Перейти к материалам
истории

«Ford против Ferrari»: Кристиан Бэйл и Мэтт Дэймон побеждают в исторической гонке Снято в лучших голливудских традициях (и с прицелом на «Оскар»)

Источник: Meduza
20th Century Fox

В прокат вышел фильм «Ford против Ferrari» — о знаменитой гонке 1966 года в Ле-Мане, в которой соревновались американская и итальянская команды. Победу Ford принесли конструктор Кэрролл Шелби (Мэтт Дэймон) и британский гонщик Кен Майлз (в очередной раз экстремально похудевший Кристиан Бэйл). Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что этот фильм увлечет даже тех, кто ничего не понимает в автогонках. А еще он, вероятно, поборется за премию «Оскар».

В 1966 году во французском Ле-Мане произошла маленькая революция. Знаменитая 24-часовая гонка впервые завершилась безоговорочной победой команды американского Ford и разгромом бессменного чемпиона — команды Ferrari. У итальянцев к этому моменту дела шли плохо, Генри Форд II даже предпринял попытку купить компанию. Безуспешно: европейцы презирали американцев и небеспричинно подозревали их в подчинении задач производства исключительно коммерческой выгоде, которая заставила бы забыть о своеобразной, но неоспоримой поэзии гоночных автомобилей. Схватке автогонщиков на трассе в Ле-Мане предшествовала дуэль самолюбий самих Форда и Феррари. Уязвленный срывом сделки Форд дал указание: во что бы то ни стало создать конкурентоспособную машину и одолеть итальянцев. За выполнение, как тогда казалось, невозможной задачи взялись два визионера: бывший гонщик Кэрролл Шелби, из-за проблем с сердцем вынужденный переквалифицироваться в конструкторы, и его друг, британский гонщик Кен Майлз — человек сколь одаренный, столь неуправляемый. 

Возможно, вам известны все эти факты, и тогда «Ford против Ferrari» снят специально для вас. Но если вы слышите о них впервые, картина все равно имеет шанс вам понравиться и задеть за живое. Это самый очевидный и веский ее плюс. Режиссер Джеймс Мэнголд доказывает делом стародавний парадокс: иногда для того, чтобы увлечь несведущего зрителя, не надо упрощать и адаптировать материал. Достаточно в него влюбиться и глубоко погрузиться — тогда азарт передастся публике, даже если она не будет понимать значения терминов, которыми на экране будут сыпать автомеханики. 

«Ford против Ferrari» снят в динамичной манере, временами кажущейся почти документальной (особенно в сценах самих гонок, снятых как с дистанции, так и изнутри автомобиля), но при этом включает в себя весь джентльменский набор утешительных голливудских штампов, в данном случае подкрепленных реальностью: герои впадают в отчаяние, проходят по краю, дерзят начальству, дерутся друг с другом, мечтают о невероятном, со скрупулезным упорством это невероятное осуществляют, никогда не сдаются. Мэнголд вспоминает о той романтике обреченного на вымирание, но невыносимо красивого мира мужской доблести, которая сделала ему репутацию в фильмах «Полицейские», «Поезд на Юму» и особенно «Логан». Крайне важен вклад оператора Фидона Папамайкла — между прочим, племянника Джона Кассаветиса, снявшего с равной тщательностью и вниманием много разноплановых картин, включая тот же «Поезд на Юму», но особенно знаменитого картинами Александра Пэйна. Однако главным украшением фильма становится все же актерский состав. 

Великолепен пожилой красавец Ремо Джироне в роли Энцо Феррари. Сложным персонажем получился властный Генри Форд II в исполнении артиста и драматурга Трейси Леттса. Всю мерзость корпоративного гламура успешно воплотил Джош Лукас, сыгравший одного из высших чинов корпорации Ford Лео Биби — вообще, перед нами редкий фильм, где в качестве злодея выступает маркетолог. А в центре событий — внушительный дуэт Мэтта Дэймона (Шелби) и Кристиана Бэйла (Майлз). Основательность и точность в нюансах Дэймона эффектно сочетаются с одержимостью и темпераментом Бэйла, очевидными даже в тех сценах, когда он сидит на скамейке и пьет газировку. 

«Ford против Ferrari». Трейлер
20th Century Fox Russia

Уже снимавшийся у Мэнголда Бэйл, голливудский чемпион по изменениям собственного тела, в очередной раз сбросил для роли несколько десятков килограммов — попробуйте сравнить его персонажа здесь с толстяком из прошлогодней «Власти», и у вас по телу побегут мурашки. Но дело, конечно, не столько в этих небезопасных подвигах, сколько в способности Бэйла передать внутреннюю энергию и сосредоточенность экрану. Он — душа фильма в неменьшей степени, чем Кен Майлз — душа победы Ford в Ле-Мане. Самурайский стоицизм старого Голливуда, мифический или реальный, действительно живет и дышит в Бэйле, он, в отличие от многих коллег-ровесников, не имитатор, а подлинный феномен. И достаточная причина полюбить этот фильм, даже если все прочие не покажутся вам убедительными. 

Хочется заглянуть в недалекое будущее и другой гонки — оскаровской. Премиальный пасьянс еще не ясен, но уже сейчас поразительным кажется, как в эпоху победившего (как минимум морально) феминизма самые яркие американские фильмы года оказались безоговорочно погруженными в разные версии «белого цисгендерного мужского мира», причем неизменно обращенного в прошлое. Рядом с шестидесятнической драмой о двух автогонщиках, которая явно будет замечена Американской киноакадемией, за статуэтки будут сражаться «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино с его 1969 годом и дуэтом актера с каскадером, «Джокер» Тодда Филлипса с его восьмидесятническим отчаянием и духом нового Голливуда и, наконец, «Ирландец» Мартина Скорсезе, своего рода итог многолетних изысканий режиссера в области истории американской мафии. Изменить этот расклад имеют шанс разве что «Маленькие женщины» Греты Гервиг — ожидаемая всеми экранизация классики американской литературы.

Впрочем, кто бы ни победил, как нас учит «Ford против Ferrari», главное в гонке не кубок, а сила личности. В конце концов, и на трассе Кен Майлз бросает вызов не столько соперникам по гонке, сколько всем остальным: другу-антиподу, высокомерному боссу, законам физики и, не в последнюю очередь, собственной неотвратимой судьбе.     

Антон Долин