Перейти к материалам
истории

Джуд Лоу играет растерянного мужа и отца в психологической драме «Гнездо» Рассказываем, как этот фильм обманывает ожидания (в хорошем смысле)

Источник: Meduza
Capella Film

В прокат вышел фильм режиссера Шона Дуркина «Гнездо» — психологическая драма о семье, которая переезжает из США в Великобританию. Главные роли в фильме сыграли Джуд Лоу и актриса Кэрри Кун. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как фильм сначала притворяется чуть ли не готическим романом, а на самом деле оказывается социальной сатирой об отношениях внутри семьи.

«Гнездо» — чрезвычайно странный фильм, тем и привлекателен. Даже странность его проявляется исподволь, постепенно, неочевидно. Впрочем, ничего другого и нельзя было ожидать от Шона Дуркина, талантливого режиссера, чей дебют «Марта Марси Мэй Марлин» всколыхнул «Сандэнс» девять лет назад. «Гнездо» всего второй его опыт в полнометражном кино, мало в чем похожий на первый, но столь же неординарный. Намекая на несколько несхожих жанров сразу, режиссер нарушает все обещания, но при этом не перестает держать зрителя в напряжении. 

Прежде всего, «Гнездо» похоже на фильм ужасов или его предтечу, чинный готический роман о поселившихся в старинном замке призраках. Недаром герои картины, вполне преуспевающая американская семья — муж с женой и дочь с сыном, — вначале переселяются из США в Великобританию. Инициатором переезда становится глава семейства, преуспевающий сырьевой трейдер Рори: он родом из Англии и, сделав карьеру за океаном, решил вернуться. Рори покупает недалеко от Лондона красивую и просторную усадьбу, которая, хоть и нуждается в ремонте, сразу впечатляет жену и детей. Разумеется, тень тревоги лежит на всем происходящем. В доме вскоре становится неуютно, мальчик и девочка — каждый по своим причинам — недовольны роскошными школами, куда их пристроил отец, а у жены внезапно погибает ее любимец, специально доставленный из Америки черный конь. 

Читатель ждет уж рифмы «розы» — то бишь вскрывшихся подробностей семейной жизни или мрачных тайн из прошлого. На худой конец говорящих кукол, двигающейся мебели и прочей чертовщины. Кое-какие детали действительно постепенно всплывут на поверхность — мы узнаем обстоятельства знакомства Рори с Эллисон (старшая девочка — ее дочь, которую Рори удочерил) и проникнем в рабочую атмосферу бизнес-элиты Лондона. Но ничего скандального не выяснится. Главный сюрприз и поворот — в отсутствии твиста. По сути, «Гнездо» не более и не менее чем впечатляющая психологическая драма, «сцены из супружеской жизни». Все демоны здесь — привычная часть домашнего обихода. 

Capella Film

Однако и это лишь заявка. Кто же не знает американского независимого кино об отношениях полов. Оно, бывает, и до «Оскара» добирается, если актерские работы достаточно сочные, если хватает истерики, заламывания рук, густой драмы, разыгранной «по Станиславскому». Меж тем, попав на английскую землю, герои «Гнезда» будто заражаются пресловутой британской сдержанностью и не торопятся открывать свои секреты ни публике, ни друг другу. При этом, как бы ни накалялась обстановка, все четверо в конечном счете хотят сохранить семью, вместо того чтобы картинно друг другу изменять или лгать.

Высших похвал достойны оба исполнителя главных ролей: Джуд Лоу в роли неуверенного в себе, полного амбиций и иллюзий Рори, и Кэрри Кун (блестящая и все еще недооцененная актриса) — Эллисон, болезненно, с видимым трудом натягивающая на себя маски то заботливой матери и жены, то светской леди. Под невозмутимым наблюдением камеры венгерского оператора Матьяша Эрдея (это он снимал потрясающего «Сына Саула») они разыгрывают пластические этюды отчуждения и одиночества, напоминая временами чуть ли не о кинематографе Антониони, но без стилизаторской натужности. 

За этим скрывается и еще один фильм — жесткая социальная сатира об отношениях полов. В «Гнезде» нет сгущенных красок, но сама история вполне гротескна. И Рори, и Эллисон не те, за кого себя выдают, но не в детективном или хичкоковском духе, а в житейском. Оба наивно примеряют на себя роли, которые им не идут. Склонный к истерикам мужчина-прожектер делает вид, что у него все под контролем. Сильная и разумная женщина подчиняется его воле, хотя насквозь видит его игру и способна предсказать последствия. Гендерные роли, еще более необходимые к исполнению в чопорном Старом Свете, чем в Новом — действие происходит не в наши дни, а в середине 1980-х, — начинают трещать по швам. Из фильма о патриархальном семейном гнезде картина Дуркина начинает превращаться в отточенную драму абсурда об осином гнезде, каковым и является иерархическое общество успешных людей. Доказывая им, что ты не тварь дрожащая, а право имеющий, неизбежно потеряешь самого себя.

Шон Дуркин родился в Канаде, вскоре после этого родители перевезли его в Великобританию, где он и вырос. Очевидно, в «Гнезде» отражен этот травматический опыт. Тем не менее тонкий и нестандартный фильм выходит далеко за рамки автобиографического романа взросления, через призмы различных жанровых фильтров рассматривая современную семью, угрозы и искушения, под давлением которых может оказаться любой, каким бы богатым и дорогим ни был его дом.  

Антон Долин