Перейти к материалам
истории

«Твин Пиксу» 30 лет. Кажется, значение его главных символов наконец раскрыто Пересказываем многочасовое видео с объяснением и спойлерами (но в них попробуй разберись!)

Источник: Meduza
Showtime / «Амедиатека»

8 апреля сериалу «Твин Пикс» исполнилось 30 лет. Все это время — и в особенности после выхода третьего сезона в 2017 году — поклонники спорят о том, в чем был смысл этой истории и разгадывают спрятанные в ней символы. В октябре 2019 года блогер Россетер опубликовал на своем канале Twin Perfect видео длиной 4,5 часа, которое, предлагает, кажется, одну из самых цельных теорий. К 30-летию шоу «Медуза» пересмотрела и пересказала его — настолько кратко, насколько это было возможно.

Осторожно! В этом тексте очень много спойлеров к оригинальному «Твин Пиксу», фильму «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» и третьему сезону. Если вы их еще не смотрели и хотите разгадать все тайны самостоятельно, лучше вернитесь к этому тексту после просмотра.

Как появилось видео

В октябре 2019 года блогер Россетер (полное имя он не называет) опубликовал на своем канале Twin Perfect в ютьюбе полный разбор всех частей «Твин Пикса» — оригинального сериала, фильма «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» и третьего сезона, вышедшего в 2017-м — длиной 4,5 часа «Twin Peaks ACTUALLY EXPLAINED (No, Really)». Как рассказывает сам автор, он работал над этим видео в течение двух лет: прочитал и посмотрел каждое интервью с авторами, использовал в нем все существующие дополнительные материалы к шоу, каждую передачу, фанатскую теорию о нем, блоги и подкасты — в общем, любую доступную информацию о «Твин Пиксе». Он долго работал над сценарием этого видео, тестировал его на нескольких фокус-группах, участников которых просил указывать на все смысловые дыры. «Я изо всех сил старался создать что-то, что оценили бы другие, что бы дополнило эту нераскрытую загадку и вновь вызвало бы дискуссии о моем любимом телешоу», — пишет он.

Twin Perfect

В начале ролика Россетер предупреждает, что видео наполнено спойлерами ко всем частям «Твин Пикса». Кроме того, он обращает внимание, что разбирает только части, автором которых был Дэвид Линч (как известно, почти весь второй сезон, признанный неудачным, делал не он). Автор не настаивает на том, что его теория — единственно верная, однако предлагает проследить ход его мысли и убедиться в том, что в ней действительно есть некая логика.

Подробнее об истории создания видео автор рассказывает в подкасте, посвященном третьему сезону шоу.

Теория Twin Perfect. Кратко

Основываясь на многочисленных интервью создателя шоу Дэвида Линча и других источниках, Россетер приходит к выводу, что весь «Твин Пикс» — это не только история об убийстве Лоры Палмер, но и высказывание о развлекательном телевидении, его создателях и зрителях. В этой системе координат каждый элемент символизирует ту или иную часть этого процесса.

События развивались так. В начале 1990-х Дэвид Линч осознал, что на телевидении слишком много жестокости — и решил создать шоу, в котором добро и зло будет сбалансировано, в котором жестокость будет нужна не для развлечения зрителя, а для того, чтобы демонстрировать, как важен свет — и это основная идея автора, ее отражают множество сюжетных линий, никак не связанных друг с другом. По задумке Линча, зрители не должны были узнать, кто убил Лору Палмер — одного факта ее смерти было бы достаточно, чтобы обратить внимание на ее историю — рассказать, не кто ее убил, а кем она была. Однако ничего не получилось.

Канал ABC, на котором выходило шоу, настоял, чтобы во втором сезоне раскрыли убийцу Лоры Пармер — и это сместило баланс в сторону зла и жестокости. Теперь зрителям больше не была интересна история героини, им хотелось новых загадочных преступлений. Поэтому в финальной серии второго сезона, которую снял Линч — агент ФБР Дейл Купер, выступавший со стороны добра и олицетворявший зрителя уступил злу, и в него вселился Боб. Баланс телевидения вновь сместился в сторону тьмы.

Линч сделал еще одну попытку рассказать историю Лоры Палмер — в приквеле «Огонь, иди со мной». Однако аудитории это уже не было интересно и фильм провалился (и очень зря — в нем содержатся многие подсказки). В 2017 году Линч наконец дал фанатам шоу то, чего они хотели — продолжение истории о «злом» Купере. Однако в нем все нелепо и как-то странно — Твин Пикс уже не выглядит тем уютным городком; герои ведут себя так, как будто потерялись (Купер не сразу вспоминает, что он агент ФБР и заново открывает для себя вкус кофе); наконец-то появляется Дайана — но и она оказывается пустышкой. В третьем сезоне тоже есть ключи к толкованию всей истории, многие из них — в знаменитой восьмой серии, но в конечном счете — это ответ поклонникам, которые хотели, чтобы режиссер шел у них на поводу. И в финале становится ясно, что все это время зрители и были его главными героями.

Showtime / «Амедиатека»

Теория Twin Perfect в символах. Не кратко

В видео автор подробно останавливается почти на каждом моменте, нуждающемся в толковании. Мы попытались составить примерный список того, что Россетер обнаружил за два года своего исследования. Все эти символы иллюстрируют теорию, описанную выше — телевидение не справилось с натиском жестокости даже в случае Твин Пикса, баланс был нарушен. Вероятно, описания ниже могут напоминать бред, однако если вы смотрели все части шоу, то сможете увидеть в них смысл.

Агент Дейл Купер — это зритель «Твин Пикса» (кстати, агенты Честер Дезмонд и Сэм Стэнли в «Огонь, иди со мной» — тоже олицетворяют зрителей). У него феноменальная интуиция и поэтому ему легко дается расследование — но если проследить за развитием сериала, оказывается, что все, что Купер «чувствует», зрители уже видели в предыдущих сценах — он просто это повторяет. Его расследование — это свет, который противостоит жестокости и тьме.

Детектив Гордон Коул — это сам Дэвид Линч, который его и играет. Как начальник, он подкидывает загадки своим агентам — то есть зрителям.

Боб — это зло ради развлечения телезрителей. В третьем сезоне показано, что в момент рождения Боба после ядерного взрыва из головы Пожарного рождается Лора Палмер как добро в противовес Бобу.

Огонь и электричество — символизируют одно и то же, они могут как освещать вещи, так и разрушать их — в зависимости от намерений источника. Поэтому важны провода и розетки — по ним «огонь» перемещается. Лесники и электрики — источники этих пожаров, они не несут ничего хорошего, там, где они — всегда смерть.

Ветер и радиоволны — символизируют одно и то же. Это тайны, ожидание того, что-что-то вот-вот произойдет, цайтгайст, о котором Линч часто говорит в интервью. Ветер (он постоянно гуляет в ветках, а еще в доме Палмеров на потолке есть вентилятор, который включается каждый раз, когда Лиланд заходит в комнату к Лоре) может раздуть огонь жестокости на телевидении.

Мерцающий свет на лицах персонажей — это свет от телевизора. Когда после смерти Лора Палмер оказывается в красной комнате, вспышки холодного света от экрана телевизора освещают ее лицо — она начинает смеяться и плакать. В этот момент она понимает, что была лишь героиней телесериала, которой суждено было умереть. Таким образом, все персонажи — кроме Купера, агента Филлипа Джеффриса (Дэвид Боуи) и Дамы с поленом, у которых есть связь с внешним миром — не понимают, что находятся в телешоу и подчиняются сценарию. В сериале они то и дело говорят «Я как будто во сне» — видимо, во сне зрителей.

«Приглашение к любви» — это подсказка о том, что «Твин Пикс» — это шоу, которое собрало в себе все клише из сериалов 1980-х (ситкомов, криминала, романтических комедий). В этом «Приглашении к любви», который смотрят жители Твин Пикса даже есть похожие персонажи, если приглядеться. Его писал соавтор Линча Марк Фрост — и Линчу не нравилось, что он получился настолько нелепым. Это отвлекло внимание аудитории от изначального посыла.

Красная комната — пространство, окруженное кулисами кинотеатра. Они отделяют фантазию автора от реального мира. В нем оказываются те, кто уже знает, что шоу — постановка. Поэтому карлик в красном костюме там слышит саундтрек и танцует под него. Зигзаги на полу — символ радиоволн.

Источник всего зла — испытания ядерного оружия. После взрыва в 1945-м зло отложило яйца, которые вылупились в 1956-м — в детстве Линча, когда появились первые мыльные оперы и рок-н-ролл — и заползли внутрь телезрителей (сцена, где некое насекомое заползает в рот спящей девушке). С тех пор жажда зла живет в телезрителях.

Пожарный — великан, который живет в кинотеатре, расположенном на скале, стоящей в Море сознания (если кратко — этот символ пришел из трансцендентальной медитации, которую практикует Линч). Он посылает хорошую энергию, поэтому из его головы рождается Лора Палмер. А еще он бог света, в то время как рука-карлик — бог тьмы.

Кофе и машинное масло — олицетворяют одно и то же. Это топливо сюжета. Купер пьет кофе — и расследование движется, проливая свет на убийство Лоры; Масло — топливо для «плохого» огня, из-за него горит лесопилка, в нем отражается красная комната. Кстати, по мнению Россетера, персонаж Дэвида Боуи в третьем сезоне находится не в чайнике, а в кофейнике — почти буквально «рыба в кофейнике».

Майк — персонаж, олицетворяющий телевидение, которое хочет соблюдать баланс. Он отрезал себе руку, овладевшую Бобом, чтобы избавиться от жестокости.

Кольцо с зеленым камнем — это замкнутый круг насилия и жестокости (золото — проводник электричества), который, однако, Майк прервал, вставив в него зеленый камень из изолятора (кусочек от стола в Черном вигваме) с символом совы — «Твин Пикса» — на нем. Кто надевает кольцо с камнем, у того еще есть шанс спастись от Боба, поэтому Лиланд приходит в бешенство, когда видит, что Лора надевала его.

Кукурузная каша — это внимание телезрителей, топливо для зла. Часть популярных в США телеобедов, которые зрители ели во время просмотра развлекательных шоу в 1990-х. Кашу ест Сара Палмер, когда в третьем сезоне смотрит на шоу, где животные едят друг друга, — и другие отрицательные персонажи. Боб (зло) крадет внимание зрителя от сбалансированного «Твин Пикса» (Майка), поэтому Майк кричит на него в пробке: «Ты украл кукурузу!»

Майор Бриггс — это Марк Фрост, который пытается растолковать Куперу (зрителю) события в Твин Пиксе. В действительности соавтор Линча после завершения «Твин Пикса» писал книги о его символах в этой истории.

Филлип Джеффрис — герой Дэвида Боуи нужен был только, чтобы рассказать про существование Черного вигвама и Джуди, а больше незачем, поэтому и исчез.

Доктор Джекоби — единственный, кто видит одномерных сериальных персонажей объемными, настоящими людьми (не зря же он носит 3D-очки!). В третьем сезоне он— голос жестокости, голос нового времени, любитель конспирологии. Он ведет свой подкаст, в котором пророчит конец света и нагнетает истерику, а в качестве выхода предлагает зрителям купить у него золотые лопаты, которыми можно выкопать себя из дерьма.

Надин — зрители, которые видят только негатив (поэтому у нее закрыт один глаз), из-за чего она так любит подкасты доктора Джекоби.

Эд — работник заправки, муж Надин. Видимо, это Дэвид Линч, который хочет быть вместе с Нормой (она олицетворяет идеальный «Твин Пикс»), но вынужден быть вместе со злой аудиторией.

Кафе Нормы и «Дом у дороги» — это территория, где всегда побеждает добро, и место, где всегда побеждает зло — в первых сезонах. В третьем все переворачивается, и в кафе Нормы стреляют, а в «Доме у дороги» глупо откровенничают.

Одри — персонаж, который олицетворяет упущенное счастье. В третьем сезоне, как и другие персонажи, она не понимает, где находится. Она замужем за Чарли (он символизирует ушедшее время), и пытается повторить свой танец в «Доме у дороги», но ее прерывает чья-то драка — победившая жестокость на ТВ. В поисках спасения она кидается к прошлому (Чарли), но видит лишь собственное отражение — постаревшее, настоящее, грустное.

Джуди — это ответы, которые зритель больше всего хочет найти. Его не волнует, о чем все это было, он хочет знать, кто такая Джуди. Если это так, то получается, что Джуди — это сам Россетер, который дает зрителям эти ответы в своем видео.

Дайана — это несуществующий собеседник Купера (тульпа), а в третьем сезоне — фантазия зрителя о том, какой должна быть Дайана (с волосами и ногтями в цвет красной комнаты, например).

Убийство Боба зеленой перчаткой — вовсе не финал, которым его задумывал Линч, а фантазия зрителя, который хотел бы видеть убийство Боба вот таким — окончательным и развлекательным.

Крик Лоры Палмер — свидетельство того, что «Твин Пикс» умер, его больше нет.

Наталья Гредина