Автор «Быка с Уолл-стрит» заявил, что «Бесстрашная девочка» нарушает замысел его скульптуры. Когда-то художник сам поставил быка без разрешения
12 апреля американский скульптор Артуро Ди Модика обвинил власти Нью-Йорка в том, что бронзовая «Бесстрашная девочка», установленная напротив его работы «Атакующий бык» на Уолл-стрит, нарушает замысел скульптуры и авторские права. «Девочка» появилась на улице города 7 марта, накануне Международного женского дня, чтобы привлечь внимание к проблемам гендерного равноправия. Обе скульптуры стали яркими символами Нью-Йорка. «Медуза» рассказывает историю обеих работ: зачем их поставили и как на это реагировали горожане и власти.
3200-килограммовый «Атакующий бык» появился перед Нью-Йоркской фондовой биржей 15 декабря 1989 года. Его автор, американец итальянского происхождения Артуро Ди Модика, отлил быка в бронзе и установил на Манхэттене на свои деньги и по собственной инициативе. По задумке художника, «Бык» олицетворял силу и мощь американцев, победивших финансовый кризис 1987 года. Скульптор работал над ним два года, а в ночь на 15 декабря вместе с помощниками тайно привез почти пятиметровую работу на грузовике и установил на разделительной полосе Брод-стрит — под рождественской елкой, мордой к бирже.
Горожане с удивлением обнаружили скульптуру утром, идя на работу, — по словам Ди Модика, это был его подарок ньюйоркцам на Рождество. Для городских властей появление арт-объекта стало такой же неожиданностью: установка «Быка» не была согласована, а появление памятника посреди улицы вызвало транспортный коллапс. В тот же день полиция приняла решение конфисковать скульптуру, а администрация биржи вывезла ее за свой счет — это расстроило многих горожан, не успевших ее увидеть.
После общественных протестов городские власти решили все-таки принять подарок художника и вернуть его городу — «Атакующему быку» подыскали место двумя кварталами южнее, на площади Боулинг-грин. Там он и провел в одиночестве (если не считать толп туристов и залезающих на него детей) 28 лет, превратившись за это время в одну из главных городских достопримечательностей. Еще в 1991 году департамент парков и зон отдыха Нью-Йорка не был уверен, что скульптура останется на площади навсегда — но «Бык» все еще там. У туристов даже вошло в привычку тереть ему яйца — считается, что это приносит удачу. Образ стал настолько знаковым, что в сериале «Мистер Робот» герои-анархисты и вовсе крадут у «Быка» тестикулы, совершая символическую атаку на американский капитализм.
7 марта 2017 года напротив быка появилась бронзовая скульптура маленькой девочки с развевающимися платьем и волосами — как и «Быка» Ди Модика, ее поставили ночью. Упершись руками в бока, девочка ростом 1,3 метра и весом в 110 килограммов бросает вызов агрессивно склонившемуся быку, который превосходит ее по высоте почти в три раза. Автором «Бесстрашной девочки» оказалась женщина-скульптор — американка с уругвайскими корнями Кристен Визбал. «Девочка», несмотря на свою недолгую жизнь, уже стала ее самой известной работой. На создание скульптуры у художницы ушло два месяца, а сделана она по заказу финансовой организации State Stree. Таким образом компания планировала привлечь внимание к проблеме неравноправия, в частности, к тому, что в большинстве крупнейших американских компаний в советах директоров почти нет женщин.
Табличка у ног «Девочки» сообщает: «Знайте, что женщины на руководящих позициях — это сила. В НЕЙ вся разница» («Know the power of women in leadership. SHE makes a difference»). Написанное заглавными SHE — название Индекса гендерного равноправия и кампании, запущенной State Street в 2016 году. Ее задача — объединить корпорации, поддерживающие равноправие женщин (в их число, например, входят Pfizer и Pepsi), и помочь женщинам занимать больше мест в руководстве компаний. В основе этой инициативы лежит идея, что гендерное разнообразие в команде приводит к лучшим результатам.
По словам художницы, «Девочка» символизирует идею «Girl power»: «В ней себя узнает любая из нас, — объяснила Визбал в пресс-релизе. — Ее задача — вдохновлять женщин реализовывать мечты и стоять на своем, невзирая на все препятствия». Планировалось, что скульптура останется напротив «Быка» одну неделю, но затем этот срок продлили на месяц. Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио поддержал установку скульптуры и обратил внимание, что победа Дональда Трампа на выборах и последовавшие за этим «Женские марши» протеста придали работе Визбал особый смысл. По его мнению, она показывает, что можно «противостоять страху, противостоять власти, найти в себе силы делать то, во что веришь». Многие жители Нью-Йорка высказали идею сделать «Девочку» не временной скульптурой, а постоянной: онлайн-петицию с этим предложением подписали 36 790 человек. Пока что по многочисленным просьбам «Бесстрашную девочку» решили оставить на месте как минимум на год — она простоит напротив «Быка» до февраля 2018 года.
Однако с этим не согласен автор оригинальной скульптуры. Артуро Ди Модика был возмущен, что у него не спросили разрешения на установку «Бесстрашной девочки»: по его словам, она нарушает как его задумку, так и композицию, смещая акценты. «Это не символ! Это рекламный трюк», — прокомментировал работу Кристен Визбал 76-летний художник. Представитель Ди Модика Норман Сигел сообщил The Assоciated Press, что 12 апреля на пресс-конференции будет объявлено, какие именно претензии скульптор намерен предъявить городу. Пока что, по словам Сигела, они собираются требовать от городских властей всех документов, подтверждающих, что скульптура была установлена без нарушений.