Минкульт перенес премьеру «Паддингтона», чтобы поддержать отечественное кино. Кинотеатры пишут возмущенные письма, а Бондарчук защищает Мединского
17 января стало известно, что министерство культуры РФ перенесло на две недели российскую премьеру европейской семейной комедии «Приключения Паддингтона 2» — как минимум до 1 февраля. Владельцы кинотеатров написали в адрес министерства открытое письмо, обвинив ведомство в цензуре и в том, что оно «расчищает» прокат для отечественных картин, в том числе спортивной драмы «Движение вверх» (в ближайшие дни она соберет больше двух миллиардов рублей — это абсолютный российский рекорд). Министр культуры Владимир Мединский, не уточняя названий фильмов, заявил, что его ведомство действует «в интересах российского кино». Создатели «Движения вверх» и еще одного российского фильма «Скиф», вышедшего в прокат 18 января, отмечают, что в подобном протекционизме не нуждаются.
Обновление. 19 января Минкульт после совещания с представителями кинобизнеса разрешил начать прокат «Приключений Паддингтона 2» с 20 января, а не 1 февраля.
Министерство культуры России отложило две премьеры иностранных фильмов
Вечером 17 января, всего за несколько часов до запланированного выхода в прокат французско-британской семейной комедии «Приключения Паддингтона 2», прокатчик фильма — компания «Вольга» — получила письмо за подписью заместителя министра Сергея Обрывалина (есть в распоряжении редакции). В нем сообщалось, что фильм появится на экранах «не ранее» 1 февраля 2018 года. Свое решение чиновники объяснили тем, что первоначальная дата российской премьеры «Паддингтона» — 18 января — «совпадает с датой, зафиксированной в ранее выданном прокатном удостоверении на иной фильм». О какой картине идет речь, в письме не уточняется.
По данным компании «Вольга», кинотеатры начали продажу билетов на «Приключения Паддингтона 2» еще в декабре 2017-го, как только стало известно о том, что 18 января фильм стартует в России. По состоянию на 17 января предпродажи составили более 750 тысяч рублей; эти деньги придется вернуть зрителям.
16 января российское представительство компании 20th Century Fox сообщило, что фантастический боевик «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» выйдет в прокат на неделю позже — не 25 января, а 1 февраля. Прокатчик пояснил, что это решение тоже было принято после того, как министерство культуры РФ не подтвердило изначальную дату выхода.
Кинотеатры обвинили министерство культуры в цензуре
18 января российская ассоциация владельцев кинотеатров обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву, министру культуры Владимиру Мединскому и руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву с открытым обращением. Владельцы кинотеатров назвали перенос премьер «недопустимым фактом грубого прямого вмешательства представителей министерства культуры РФ в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий». В ассоциации напомнили, что это происходит не впервые. Один российский фильм про космос — «Салют-7» (производства компании «Наше кино» Сергея Сельянова) — разводили по датам с другим — «Временем первых» (производство компании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова). А голливудский боевик «Мстители: Эра Альтрона» был задержан ради римейка советской военной драмы «А зори здесь тихие».
Директор по связям с общественностью и внешним коммуникациям объединенной сети кинотеатров «Синемапарк» и «Формула кино» (их представители тоже подписали письмо) Александра Артамонова сказала «Медузе», что перенос премьеры «Паддингтона» «бьет по всей киноиндустрии». «Возможно, многие зрители до сих пор не знают, что даты релиза фильмов были перенесены, и апогея ситуация достигнет к выходным, когда люди семьями придут в кинотеатры — и не увидят там ожидаемых ими фильмов», — предупреждает Артамонова.
«Вы даже не нашли в себе смелости открыто назвать, ради какого фильма вы приняли решения о запрете релиза двух фильмов на заявленных датах, ссылаясь лишь на некий „иной фильм“ с такой же датой выхода в прокат», — сказано в обращении Медведеву, Мединскому и Артемьеву.
Мединский сказал, что действует в интересах российского кино, а не Голливуда
Министр культуры Владимир Мединский прокомментировал письмо в тот же день, заявив, что всегда оперирует цифрами, а «не абстрактными криками о цензуре». «У нас кого ни тронь, все начинают орать о цензуре. Мы будем делать все в интересах отрасли, российского кино, но не в интересах Голливуда. Каждое наше усилие, в том числе и перенос даты, разводка конкурентов ведут к тому, что растут сборы все», — сказал министр. По его словам, российское кино растет «в условиях отсутствия санкций, госпротекционизма, ограничения показа голливудского кино, то есть, по большому счету, в условиях свободного рынка».
Заместитель Мединского Сергей Обрывалин добавил, что кинокомпания «Вольга» была заранее проинформирована о новой дате начала проката «Паддингтона» (1 февраля). «Несмотря на это, была организована предварительная продажа билетов на даты сеансов, в которые фильм не мог быть показан ввиду отсутствия законных оснований, что является грубым нарушением действующего законодательства РФ», — сказал он.
В отрасли уверены, что Минкульт «расчистил» прокат для «Движения вверх» и «Скифа»
Источник «Медузы», знакомый с ситуацией в российской киноиндустрии, настаивает, что премьера «Паддингтона» была запланирована именно на 18 января: «В системе ЕАИС номер прокатного удостоверения „Паддингтона“ и дата проката 18 января появились еще в декабре, когда „Вольга“ подала документы на прокатное удостоверение. Кинотеатры, увидев дату, начали продавать билеты».
Источники газеты «Ведомости», в свою очередь, отмечают: чиновники Минкульта решили перенести премьеры голливудских фильмов, чтобы большее число сеансов в ближайшие дни было отдано двум российским фильмам — лидеру и рекордсмену проката, фильму «Движение вверх» и историческому фильму «Скиф», который выходит 18 января. «Перенос истории о медведе [Паддингтоне] означает, что на этой неделе в кинотеатрах не выйдет ни одной крупной премьеры, кроме „Скифа“» — подчеркивали «Ведомости».
Собеседник «Медузы» говорит, что проблема «Паддингтона» даже не в переносе премьеры, а в том, что «с сегодняшнего дня непонятно, как жить»: теперь ни журналисты в своих материалах, ни киносайты не смогут сообщить дату релиза фильма без оговорки «предполагаемая».
Авторы «Скифа» и «Движения вверх» говорят, что не нуждаются в протекционизме
Продюсер «Скифа» Сергей Сельянов рассказал «Медузе», что никого не просил переносить выход других фильмов ради своего. Более того, говорит Сельянов, вторая часть «Паддингтона» с возрастной маркировкой 6+ не является конкурентом его фильма с ограничением 18+. «Это [перенос премьер] сделано в очень грубой форме, а вот зачем и почему — можно только гадать, но гадать не хочется. Эти действия никак не мотивированны, ни с точки зрения „Скифа“, ни с точки зрения „Движения вверх“», — рассуждает Сельянов. Источник «Медузы», из команды создателей фильма добавил, что у «Скифа» очень скромная рекламная кампания, а ограничение 18+ не позволит ставить его на дневные сеансы — тогда как «Паддингтон» в это время будет идти по максимуму.
Режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев в беседе с «Медузой» затруднился оценить, как повлияет перенос «Паддингтона» на сборы его фильма. «„Движение вверх“ работал в серьезной конкуренции и с российскими релизами, и со „Звездными войнами“ и с „Джуманджи“, бюджеты которых в разы превышают наш», — рассказывает Мегердичев. По его словам, зрителя заставляют идти и возвращаться на его фильм «чистый катарсис, очень сильные и яркие эмоции в финале»: «До этого мне никогда еще не удавалось достичь такого эмоционального пика в картине». «Движение вверх» еще 14 января стал абсолютным лидером российского проката, собрав 1,74 миллиарда рублей; ожидается, что в ближайшие выходные он соберет уже больше двух миллиардов.
Вечером 18 января директор по маркетингу российского подразделения компании 20th Century Fox Николай Борунков сказал «Медузе», что компания неожиданно получила прокатное удостоверение на фильм «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти». Его премьера случится 25 января, как это и было запланировано изначально. От других комментариев Борунков отказался.
Режиссер Федор Бондарчук и другие представители киноиндустрии написали открытое письмо в поддержку Мединского
Помимо Федора Бондарчука его подписали председатель Общественного совета при министерстве культуры Юрий Поляков, продюсеры Дмитрий Рудковский, Петр Ануров и Вадим Смирнов, гендиректор «Двадцатый век Фокс СНГ» Вадим Смирнов. В письме, опубликованном в «Российской газете», они заявили о «решительной поддержке позиции министерства культуры РФ и лично министра Мединского В.Р. по защите интересов отечественного кинематографа».
«Заявления, которые мы слышим сегодня от коммерческих структур — о „грубом вмешательстве в деятельность“ — означают только то, что эти структуры просто защищают свои интересы, пытаясь прикрыться интересами зрителей. Конечно, сетям кинотеатров выгоднее брать в прокат иностранное кино, потому что пока оно собирает больше денег, — говорится в письме. — А министерство культуры защищает интересы государства. И это, на наш взгляд, его прямая обязанность. Когда сборы российских фильмов растут, государство получает назад возвратные средства, получает больше налогов и сборов, более мощные финансовые потоки позволяют отечественному кинематографу развиваться».
В письме отмечается важность «патриотической, идейной составляющей» в кинопрокате. Его авторы считают, что фильмы «Последний богатырь» и «Движение вверх» не достигли бы значимого результата в американском прокате прежде всего из-за «идеологии», которая «активно распространяется на государственном уровне в США».
На просьбу прокомментировать письмо представитель Федора Бондарчука сказала «Медузе», что его компания Art Pictures Studio участвовала в переговорах о возвращении на 25 января премьеры фильма «Бегущий в лабиринте», который Минкульт ранее перенес на 1 февраля (прокатом картины занимается «Двадцатый век Фокс СНГ»).