Каннский кинофестиваль объявил программу 2020 года: в нее вошел «Французский диспетчер» Уэса Андерсона и «Душа» Pixar Но самого фестиваля не будет, зачем же нужна программа?
Отборочный комитет Каннского кинофестиваля объявил официальную программу 2020 года — в нее вошли 56 фильмов, среди них картина Уэса Андерсона «Французский диспетчер», мультфильм Пита Доктера «Душа», «Лето 85-го» Франсуа Озона, эпизоды мини-сериала «Топорик» Стива Маккуина и другие. Однако сам фестиваль — второй раз за всю его историю — в этом году не состоится из-за коронавируса; победитель объявлен не будет. Кинокритик Антон Долин объясняет, зачем Канны объявили программу — и кто еще в нее вошел.
Из всех специальных акций и перформансов карантинной эпохи эта, безусловно, самая масштабная и впечатляющая. По меньшей мере в области кино. Каннский фестиваль официально объявил программу, которая не будет показана, поскольку и фестиваля как такового в этом году не будет.
Канны держались до последнего. Храбрились в марте, обещая назвать участников в апреле и провести фестиваль в мае. Потом оптимистично перенесли даты на середину лета. И наконец, сдались, объявив об отмене. Дело в том, что шанса провести международный фестиваль до конца лета, очевидно, не представится (в отличие от кинорынка, перенесенного в онлайн), в сентябре же планируется до сих пор не отмененный Венецианский фестиваль. Осенних киносмотров много, между ними Каннам никак не втиснуться. Так что 2020 год обойдется без них. Такое случилось во второй раз за всю историю: самый первый фестиваль, 1939 года, не был проведен из-за начала Второй мировой. Ну, или можно сказать, что во второй с половиной: студенческие волнения 1968 года привели к преждевременному завершению фестиваля, тогда «Золотая пальмовая ветвь» не была присуждена.
Не будет она вручаться и в этом году. Оргкомитет фестиваля разработал оригинальную схему. Продюсерам фильмов, которые были представлены на рассмотрение отборочной комиссии и прошли отбор, был предложен выбор: отозвать свою картину для участия в каком-либо другом смотре (с правом вернуться в Канны в 2021-м) или оставить его в каннском списке 2020 года. Эти картины не будут показаны в одном месте и в одно время. Они сразу выйдут в прокат или примут участие в других фестивалях, но под лейблом «Канны-2020». По идее, это поможет и в прокате, и при номинациях на премии позже. Согласились, разумеется, не все. Но многие.
Оглашенный директором Каннского фестиваля Тьерри Фремо список состоит из 56 полнометражных картин, что близко к среднему ежегодному числу. Отборщики решили не распределять фильмы по секциям: конкурс, внеконкурсный показ, «Особый взгляд» (главная из параллельных секций), «полуночные показы». В списке картины разделены по иному принципу: сначала идут постоянные участники Канн, потом новенькие, наконец, дебютанты. Отдельно выделены документальные и анимационные фильмы, а также (впервые) комедии и единственный фильм-альманах. Наибольшее внимание привлекает — иначе и быть не могло — первая часть списка. В числе звезд — Уэс Андерсон с набитым знаменитостями фильмом «Французский диспетчер», который должен был стать фильмом открытия, лауреатка каннского Гран-при, японка Наоми Кавасе с драмой «Настоящие матери», датчанин Томас Винтерберг с лентой о пьянстве «Еще по одной», кореец Лим Сан Су с фильмом «По дороге в страну счастья» и, наконец, «оскароносный» британец, когда-то открытый и впервые награжденный Каннами, — Стив Маккуин сразу с двумя работами: «Камень влюбленных» и «Мэнгроув». Это две полнометражные части телевизионной антологии «Топорик», над которой Маккуин работает по заказу BBC; в специальном заявлении режиссер посвятил их памяти убитого в США Джорджа Флойда.
Как обычно, особое внимание уделено французским кинематографистам. В программу включены два фильма любимцев Канн, которые наверняка попали бы в конкурс, можно не сомневаться, что им каннский лейбл на плакате поможет и в прокате: Франсуа Озон с «Летом 85-го» и Майвенн Ле Беско с «ДНК». В списке комедий — «Два Альфреда» знаменитого актера и режиссера Брюно Подалидеса.
Из числа «новеньких» интересен талантливый режиссер из Германии Оскар Релер с фильмом «Анфан террибль» и маститый дебютант Вигго Мортенсен с «Падением». В анимационном списке есть «Душа» Пита Доктера — долгожданный сюрреалистический загробный трип от студии Pixar — и Миядзаки, но не Хаяо (тому еще минимум три года работать над завершением, как он сам говорит, прощального полнометражного мультфильма), а его сын Горо с «Ая и ведьмой» по сказке Дианы Уинн Джонс, создательницы «Ходячего замка».
В общем списке есть режиссеры с постсоветского пространства — это знаменитый литовец Шарунас Бартас с лентой «В сумерках» и два дебютанта в полном метре: Дея Кулумбегашвили («В начале») из Грузии и Нора Мартиросян («Если ветер упадет») из Армении. Российских картин нет. Однако известно, что как минимум два фильма из России могли бы участвовать в программе фестиваля, если бы он все-таки состоялся: «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Когда и где состоятся их премьеры, скорее всего, сегодня еще не знают даже их авторы.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!