Перейти к материалам
истории

«Паразиты» — лучший фильм «Оскара-2020». Это первая картина не на английском языке, получившая такую награду Антон Долин — о том, почему это революционное решение

Источник: Meduza
Chris Pizzello / AP / Scanpix / LETA

В Лос-Анджелесе вручили премию «Оскар». Больше всего статуэток собрал южнокорейский фильм «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо. Он же получил приз за лучшую режиссуру и оригинальный сценарий, а также это первая картина в истории, которая одновременно признана и «лучшим фильмом», и «лучшим международным фильмом», снятом не на английском языке. Об этом революционном решении и других итогах церемонии рассказывает кинокритик «Медузы» Антон Долин.

Свершилось немыслимое: лучшим фильмом по версии Американской академии стал южнокорейский фильм. «Паразиты» Пон Чжун Хо уже были признаны сенсацией 2019 года, выиграв — впервые в истории для Кореи — «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, став лидером проката на родине и собрав ворох других наград. Сомнений в победе «Паразитов» в международной номинации «Оскара» не было ни у кого. Но вот представить, что до той поры никому не известный Пон Чжун Хо в сценарной категории одолеет Ноа Баумбака и Квентина Тарантино, а в режиссерской — Мартина Скорсезе и Сэма Мендеса, было невозможно. Такого не случалось никогда. 

Можно вспомнить год, когда конкурентов одолел «Артист» Мишеля Хазанавичуса, французский фильм, но все-таки сделан он был на английском, а его темой был Голливуд, да и конкурс был несравнимо слабее. Америка любит, когда ее кинематограф прославляют режиссеры-иностранцы (вспомните «Бердмэна», снятого мексиканцем Алехандро Гонсалесом Иньярриту). «Паразиты» здесь ни при чем. Это действительно корейский фильм — причем снятый Пон Чжун Хо после двух неудачных попыток завоевать США международными проектами, фильмами «Сквозь снег» и «Окча». 

Формально никаких правил менять не пришлось. По законам «Оскара» на статуэтки может претендовать любой фильм, побывавший в американском прокате в определенный период. Просто до сих пор казалось, что эти премии созданы специально ради прославления англоязычного (в особенности голливудского) кинематографа, что их главная цель — доказать всем: нет и не может быть в мире кино более сильного. Мир соглашался — как-никак по авторитетности ни одна кинопремия не дотягивает до «Оскара». 

Америка лучшая, для остальных стран — гетто, специальный загончик под названием «Лучший фильм на иностранном языке». Вот для него как раз правила изменились: с 2020 года номинация сменила унизительное название на более нейтральное «Лучший международный фильм». Первыми победителями в ней и стали «Паразиты». Такое впечатление, будто академики открыли ларец Пандоры, переименовав номинацию. Пон Чжун Хо поднялся на сцену во второй раз — за статуэткой в категории «Лучший оригинальный сценарий», потом вдруг оказался лучшим режиссером. Наконец, выяснилось, что «Паразиты» — первый фильм в истории, признанный лучшим и в международной номинации, и в общем зачете. Похоже, растеряны были все, а больше остальных — съемочная группа корейцев, высыпавших на сцену и не сразу нашедших в своих рядах спикера, владевшего английским. 

Как объяснить произошедшее? Возможно, конкуренция среди американских картин была слишком уж мощной, и большинству показалось разумным парадоксальное решение: выбрать фильм «со стороны», самый универсальный из претендентов на главный приз. К тому же «Паразиты» эксплуатируют ту же тему социальной несправедливости и бессильного протеста против нее, что и другие участники гонки — «Ирландец» Мартина Скорсезе и «Джокер» Тодда Филлипса, — однако делают это элегантнее, ироничнее и нагляднее, обходясь без жанровых фильтров и переноса действия в прошлое. 

На фактическом уровне прецедент победы «Паразитов» свидетельствует о невероятном: американцы не только признали существование иного кинематографа, чем их собственный, но и согласились с его превосходством, отдали ему пальму первенства. Причем речь об азиатском фильме, представляющем страну, до тех пор для «Оскара» практически не существовавшую. Вот вам и «слишком белый „Оскар“». Такая инклюзивность в сотни раз ярче, чем любые образцово-показательные речи в защиту афроамериканцев, женщин, индейцев и людей с синдромом Дауна (все это, разумеется, тоже было на церемонии). Получается, отныне «Оскар» перестает быть американской премией и становится по-настоящему всемирной. А всерьез претендовать на него — уже не на птичьих правах «международного фильма» — может любая страна и культура. 

На фоне этого меркнет все остальное. И уже не слишком интересно разбирать праздничные костюмы на красной дорожке или благодарственные речи. Для протокола перечислим главное. Основные фильмы-участники получили по несколько премий: две для «Однажды в… Голливуде», «Ford против Ferrari» и «Джокера», три для «1917». Четыре актерские статуэтки достались именно тем, кому их и прочили буквально все: Хоакину Фениксу и Рене Зеллвегер в главных номинациях, Брэду Питту и Лоре Дерн — за роли второго плана. «Кролик Джоджо» награжден за лучший адаптированный сценарий, «Маленькие женщины» — за костюмы. Лучшим полнометражным мультфильмом признали «Историю игрушек — 4». Мартин Скорсезе остался без наград, зато по инициативе Пон Чжун Хо его наградили стоячей овацией. 

В музыкальных номинациях победили Элтон Джон и Берни Топин за «Рокетмена» и Хильдур Гуднадоттир за «Джокера» — за нее особенно приятно: исландская виолончелистка стала не меньшим триумфатором сезона, чем Пон Чжун Хо. Вообще музыкальная часть церемонии была куда сильнее, чем безалаберное и беспорядочное ведение: красочное открытие обеспечила Жанель Монэ, прекрасно выступил Эминем, трогательно прозвучал хор певиц из разных стран, дублировавших Эльзу в «Холодном сердце — 2» — за Россию пела Анна Бутурлина. Подкачала разве что Билли Айлиш, чье выступление оставили под конец. На пару с братом Финнеасом ОʼКоннеллом под перечисление ушедших из жизни кинематографистов она почему-то исполнила битловскую «Yesterday», прозвучавшую неловко и вместе с тем банально. Но зал все равно прослезился, читая фамилии умерших — опять же не только американцев: в списке оказались и Аньес Варда, и Анна Карина. Хотя по-настоящему ураганные аплодисменты вызвало лишь имя Кирка Дугласа, завершавшее список.      

Антон Долин