«Мобильный художественный театр» Михаила Зыгаря — это точно театр? Разве может быть спектакль в телефоне? Рассказываем о первом театре, который помещается в кармане
6 июля вышла третья премьера «Мобильного художественного театра» — «Свинарка и пастух» по мотивам музыкальной комедии Ивана Пырьева. Это современная версия сюжета, объединенная с аудиогидом по ВДНХ. «Мобильный художественный театр», или МХТ — первое приложение со спектаклями. Художественный руководитель проекта — журналист Михаил Зыгарь. Театр открылся в июне, сейчас в репертуаре — три названия. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров рассказывает, как устроены спектакли для телефонов и почему это действительно спектакли.
Этот проект как-то связан с Московским художественным театром?
Нет, это просто отсылка в названии. В столице сейчас три Художественных театра: МХТ имени Чехова под руководством режиссера Сергея Женовача, МХАТ имени Горького, которым управляет продюсер Эдуард Бояков, и МХТ Михаила Зыгаря. Кстати, команда проекта не намерена ограничиваться Москвой: если все пойдет удачно, уже в этом году в приложении появятся спектакли для других городов, а со временем — и для других стран.
Михаил Зыгарь разве не журналист? Как это он вдруг основал театр?
Прежде чем открыть «Мобильный художественный театр», Михаил Зыгарь сменил несколько профессий. В нулевых он работал военным корреспондентом, а с 2010 по 2015 год — возглавлял телеканал «Дождь». Он автор нескольких документальных книг, в том числе — бестселлера «Вся кремлевская рать» об истории России двух последних десятилетий.
После ухода с «Дождя» Зыгарь занимается мультимедийными проектами, посвященными разным историческим эпохам — от революции 1917 года до перестройки и распада СССР. Все это разрабатывает креативная студия «История будущего», которую Зыгарь основал на пару с журналистом и редактором его книг Кареном Шаиняном. «Мобильный художественный театр» они тоже придумали вдвоем, и с другими продуктами студии у МХТ гораздо больше общего, чем с обычными репертуарными театрами. В команде проекта лишь один человек профессионально связан с театром — это критик и куратор Алексей Киселев, который сейчас работает там директором.
Что значит «мобильный»?
МХТ выпускает спектакли для телефонов. Проекту не нужна ни сцена, ни постоянная труппа, ни декорационная мастерская. Спектакли создаются раз и навсегда, а не воспроизводятся снова и снова, как в привычном театре, и доступны зрителю в любое время, а не в семь часов вечера в конкретную дату. Если сравнивать с известными форматами, это больше всего похоже на радиотеатр — но с одной важной разницей: все треки записаны для прогулок по заранее продуманным маршрутам, как аудиогиды в музее.
Слышал, они работали с Кириллом Серебренниковым
Все верно. Правда, Серебренников сотрудничал с МХТ в необычной роли — не как режиссер, а как актер и персонаж. Когда создатель «Гоголь-центра» еще находился под домашним арестом, Зыгарь задумал проект «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». В то время режиссер имел право на ежедневную прогулку по согласованному маршруту: вот этой дорогой — от «Кропоткинской» до «Парка культуры» — зрители и ходят в спектакле. Серебренников записал аудиогид, в котором он рассказывает о своих именитых соседях — архитекторах, артистах, ученых и писателях, тоже некогда обитавших в районе Пречистенки. Почти все биографии перекликаются с судьбой самого рассказчика: главный герой как бы движется по рельсам исторических закономерностей, которые стесняют его так же, как и правила прогулок под домашним арестом.
Еще они поставили «Мастера и Маргариту» — это как?
«Мастер и Маргарита» — первое название, которое приходит в голову, если вы собираетесь поставить спектакль в декорациях реальной Москвы. Спектакль МХТ начинается там же, где и роман Булгакова, — на Патриарших прудах, — но не повторяет траектории героев буквально, а движется по собственному маршруту. На сей раз нет ничего общего с экскурсией: город выступает как декорация, в которой ваше воображение разыгрывает сцены из книги. Режиссер Михаил Зыгарь и драматург Алексей Киселев перенесли сюжет из 1930-х в наши дни.
Мастер из писателя превратился в сценариста, которого третируют не за сомнительный по советским меркам выбор темы, а за оскорбление чувств верующих. У проекта звездный каст: Воланда играет Ингеборга Дапкунайте, мастера — Юрий Колокольников, Маргариту — Александра Ребенок, а Берлиоза — Леонид Парфенов.
Из трех спектаклей «Мобильного художественного театра» этот — самый неубедительный: к моменту премьеры в одной только Москве было восемь постановок «Мастера и Маргариты», и не сказать, чтобы девятая открыла что-то новое в романе.
А третья премьера о чем?
Третья премьера — это как раз «Свинарка и пастух» по сценарию журналиста Валерия Панюшкина. По формату это что-то среднее между «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» и «Мастером и Маргаритой»: мы следим за персонажами и попутно узнаем историю ВДНХ. Фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» вышел в 1941 году и спустя год принес режиссеру Сталинскую премию. История любви вологодской свинарки Глаши и дагестанского пастуха Мусаиба на фоне всесоюзной сельскохозяйственной выставки превращается в сегодняшний сюжет о двух московских экспатах, американце и китаянке, которых играют артисты «Гоголь-центра» Один Байрон и Ян Гэ. Их собеседником и проводником по ВДНХ становится Чулпан Хаматова.
Современная мелодрама смешана с увлекательным рассказом о передовиках сталинского искусства — архитекторе Вячеславе Олтаржевском, сценаристе Викторе Гусеве, операторе Валентине Павлове — и о задачах, которые ставило перед ними государство. Если спектакль о Серебренникове слегка страдает от монотонности, а «Мастер и Маргарита» сводится к идее «Воланд в сегодняшней Москве», то «Свинарка и пастух» подкупает идеальным балансом развлекательного и познавательного: это та самая работа, ради которой стоило затевать «Мобильный художественный театр».
Минутку! Разве это театр?
Нет поводов думать иначе. Сегодня словом «театр» называют не только представление с актерами на сцене: бывают сайт-специфические спектакли в парках и заброшенных зданиях, спектакли-инсталляции без людей и интерактивные спектакли-игры, в которых участвуют не артисты, а зрители. Сейчас единственная обязательная составляющая театра — взаимодействие с физической реальностью: если произведение требует, чтобы вы находились в каком-то конкретном месте, можно смело считать его спектаклем — главное, чтобы с таким определением соглашались создатели проекта.
Городская прогулка — вполне сложившийся театральный жанр. Немецкая компания Rimini Protokoll с 2013 года выпускает знаменитую франшизу Remote X: 50 человек исследуют мегаполис в компании компьютерного голоса, который говорит им, что делать. Проекты из этой серии выходили по всему миру, в том числе в России: нынешнее лето — последняя возможность увидеть московскую версию Remote. Постановка Семена Александровского «Другой город» рассчитана даже не на группу, а на одного зрителя: он гуляет по Петербургу, а в наушниках слышит звуки Парижа, Амстердама или Венеции.
Но кое в чем Зыгарь и Шаинян действительно были первыми: они придумали написать мобильное приложение. Спектакли «Мобильного художественного театра» можно слушать (смотреть) на своем гаджете, а значит, не нужно сверяться ни с каким расписанием.
Допустим. И как посмотреть спектакль?
Нужно установить приложение «Мобильный художественный театр» (вот ссылка для iOS, а вот — для Android), купить билет, загрузить аудио и приехать по нужному адресу. Билеты стоят 379 рублей; последний релиз — «Свинарку и пастуха» — можно скачать бесплатно до 21 июля. Понадобятся наушники, удобная обувь и полная батарея смартфона. Если у вас есть внешний аккумулятор, лучше захватить его с собой. В приложение встроены карты с маршрутом и геолокацией, но сверяться с ними каждую минуту необязательно: вся навигация заложена в тексты спектаклей. В принципе можно вообще никуда не ехать и просто скачать трек, но опыт будет неполным: по замыслу авторов, то, что вы слышите, должно соединяться с тем, что вы видите.
Чем МХТ будет заниматься дальше?
В августе выйдет новый спектакль «Рок-Тверская» — «история зарождения, расцвета и смерти русского рока», которую нам будут рассказывать по пути с Триумфальной площади на Манежную. Идея принадлежит продюсеру и музыкальному критику Михаилу Козыреву, а пьесу пишет драматург Михаил Дурненков.
Я не слежу за современным театром. Мне стоит смотреть спектакли МХТ или будет скучно?
Стоит! Помимо слова «художественный» Зыгарю стоило позаимствовать у Станиславского и Немировича-Данченко слово «общедоступный»: его спектакли рассчитаны не только на завсегдатаев продвинутых театральных фестивалей, но и на тех, кто в театре не был со школы. Вообще, экспериментальный спектакль — это не только такой, где вы, превозмогая сон, разгадываете зашифрованное послание режиссера: главный театральный тренд 2010-х — обращаться к разной публике, в том числе и неподготовленной.