Неужели Microsoft обогнала Apple? Семь причин, почему это выглядит именно так
В конце октября с разницей в день две крупнейшие технологические компании — Microsoft и Apple — представили свои новинки. После этого в СМИ и блогах стало звучать неожиданное мнение: Microsoft на этот раз оказалась куда интереснее Apple. Журналист «Медузы» Султан Сулейманов съездил в штаб Microsoft в Редмонде (штат Вашингтон), чтобы понять, удалось ли этой корпорации наконец обойти самую инновационную компанию мира.
1. Компьютеры
27 октября Apple представила новые модели ноутбуков MacBook Pro. В них появились датчик отпечатков пальцев и узкий сенсорный экранчик Touch Bar, заменивший верхний ряд кнопок на клавиатуре. Взамен из MacBook Pro пропали почти все порты, включая коннектор для подключения магнитной зарядки, — остались только четыре универсальных порта USB-C и порт для наушников.
На день раньше свою презентацию провела и Microsoft. Корпорация из Редмонда обновила ноутбуки Surface Book (внешне почти ничего не изменилось), а также показала свой первый настольный компьютер Surface Studio (аналог iMac от Apple), который выглядит как огромный монитор на ножке.
После презентаций бывший репортер The Next Web Оуэн Уильямс объявил, что Apple понятия не имеет, для кого она делает MacBook Pro. Профессиональные разработчики, дизайнеры, фотографы, музыканты и создатели видео — для кого, как считается, созданы эти модели — были вынуждены ждать четыре года, чтобы получить ноутбук, который отличается от предшественников наличием Touch Bar и несовместимостью со всем их оборудованием (даже чтобы подключить флешку или зарядить мышку, придется использовать переходник на USB). Хотя все, что нужно было сделать, — выпустить более производительную модель.
Именно так поступила Microsoft, представив новые Surface Book. Это все тот же ноутбук, у которого экран отделяется от клавиатуры, превращаясь в планшет. Только мощнее и с увеличенной батареей — по утверждению производителя, ноутбук может работать от одного заряда до 16 часов (Apple обещает до 10 часов).
В свою очередь, Surface Studio — это 28-дюймовый экран, в подножке которого спрятан очень мощный компьютер. И у него есть два существенных отличия от современных iMac: сенсорный экран и способность почти ложиться на стол. Благодаря этому с Surface Studio можно работать и как с обычным компьютером — клавиатурой и мышкой, — и как с гигантским планшетом, управляя пальцами и стилусом.
В Mashable вышла колонка журналиста Криса Тейлора «Признайте это: Microsoft теперь смелее и инновационнее, чем Apple», в которой особое внимание уделяется Surface Studio. Восхищенный Тейлор называет этот компьютер «iMac из будущего»: «Тот факт, что Apple не представила новый iMac, о котором ходили слухи, только подчеркнул разницу между двумя компаниями. Это должна быть территория Apple, а Microsoft только что заняла ее».
Главный минус Surface Studio — ужасающая цена в три тысячи долларов (а за модель помощнее попросят больше четырех тысяч). К сожалению, это не домашний компьютер мечты.
2. Аксессуары
Вместе с Surface Studio компания представила Surface Dial — похожий на шайбу контроллер, который должен упростить работу с компьютером. Очень сложно объяснить словами, как это работает, лучше посмотрите видео:
Dial, как это ни странно, можно сравнить с Touch Bar в MacBook Pro: это милый аксессуар, который мы не просили. На презентациях они выглядят очень интересно, но в реальности их успех напрямую зависит от того, как много разработчиков встроит поддержку этих устройств в свои приложения.
Мне удалось чуть-чуть потестировать Surface Studio и Surface Dial. И если компьютер действительно так хорош, как о нем говорит Microsoft, то с Dial такого ощущения нет. По умолчанию устройство выполняет примитивные задачи — изменить громкость или яркость, прокрутить текст на экране. Такие функции едва ли способны «продать» начиненную электроникой шайбу, которая стоит 100 долларов.
С другой стороны, Dial — необязательный аксессуар. При желании его можно купить и использовать не только с Surface Studio, но и с ноутбуками и планшетами от Microsoft. А Touch Bar намертво привязан к MacBook Pro и увеличивает их цену — при этом лишая потенциального удовольствия владельцев других компьютеров от Apple.
Другой аксессуар для компьютеров и планшетов от Microsoft — стилус (или ручка) Surface Pen. Раньше можно было бы посмеяться над компанией — что она использует такое старомодное устройство. Но в 2015 году (на три года позже) своя версия стилуса появилась и у Apple. При этом в Apple Pencil не было ничего революционного по сравнению с продуктом конкурента, и сейчас эти два аксессуара более-менее равноценны.
Возможно, баланс изменят новые версии устройств. И если про планы Apple нам ничего не известно, то Microsoft раздумывает как минимум об одной интересной функции в Surface Pen: в Редмонде пытаются сделать так, чтобы стилус мог передавать сопротивление при письме. Когда человек пишет ручкой на бумаге, его рука преодолевает определенную силу трения; со стилусами, которыми обычно пишут по стеклянной поверхности планшета, такого эффекта нет, из-за чего почерк становится более размашистым. Исследователи Microsoft нашли несколько способов создать такое сопротивление. Один из них очень простой — если стилус будет вибрировать при письме, можно довольно успешно симулировать разные типы поверхности (например, камень или дерево), никак не меняя стеклянную поверхность экрана.
3. Единая платформа
Microsoft, Apple и Google думают уже не отдельными продуктами и сервисами, а платформами. У Google, например, благодаря Android очень хорошо с телефонами и планшетами — и не очень с настольными компьютерами: вроде и существует Chrome OS, но никто ее всерьез не рассматривает. У Apple все отлично и с компьютерами (macOS), и с мобильными устройствами (iOS). У Microsoft же благодаря Windows 10 неплохо получилось занять компьютеры и планшеты, в единую платформу вполне вписывается консоль Xbox One и недоступные пока простым потребителям очки HoloLens, но ситуация с телефонами катастрофическая.
Правда, есть одна вещь, в которой Microsoft пока опережает конкурентов, — и, возможно, это сыграет ей на руку в дальнейшем. Стоит ожидать, что в будущем операционные системы не будут делиться на мобильные и настольные. Вместо этого у каждой компании появится своя единая платформа, позволяющая запускать одни и те же приложения как на маленьких, так и на больших экранах.
Apple пока что потихоньку сближает iOS и macOS, позволяя частично их синхронизировать: например, копировать текст на одном устройстве и вставлять его на другом — или продолжать на компьютере начатое в телефоне письмо (набор этих функций называется «Непрерывность» — но, откровенно говоря, я не видел ни одного человека, который ими пользуется). Про Google в последнее время ходят слухи, что она склеит Android и Chrome OS в единую систему, но официальных подтверждений пока нет.
Microsoft же со своей Windows 10 пошла дальше всех, запустив универсальную платформу Windows. Ее суть в том, что разработчики могут создать одно приложение, которое будет работать на разных устройствах — компьютерах, телефонах, Xbox или очках дополненной реальности HoloLens. Если им нужны отдельные функции того или иного типа устройств, они смогут их активировать, но на базовом уровне приложение все же будет одним и тем же. Windows-приложение «Медузы» именно такое, но главная проблема уже была озвучена выше: почти никто не пользуется телефонами на Windows 10 (их почти нет). Возможно, ситуация улучшится в 2017 году, если слухи подтвердятся и Microsoft выпустит телефоны под брендом Surface.
4. Открытость к другим платформам
В Редмонде многие сотрудники Microsoft ходили с айфонами или телефонами на Android. Как рассказала мне сотрудница PR-отдела компании, в этом нет ничего удивительного — Microsoft не запрещает работникам использовать продукты конкурентов. По ее словам, компания не стремится замкнуть всех на свои платформы, а старается быть на тех платформах, которыми пользуются люди.
И это касается не только использования чужих продуктов, но и создания своих. Немало мобильных приложений Microsoft портировано на iOS и Android, иногда даже версии под конкурирующие платформы выходили раньше, чем под Windows. Более того, существуют приложения вообще без Windows-версии — например, «умная камера» Pix, разработчики которой хотят превзойти стандартную камеру айфона.
Подходу «быть на всех возможных платформах» следует и Google, но у Apple все иначе: она старается как можно сильнее привязать пользователей к собственным устройствам. Иногда корпорация делает исключения, но получается так себе: приложение Apple Music под Android, например, было сделано очень плохо (в отличие от Google Play Music под iOS).
5. Способность учиться
Еще одно идеологическое отличие Microsoft от Apple — ее подход к созданию продуктов. Apple многие годы исповедует принцип «Мы знаем, что вы хотите». Часто корпорация правда знает и своими новинками двигает весь рынок вперед, но иногда принимаются неоднозначные решения, как в случае с отказом от порта для наушников в айфонах. Microsoft действует иным образом.
В июне 2015 года Сатья Наделла, который полутора годами ранее сменил эксцентричного Стива Балмера на посту гендиректора Microsoft, разослал всем сотрудникам письмо о новой миссии корпорации. В нем он, в частности, рассуждал о том, что Microsoft должна быть «одержима пользователями» — учиться у них и их компаний, чтобы затем создавать решения, отвечающие их потребностям. В своем письме Наделла повторяет слово «учиться» пять раз, и это неспроста.
Корпорация готова учиться как внутри (для этого в ней создали «Гараж» — место, где сотрудники могут вместе работать над небольшими проектами, интересующими их лично), так и за ее пределами. В становлении этой культуры большая заслуга Наделлы — об этом много говорят внутри компании. Но и вне ее кажется, что нынешний гендиректор очень подходит обновленной Microsoft. Как написал в своем блоге основатель сервиса по управлению проектами Basecamp Давид Хейнемейер Ханссон, на смену Балмеру, прыгающему по сцене и кричащему «Разработчики! Разработчики! Разработчики!», и Биллу Гейтсу, строящему схему по захвату мира, наконец пришел человек, который не заставляет людей вздрагивать. Компания не боится ошибок и пытается быть лучше. Заметка Ханссона называлась «Microsoft, я прощаю тебя!».
6. Умение удивлять
Apple умеет делать прекрасные продукты, но когда она в последний раз всерьез удивляла чем-нибудь? После выхода первых айфонов? После появления айпадов? MacBook Air? Возможно. Но в последние годы все ее устройства — это лишь логичное развитие того, что и так присутствует на рынке. Чуть мощнее, чуть красивее, чуть больше пикселей, но это все те же телефоны, планшеты, компьютеры и часы.
Ничем из представленного Microsoft тоже не удивляла — кроме разве что упомянутого выше Surface Studio. Но у корпорации есть один продукт, который еще не вышел на рынок (а если выйдет, вряд ли в ближайшее время принесет ей миллиарды), но удивляет каждого, кто имеет с ним дело. Это HoloLens — очки дополненной, или смешанной, реальности.
Они отличаются от очков виртуальной реальности (они сейчас особенно на слуху) тем, что не закрывают обзор пользователю. В HoloLens он видит весь окружающий мир, а поверх него — еще и виртуальные объекты. Уже сейчас доступно множество тестовых приложений, по-разному раскрывающих возможности HoloLens. Я попробовал несколько. В одном, если посмотреть на стол рядом с собой, можно увидеть модель автомобиля Volvo. Машину можно обходить по кругу — она «понимает», с какой стороны ты подходишь (это используется для демонстрации систем безопасности), — а также менять цвет и форму кузова. Одно нажатие — и модель переезжает на дальнюю стену, попутно вырастая до размеров настоящей машины.
Второе тестовое приложение — Skype. Если надеть очки, можно увидеть окошко Skype, висящее в воздухе. Когда поворачиваешь голову, оно продолжает летать где-то в углу поля зрения, но при желании можно «закрепить» его в пространстве — и оно останется висеть в этой точке комнаты, куда б ты ни ходил. Это впечатляет даже больше другой, более полезной функции такого Skype: собеседник, который сидит за компьютером, не только видит то, что видит носитель HoloLens, но и может рисовать у него перед глазами стрелочки и рисунки, указывая, к примеру, какой предмет надо взять со стола и что с ним сделать.
Главная проблема HoloLens сейчас — не цена (версия для разработчиков стоит три тысячи долларов) и даже не страшный громоздкий дизайн (некрасивые Google Glass и то были сексуальнее), а слишком маленькие «экраны», на которые проецируются объекты дополненной реальности. Они покрывают не очень большую область в центре поля зрения — их достаточно, чтобы увидеть главное, но, кажется, было бы гораздо комфортнее, будь они больше.
Впрочем, директор по бизнес-стратегии Windows & Devices Group Бен Рид со мной не согласен: он утверждает, что для HoloLens важно заполнить пикселями только центр поля зрения, где зрачок может различать текст, а периферия, где изображение видится размытым, неинтересно. Но я готов поспорить, что в конце концов очки все же научатся охватывать большую область — это видно по еще одному демоприложению Microsoft. В нем пользователь «оказывается» на Марсе (использованы фотографии, снятые марсоходом Curiosity) и может «ходить» по небольшому участку поверхности. Такое приложение трудно назвать демонстрацией дополненной реальности, поскольку то, что происходит в этот момент в реальности, не имеет почти никакого значения — лишь бы не натыкаться на мебель и других людей. Это почти полноценная виртуальная реальность, и будь поле зрения в очках шире, степень погружения была бы намного выше (но и так ощущения от прогулки по Марсу фантастические).
7. Искусственный интеллект
Кажется, все уже примерно понимают, что машинное обучение — один из главных драйверов прогресса в ближайшие годы. Крупнейшие IT-компании — точно, и они вкладывают массу денег и ресурсов в исследования и разработки в этой области.
Когда говоришь об искусственном интеллекте в Apple, в первую очередь вспоминается Siri — голосовой ассистент, который слышит своего хозяина и иногда даже помогает ему. В действительности корпорация использует разработки в этой сфере во многих своих продуктах — от анализа фотографий в айфонах до создания напоминаний на базе почты, от выявления мошенников в магазинах до изучения того, как максимально продлить время работы устройства от батарейки. Подробнее о машинном обучении в Apple можно прочитать здесь, но общий подход простой: корпорация использует технологии внутри себя, чтобы с их помощью становиться лучше.
Microsoft, возможно, тоже немало сил тратит в этом направлении. Но компания также декларирует принцип «демократизации» искусственного интеллекта: она хочет создавать не только конечные продукты, но и сервисы и инфраструктуру. На деле это выражается в том, что Microsoft предоставляет облачные сервисы и платформы, с помощью которых разработчики могут создавать свои продукты. Сюда относятся платформа для создания ботов в популярных мессенджерах (по утверждению компании, ей пользуются десятки тысяч разработчиков) и ряд когнитивных сервисов (например, распознавание речи или изображений), которые можно подключить к своему приложению.
С созданием собственных продуктов на базе искусственного интеллекта у Microsoft пока переменные успехи — можно вспомнить и крайне успешный в Китае чат-бот Xiaoice, и Twitter-робота, полюбившего Гитлера и возненавидевшего феминисток. Но благодаря готовности делиться своими технологиями корпорация вполне может оказаться частью заметной доли продуктов, построенных на машинном обучении.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!