Перейти к материалам
истории

«Шазам!»: что такое хорошо, а что такое плохо Самый детский фильм киновселенной DC — супергеройская сказка

Источник: Meduza
Warner Bros. / «Каро-Премьер»

4 апреля в российский прокат выходит «Шазам!» — еще один фильм расширенной вселенной DC, на этот раз — про подростка, ставшего супергероем. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему новый кинокомикс может развеселить всю семью.

Российские зрители любят сокрушаться об исчезновении качественного детского кино, памятного им со времен советской школы. Приходишь, бывало, домой, нагулявшись во дворе, а по телевизору — «В гостях у сказки». Где оно теперь? Все сожрал треклятый Голливуд. Они отчасти правы. Сегодня в мире очевидна тенденция: кино снимают не детское, а семейное. Инфантилизация повсеместна и заразна, и вот уже взрослая публика наполняет залы, где идут «Миньоны» или «Бамблби». Однако новый кинокомикс студии DC «Шазам!» — уникальное кино: оно безупречно бы вписалось в программную линейку «В гостях у сказки». Всем ностальгирующим — сюда, без лишних размышлений. Детям, разумеется, тоже. 

Картина шведа Дэвида Ф. Сандберга (до сих пор он считался спецом по ужасам, снимал «И гаснет свет…» и «Проклятие Аннабель: зарождение зла») действительно основана на приключениях известного супергероя и официально входит в расширенную вселенную DC, но монтируется с ней еще хуже, чем миниатюрный Человек-Муравей — с гигантоманской эпикой «Мстителей». В Филадельфии, где разворачивается действие «Шазама!», Супермен и Бэтмен — все-таки не реальные граждане США, а игрушки и персонажи популярных комиксов; финальный кадр заставит в этом усомниться, но до финала еще надо дожить. Перед нами вполне обычный мир. Именно поэтому он отчаянно нуждается в героях и чудесах. 

WBRussia

Герой этой истории — 14-летний Билли Бэтсон (Эшер Энджел), сирота, одержимый поисками потерявшей его когда-то мамы. Оказавшись в неожиданно дружной семье, где уже есть пятеро приемных детей, он мог бы переосмыслить свое место в социуме — но не успевает это сделать, поскольку волшебник из параллельной вселенной назначает его своим преемником. Так Билли превращается в неуязвимого супергероя в дурацком трико, белом плаще, с флюоресцентной молнией на груди. Шазам (безупречная роль комика Закари Ливая) обладает еще большим спектром суперспособностей, чем пресловутый Супермен, оставаясь при этом незрелым пацаном со всеми соответствующими слабостями, глупостями и комплексами. На этом (а вовсе не на противостоянии с суперзлодеем, который здесь тоже присутствует) строятся основной конфликт и драматургия фильма. 

Помпезное серьезничанье, которое было задано вселенной DC удачными картинами Кристофера Нолана и раскритикованными блокбастерами Зака Снайдера, утомило к выходу «Лиги справедливости» даже самых верных фанатов. «Чудо-женщину» спасал феминистский пафос, но от всей колоссальной франшизы оставалось ощущение тупика. Неожиданным выходом оказались беззастенчиво-сказочная наивность и рок-н-ролльный драйв «Аквамена». «Шазам!» движется еще дальше в том же — очевидно, верном — направлении. Отказываясь от политических и социальных аллюзий, отменяя подмигивания для интеллектуалов, смеясь над собственным пафосом так явно, что это балансирует на грани автопародии, DC срывает джекпот. «Шазам!», конечно, может взбесить тех, кто жаждет получить от фильма «месседж». Это зрелище вполне достойно собственного героя, которому больше всего нравится делать селфи с зеваками и заряжать чужие мобильники одним прикосновением пальца, а сражаться со вселенским Злом неохота (хотя, как мы понимаем, придется). 

Warner Bros. / «Каро-Премьер»
Warner Bros. / «Каро-Премьер»
Warner Bros. / «Каро-Премьер»

Кстати, раз уж речь зашла о советском детстве. Больше всего «Шазам!» напоминает упоительную повесть-сказку Юрия Томина «Шел по городу волшебник» — ту самую, где мальчик ломал волшебные спички и загадывал желания, потом ее еще не слишком удачно экранизировали под названием «Тайна железной двери». Билли, как и Толик Рыжков, эгоистичен и неспособен справиться с магической силой, доставшейся ему чудом. На помощь приходит антагонист, в котором герой, как в кривом зеркале, видит собственные недостатки — и их благополучно одолевает. Антигерой Марка Стронга, также получающий волшебные способности (только темные — он повелевает монструозными инкарнациями Семи Смертных Грехов), ужасно похож на Мальчика С Голубыми Глазами (из повести Томина). В глазнице бывшего неудачника, испуганного мальчика-очкарика, умещается оккультная сфера, превращающая его в Злодея С Голубым Глазом. 

Как настоящий детский фильм, «Шазам!» не только забавен, но и назидателен. Будто губка, он весь напитан мыслью семейной, хоть выжимай. Одиночка Билли постепенно осознает, какой подарок преподнесла ему судьба в лицах несуразно оптимистичных приемных родителей и целой толпы братьев и сестер.

Злодей же начнет свой саморазрушительный путь с отмщения родным отцу и брату, когда-то его унизившим. Одно это предопределяет разрешение конфликта, хотя и без того можно было догадаться, кто победит. Но такого рода предсказуемость — не недостаток, а преимущество детских сказок, дающих возможность отдохнуть от манихейской сложности окружающей реальности и вспомнить, что такое хорошо, а что такое плохо. 

Антон Долин