Перейти к материалам
истории

В соцсетях возобновилась кампания за бойкот фильма «Мулан» — из-за благодарностей властям КНР в титрах. Они не помогли собрать китайскую кассу, зато подорвали репутацию Disney

Источник: Meduza
Disney

4 сентября 2020 года после многократных переносов в прокат вышел «Мулан» — киноадаптация одноименного диснеевского полнометражного мультфильма 1998 года по мотивам китайской легенды о девушке-воине Хуа Мулан. Правда, в США фильм так и не покажут в кинотеатрах, до сих пор закрытых из-за пандемии, поэтому американские зрители смогут посмотреть фильм только на сервисе Disney+ за отдельную плату. В других странах, где кинотеатры уже открылись — в том числе в России — его уже можно увидеть в кино.

Еще до релиза «Мулан» становился поводом для нескольких скандалов — например, в августе 2019 года, когда исполнительница главной роли Лю Ифэй в соцсетях поддержала полицию Гонконга на фоне массовых антиправительственных протестов в городе. Тогда гонконгские активисты запустили в соцсетях хэштег #BoycottMulan, хотя к моменту запоздалого релиза эта кампания уже сошла на нет. 

Куда более серьезный скандал разразился уже после выхода фильма. Усидчивые зрители обратили внимание, что в самом конце, на девятой минуте финальных титров появляется кадр с выражением благодарности нескольким китайским правительственным организациям. Среди них есть, например, отдел пропаганды отделения Китайской коммунистической партии Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также бюро общественной безопасности города Турфан в нескольких часах езды от столицы региона Урумчи. При этом основная часть съемок проходила в Новой Зеландии — на территории Китая сняли лишь несколько натурных сцен для правдоподобности картинки. В том числе одна из сцен снималась в районе Пылающих гор, холмов из песчаника красного цвета в окрестностях Турфана. Понятно, что съемки в Китае не могли проходить без надзора местных властей — за что те и удостоились благодарности в титрах фильма.

В финальный монтаж фильма вошла всего минута из материала, отснятого в Синцзяне — но проблема в том, что в этом автономном регионе Китая действуют лагеря, которые власти Китая называют «центрами перевоспитания», а правозащитники — концлагерями для коренного населения региона, уйгуров, и представителей других народностей Синцзяна — например, казахов и киргизов. Один из первых таких лагерей был основан в 2013 году как раз в Турфане. По разным оценкам, в синцзянских лагерях могут содержать до миллиона заключенных, которых под предлогом борьбы с экстремизмом подвергают насильственной деисламизации, «трудотерапии» и даже пыткам. Возможно, создатели фильма не знали об этом, когда выбирали локации для съемок, пишет The New York Times — но когда съемочная группа картины прибыла в Синьцзян в августе 2018 года, о «лагерях перевоспитания» для уйгуров написали уже все крупнейшие мировые СМИ.

После того, как кадр с благодарностями властям Синьцзяна в титрах фильма появился в соцсетях, хэштег #BoycottMulan снова стал вирусным — посты с ним набирают тысячи лайков и ретвитов. Создателей фильма резко осудили и правозащитники, и лидеры движения за независимость Гонконга, и Всемирный конгресс уйгуров. Хотя сама Disney официально ситуацию пока не прокомментировала, финансовый директор корпорации Кристин Маккарти на конференции под эгидой Bank of America 10 сентября призналась, что эти титры вызвали массу проблем. 

Мулан — официальный трейлер
Disney Россия

Проблема состоит не только в съемках в регионе, где происходят массовые нарушения прав человека. Сотрудничество с китайскими властями не принесло создателям фильма главного — успешной кассы в самом Китае. Совокупный рейтинг «Мулан» на сервисе пользовательских рецензий Douban — всего 4,7 (для сравнения, мультфильм-оригинал 1998 года там же набрал 7,8 баллов, столько же, сколько недавно вышедший в китайском кинопрокате «Довод» Кристофера Нолана). А в издании Global Times — это англоязычное приложение к официальной газете компартии Китая «Жэньминь жибао» — вышла разгромная рецензия, в которой китайские эксперты, зрители и кинокритики отметили низкий художественный уровень фильма и массу исторических неточностей. Global Times приводит данные прогнозов по кассовым сборам «Мулан» в Китае на основании кассы первого дня проката: 291 миллион юаней (около 42 миллионов долларов) против 406 миллионов (59 миллионов долларов) у «Довода» и почти 3 миллиардов юаней (425 миллионов долларов) у китайского исторического боевика «Восемьсот», занявшего второе место в мире по кассовым сборам в 2020 году. 

Несмотря на репутационные риски, крупные мировые киностудии и другие производители контента стараются не раздражать китайские власти, надеясь на доступ к самому быстрорастущему кинорынку в мире. Через несколько лет, по оценкам авторов ежегодного доклада о самоцензуре Голливуда, объем кассовых сборов в материковом Китае будет значительно превышать доходы американских студий в самих США. Поэтому последние избегают любых тем, которые могут стать жертвой китайских цензоров: Тибет, события на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, волнения в Гонконге против властей КНР и так далее.

Последним случаем, когда голливудская студия решилась изобразить персонажа жертвой китайских репрессий, пишет Axios, был фильм «Семь лет в Тибете». Китайские власти тут же дали понять, какими последствиями это грозит для западного кинематографа, рассчитывающего на китайский рынок: режиссера Жан-Жака Анно и исполнителей главных ролей Брэда Питта и Дэвида Тьюлиса объявили персонами нон грата с пожизненным запретом на въезд в Китай (правда, потом его все-таки сняли, а Анно даже разрешили снять экранизацию книги писателя-диссидента Цзян Жуна «Тотем волка»). Кроме того, на студию Columbia TriStar, снимавшую фильм, наложили санкции продолжительностью в пять лет.

Алексей Ковалев