«Тоня против всех»: кровь со льдом Выходит фильм о скандальной фигуристке Тоне Хардинг с Марго Робби в главной роли (очень крутой)
Выходит черная комедия о фигуристке Тоне Хардинг «Тоня против всех», снятая австралийским режиссером Крейгом Гиллепси. Хардинг — первая американка, прыгнувшая на соревнованиях тройной аксель, а еще одна из самых скандальных спортсменок конца XX века. Роль Хардинг исполнила Марго Робби — это одно из самых ярких перевоплощений в этом сезоне. Кинокритик Антон Долин рассказывает о фильме «Тоня против всех».
Осторожно: этот текст пишет человек, равнодушный к спорту и фильмам о спорте. Тем ценнее, когда отдельным картинам удается пробить броню равнодушия и выйти на уровень метафоры (примеры известны всем — «Рокки», «Бешеный бык», «Боец»… пожалуй, недавнее «Движение вверх»). Особенно если фильмы основаны на реальных событиях, ведь для фантазии сценаристов это всегда дополнительный сдерживающий фактор. «Тоня против всех» — блестящий образец кино о спорте, которое, на самом деле, о чем-то совершенно ином. А виртуозность сближения (в том числе, по части внешнего сходства) актеров с прототипами, а сценария — с реальными фактами столь высока, что, в принципе, скромной биографической ленте хочется аплодировать стоя.
Героиня этой картины — Тоня Хардинг, скандально известная фигуристка, имя которой в начале 1990-х было у всех на устах. Разумеется, только вовлеченные в фигурное катание люди были в курсе, что она выиграла чемпионат США и заняла второе место на чемпионате мира, а также стала первой американкой, выполнившей на соревнованиях тройной аксель (автор этого текста впервые узнал этот термин и попробовал в него вникнуть непосредственно во время просмотра фильма). Зато остальной мир твердо знал, что именно Тоня Хардинг имела отношение к тяжелой травме, нанесенной на национальном чемпионате 1994 года ее основной сопернице Нэнси Керриган — сделала это не сама Тоня, а ее бывший муж с двумя соучастниками (впрочем, все детали вы узнаете из фильма). После этого она была пожизненно дисквалифицирована, ее профессиональная карьера была закончена. Эту историю и рассказывает фильм.
Австралийский режиссер Крейг Гиллеспи — в общем, не игрок высшей лиги, хотя на его счету несколько симпатичнейших фильмов (лучшие, наверное, «Ларс и настоящая девушка», с которым в «Тоне против всех» много тематических пересечений, и обаятельная хоррор-комедия «Ночь страха»). Но в картине о горестной участи Тони Хардинг его пристрастие к спортивному кино и специфическое, чуть грубоватое, чувство юмора оказались настолько уместны, что не оценить это невозможно. Гиллеспи — отчасти как его героиня: она, несомненно, вульгарна, скверно одевается и хамит окружающим, но на льду ей нет равных. Так и режиссер Гиллеспи, каким бы он ни был, стал идеальной кандидатурой для своеобразного байопика чемпионки-неудачницы.
Во-первых, он здорово чувствует эпоху, и сплошное удовольствие наблюдать деликатные сдвиги во времени, из XXI века — в конец XX. Мы знакомимся с Тоней, ее мужем и матерью много лет спустя, во время серии интервью (в фильме они поставлены очень близко к подлинным интервью тех же лиц), и флэшбеки окрашены гротескной ностальгией, переданной во всех подробностях, от декораций до саундтрека, заслуживающего отдельного комплимента: Z.Z. Top, Dire Straits, Supertramp, Fleetwood Mac.
Во-вторых, Гиллеспи абсолютно органично, никогда не пережимая, инкорпорирует сцены с фигурным катанием в драматическую канву — заскучать от однообразных пируэтов не успеваешь.
В-третьих, «Тоня против всех» — пример безупречного кастинга. Сыгравшая властную мать Эллисон Джейнни уже получила «Золотой глобус» и множество других наград, не за горами и «Оскар»; Себастиен Стэн и Пол Уолтер Хаузер (соответственно муж и телохранитель фигуристки) невероятно естественны в ролях прирожденных идиотов; что до Марго Робби, то ее роль невозможно не признать колоссальной — и выразительной, и тонкой, в равной степени комической и трагичной. Очень бы, конечно, хотелось пожелать «Оскара» и ей — за вдохновение и трудолюбие (судя по всему, на лед выходит именно она, и некоторые сложные трюки выполняет самостоятельно).
«Тоня против всех» — еще и своевременное кино, в котором феминистическая повестка подана не без пародийности, но и с искренним теплом. Очевидно, оказаться на пьедестале Тоне мешают не ее многочисленные недостатки, а снисходительное, временами презрительное отношение жюри: для них она — всего лишь лишенная вкуса девица из низов, которую необходимо вовремя щелкнуть по носу, чтобы не задавалась. Случившийся инцидент — результат этого предрассудка.
Но не только: в лучших традициях братьев Коэнов Гиллеспи снимает кино без «положительного героя», элегантно превращая канву событий в преувеличенную фарсовую интригу; главным рычагом в ней является даже не зависть или тщеславие, а элементарная глупость. Это и позволяет получить от поучительной, в общем, истории банальное зрительское удовольствие — и искренне переживать за людей, в других обстоятельствах не способных вызвать даже тени симпатии.