Перейти к материалам
истории

«Безупречный»: трагикомедия о коррупции в школе. Главного героя сыграл Хью Джекман — и это одна из лучших его ролей

Источник: Meduza
HBO / «Амедиатека»

26 апреля в «Амедиатеке» выходит полнометражный фильм Кори Финли «Безупречный» — основанная на реальных событиях история директора школы Фрэнка Тэссона, который тайно крал миллионы и в то же время оставался всеобщим любимцем. Сценарист картины Майк Маковски учился в той самой школе. Кинокритик Антон Долин рассказывает, чем воровство по-американски напоминает российское, а также объясняет, почему роль Тэссона — одна из лучших в карьере Хью Джекмана.

Оригинальное название фильма — «Bad education», то есть «Дурное воспитание», но, может, и к лучшему, что в России картину решили перекрестить в «Безупречного»: многим до сих пор памятно «Дурное воспитание» Педро Альмодовара, не вышло бы путаницы. Странным образом прямолинейно-назидательный английский заголовок проигрывает двусмысленному русскому. Да и вообще эта американская картина немало расскажет и о российских проблемах.

«Безупречный», впрочем, основан на реальном скандале, который в начале 2000-х всколыхнул всю Америку. Не изменены даже имена действующих лиц: решайте сами, хотите ли прочитать о нем до просмотра фильма или узнать обо всем уже во время сеанса. Чрезмерно не погружаясь в сюжет, чтобы не испортить дело спойлерами, сообщим основное. Главный герой этой правдивой истории — директор престижной школы, всеобщий любимец, умница, красавец и отцовская фигура. Череда глупых случайностей открывает его коллегам и ученикам глаза: оказывается, не так уж он и безупречен. 

Услужливый ассоциативный ряд подскажет, что речь о сексуальных домогательствах или ином неподобающем поведении учителей с несовершеннолетними. Когда в начале фильма старшеклассница зайдет проведать замдиректора по финансовым вопросам, а у той будет закрыта дверь кабинета и директор пригласит девочку к себе, холодок пробежит по коже. Успокойтесь: детей никто обижать не станет. Доброжелательный директор всего-то лишь даст юной леди комментарий для школьной газеты, а заодно мягко пожурит ее, что та не желает копнуть поглубже и провести настоящую журналистскую работу — как взрослая. Девочка хмыкнет и решит про себя, что директор, как всегда, прав. 

Внимание! В следующей части текста содержатся спойлеры.

Никаких домогательств. Речь всего лишь о коррупции. Всего лишь? Вообще-то речь о крупнейшем хищении в истории американских школ. «Безупречный» — великолепный тест на нашу терпимость к воровству тех, у кого есть рычаги, чтобы хапнуть в особо крупных, а потом уйти безнаказанными. При этом суперинтендант Фрэнк Тэссон и в самом деле мужчина мечты. Он поразительным образом знает всех учеников по именам, помнит об их сильных и слабых сторонах. Он идеальный демократ и талантливый педагог (в прошлом — учитель английского). Тэссон блестящий оратор и эрудит, он щеголь, но готов сам над собой подтрунивать. При этом способен быть внимательным и теплым: находит время выслушать и утешить занудную мамашу отстающего от учебы мальчика, а к другим родителям зайти на заседание книжного клуба, обсудить Диккенса. Женщины, разумеется, млеют, но Фрэнк не снимает с пальца обручального кольца — он верен давно умершей жене. 

Школа процветает: она лидирует по числу выпускников, поступивших в самые элитные вузы страны. Маленький нюанс лишь в том, что Фрэнк Тэссон ворует. Много и постоянно. Миллионами. Прокалывается директор самым идиотским образом: его правая рука Памела Глакин дает корпоративную школьную кредитку балбесу-сыну, который закупается на крупную сумму в магазине стройтоваров. И пошло-поехало. Девочка из школьной газеты тоже оказалась неожиданно въедливой и последовала директорскому совету, решив разузнать, как школа тратит свой немаленький бюджет. Катастрофа близка.

Памелу играет Эллисон Дженни, изумительно точная актриса, известная по десяткам ролей, за самую известную из которых — матери в «Тоне против всех» — она получила заслуженного «Оскара». Но лидирует здесь Хью Джекман. Роль Фрэнка Тэссона, вероятно, одна из лучших в его богатой карьере. Искренняя доброжелательность и блестящее воспитание его героя моментально располагают к себе, пусть ощущение непроговоренности, неприятной тайны, сгущается в воздухе с первых сцен. Вскоре мы узнаем, что Фрэнк не только верен памяти покойной супруги: он гей, который встречается с молодым любовником, своим бывшим талантливым учеником, в далеком Лас-Вегасе. Впрочем, это не грех, мы легко его прощаем за умолчания. До поры до времени: скоро выяснится, что с личной жизнью Тэссона все еще сложнее.  

«Безупречный». Трейлер
Amediateka

При кажущейся линейности сюжета «Безупречный» хорош не только актерскими работами. Это сложно устроенный фильм, построенный на нескольких моральных дилеммах. Центральная из них — готовы ли мы осуждать облеченных властью людей за злоупотребление ресурсами? Говоря по совести, никто не пострадал, и о растратах могли бы вовсе не узнать, а учителя и дети были всем довольны — теперь же репутация отличной школы безвозвратно потеряна из-за двух коррумпированных руководителей. Надо ли было их разоблачать? 

Можно саркастически ответить, что сомнения такого рода могут родиться исключительно в испорченном сознании россиянина, привычного к коррупции на всех уровнях и традиционно прощающего властям любое воровство — лишь бы не били и не насиловали. Однако примерно той же логики придерживаются Тэссон и Глакин, самодовольные и счастливые, искренне не понимающие, что они сделали не так, и не считающие, что надо выносить сор из избы. Выходит, проблема вполне универсальна. 

Другая дилемма связана с фигурой морального авторитета и тем, как она конструируется в глазах социума. «Безупречный» лишь изредка заходит на территорию сатиры, в остальном склоняясь к взвешенности и чуть ли не доброжелательности в отношении воров: это всего второй фильм режиссера Кори Финли и первая работа для сценариста Майка Маковски, учившегося в той самой школе. Ему проще всего соотнести себя с начинающей журналисткой Рейчел (отличная работа австралийки Джеральдин Висванатхан) — правдоискательницей поневоле, которая случайно набрела на сенсацию, а потом не пожелала отступать. Пойдя по тому пути, который ей указал идеальный ментор, она привела его самого к профессиональной гибели и тюремному сроку. Фигура учителя вошла в трагический конфликт с его личностью, а дети оказались более чуткими и правдивыми, чем обрекшие себя на череду компромиссов взрослые. В конце концов, именно ученики первыми заметили текущий потолок в здании школы, только что потратившей восемь миллионов долларов на сомнительный помпезный проект. И опять знакомая ситуация. 

Единственное, в чем «Безупречного» невозможно спроецировать на российские реалии, — это значимость печатного слова и вообще журналистики. У нас подобные разоблачения могли бы пройти незамеченными, а виновные — остаться безнаказанными, даже если бы репортаж о них собрал миллионные просмотры в ютьюбе. А в США хватило — представьте только! — публикации в школьной газете.  

Антон Долин