле посвящен подростковому нигилизму, БДСМ и наркотикам.
«ЛГБТ-фильм должен быть репрезентативным, показывать их образ жизни, проблемы с которыми они сталкиваются. „Аутло“ не такой. Здесь рассказано об ангедонии, мефедроновом отходняке и депрессии. Это не первые проблемы, с которыми сталкивается ЛГБТ-сообщество в России. У нас их преследуют и убивают», — рассказывает Анна.
Ратушная признает, что некоторые ЛГБТ-активисты обвиняют ее в «эксплуатации ЛГБТ-тематики», но сами обвинения отвергает: «История рассказывается так, как должна рассказываться в кино. И как я понимаю, это не оправдывает ожидания активистов. Но это мое художественное произведение, а не пропагандистское. У меня нет задачи пропагандировать точку зрения с любым знаком, будь то ЛГБТ или консервативный».
В то же время Игорь Кочетков, один из основателей организации «Российская ЛГБТ-сеть», написал, что фильм ломает «все табу, какие только возможно сломать». Он считает, что «те, кто искал в „Аутло“ энциклопедию жизни русских ЛГБТ, не нашли ее и расстроились — сами виноваты. Они просто ошиблись фильмом».
Премьеру фильма в кино несколько раз отменяли в последний момент. Создатели считают, что «по звонку сверху»
Премьеру «Аутло» Ратушная решила провести в московском кинотеатре «Октябрь». Однако когда договоренности с сетью «Каро» (в которую входит «Октябрь») уже были достигнуты, премьеру отменили «по внутренним причинам», говорит режиссер. «К сожалению, я не могу сказать подробнее почему. Я не уверена, что тот комментарий, который они дали, был для СМИ. Но кураторы, которые отвечают за искусство, очень хотели показать фильм, и мы сохранили с ними хорошие отношения», — рассказывает режиссер.
В пресс-службе «Каро» «Медузе» сообщили, что возможная премьера фильма в «Октябре» только обсуждалась, поэтому ее никто не «отменял». При этом сейчас, когда «Аутло» вышел в прокат, фильм можно посмотреть в четырех кинотеатрах сети.
Затем Ратушная решила провести премьеру «Аутло» в «Президент-Отеле»: подписала договор и внесла предоплату. За четыре дня до премьеры ей позвонили и сказали, что в гостинице возникли технические проблемы и проводить показ небезопасно. «Какие проблемы, они не знают — но они на 100% уверены, что не успеют все починить», — вспоминает Ратушная. В отделе организаций мероприятий «Президент-Отеля» «Медузе» сказали, что технические неисправности были, однако отказались пояснить, какие именно.
Следующей площадкой стала Третьяковская галерея. Фильм поставили в программу и начали продавать билеты, но на следующий день после официального анонса показ тоже отменили. «Мне перезвонили и сказали, что им позвонили сверху, но кто — они сказать не могут, и показ отменен. Сюжет из советского фильма», — рассказывает Ратушная. В пресс-службе Третьяковской галереи не ответили «Медузе» на вопрос, почему отменили показ фильма.
В итоге закрытая премьера состоялась в кинотеатре «Пять звезд» на «Павелецкой». Во время согласования мероприятия руководство кинотеатра, по словам режиссера, попросило Ратушную и продюсеров «сделать все максимально спокойно, чтобы не было мужчин в женской одежде».
«Все это я воспринимаю как боязнь того, что государство к ним [площадкам] придет и за что-то их накажет. Или как минимум боязнь того, что кто-то из консерваторов-активистов настучит и начнутся жесткие проверки, а значит — проблемы для бизнеса. Никто не хочет проблем для бизнеса, даже гипотетических. Финальное решение о показе или отмене показа обычно принимают такие перестраховщики, а не те, кто понимают, что такое искусство и зачем оно нужно. Никто не верит, что наш фильм правда законен», — рассказывает Ратушная.
По словам прокатчика Владислава Пастернака, максимальное количество экранов, где могут показывать такое нишевое кино, как «Аутло», в России, — порядка сотни. Когда поиск мест для показа только начался, Пастернак рассчитывал на 50 площадок; в итоге сейчас фильм показывают в 10 кинотеатрах. Прокатчик рассказывает, что площадки называли две основные причины при отказе. Первая: владельцы кинотеатров боятся, что из-за фильма к ним придут провокаторы или проверяющие органы. Вторая: они не верят, что фильм сможет собрать деньги. «Скандал точно отпугнул площадки, хотя он соответствует российскому законодательству. Думаю, из-за этого „Аутло“ вышел на 80% менее широким релизом», — рассуждает он.
Сейчас «Аутло» идет в шести кинотеатрах в Москве и в четырех в Санкт-Петербурге. Также проходят спецпоказы в Тольятти, Великом Новгороде и нескольких других российских городах. Во время первых показов, по словам Ратушной и Пастернака, «провокаций не было».
Пастернак также рассказал «Медузе», что за первые выходные в прокате «Аутло» собрал 185 тысяч рублей, а среди новинок за неделю у фильма самая высокая наработка на одну копию: «Абсолютная цифра небольшая, но каждый конкретный экран работает прекрасно. Два дня подряд мы выходили на первое место. Все кинотеатры довольны, что поставили показывать „Аутло“».