Слышали первую песню Пола Маккартни? А знали, что в The Beatles никто, кроме него, не хотел играть на басу? Вот несколько фактов из сериала «Маккартни 3, 2, 1», который откроет много нового, если вы еще не битломан
В июле на американском стриминговом сервисе Hulu вышел документальный мини-сериал «Маккартни 3, 2, 1», который целиком состоит из бесед Пола Маккартни с музыкальным продюсером Риком Рубином — о The Beatles и о музыке вообще. По просьбе «Медузы» монтажер студии подкастов «Техника речи» и битломан Виктор Давыдов рассказывает, зачем его смотреть.
Музыка The Beatles в сериале буквально разобрана на части
Большая часть «Маккартни 3, 2, 1» посвящена деталям музыки The Beatles: Рик Рубин и Пол Маккартни стоят в затемненной студии около микшерного пульта и слушают мультитреки, включая то голоса, то барабаны с гитарами, то бас (основной инструмент Пола в группе).
В том, чтобы оказаться внутри хорошо знакомой песни и услышать ее отдельные элементы, есть, по моему мнению, особая магия. Комментарии Рубина и Маккартни тоже интересны — например, в конце первой серии они слушают «While My Guitar Gently Weeps», и Рубин подмечает, что барабаны с басом и гитары как будто играют «две разные песни» одновременно. Маккартни соглашается и признается, что никогда об этом не задумывался.
Другой забавный момент с мультитреками есть в третьей серии, когда при прослушивании «Lucy in the Sky with Diamonds» они, к восторгу Рубина, натыкаются на откровенно неудачный, сорвавшийся на крик вокальный дубль Маккартни. «Вот поэтому мы и не копаемся в пленках», — отреагировал Пол.
Вы узнаете много историй о группе (но только если вы не битломан)
В сериале Маккартни рассказывает много историй, которые составляют часть классического битловского нарратива, — и если вы не увлекаетесь The Beatles, но все же решили посмотреть «Маккартни 3, 2, 1», узнаете много интересного: как однажды Пол проснулся с мелодией будущей песни «Yesterday» в голове, как никто, кроме него, не хотел становиться бас-гитаристом, и так далее.
Имейте в виду, что рассказы Пола не стоит воспринимать как истину в последней инстанции: иногда он путает детали. В частности, в сериале он с теплотой вспоминает, как Джон Леннон похвалил его песню «Here, There and Everywhere» («он был не из тех, кто хвалит»). По воспоминаниям Маккартни, это произошло в Австрии на съемках фильма «На помощь!», хотя известно, что песня была написана почти через год после выхода фильма.
Но фактическая точность не главное — куда ценнее теплота, с которой Пол вспоминает о работе и дружбе с другими битлами. «Тогда я просто работал с парнем по имени Джон. Сейчас я оглядываюсь назад — и я работал с самим Джоном Ленноном», — говорит он в конце сериала.
Пол много рассуждает об устройстве музыки — и играет Рубину свою первую песню
В начале пятой серии Пол Маккартни показывает Рику Рубину песню «I Lost My Little Girl», которую он написал в 14 лет, и не без гордости отмечает, что уже в его первой композиции есть контрапункт.
В сериале много таких моментов, посвященных непосредственно устройству музыки. К примеру, в начале второго эпизода Пол дает небольшой урок — одновременно игры на фортепиано, музыкальной гармонии и сочинительства.
Еще один познавательный разговор касается роли бас-гитары в группе. После прослушивания своей довольно сумасшедшей партии в песне «Taxman» Пол признается, что иногда его ругали за слишком активную игру. Однако после знакомства с игрой басиста студии Motown Джеймса Джемерсона он уже не мог играть просто: «У него были мелодические партии баса, и мне это очень понравилось. Он открыл мне глаза на это. <…> Я понял, что с помощью баса можно делать многое. Что с помощью баса вообще-то можно контролировать группу».
А также делится своими музыкальными переживаниями
Одни из самых интересных моментов сериала — это впечатления Пола Маккартни от других музыкантов и их музыки: Литла Ричарда, Роя Орбисона, Джона Кейджа, The Kinks. Во второй серии он с неподдельным восхищением рассказывает, как The Beatles еще до мировой известности играли на одной сцене с Литлом Ричардом в Гамбурге. «Мы заходили к нему в гримерку до его выхода на сцену, чтобы послушать его истории. [Ричард] был евангеликом или кем-то таким. В Австралии он выкинул все свои кольца в воду — отрекся от вещей или что-то в таком духе. И мы спрашивали: „Ты правда выкинул все свои кольца?“ И он отвечал: „Да, дитя, это правда. Я расскажу тебе…“ И у него был этот прекрасный южный американский говор».
Умер один из пионеров рок-н-ролла Литл Ричард. Это он придумал «э-уап-бап-э-лу-бап-э-уап-бэм-бум»
Умер один из пионеров рок-н-ролла Литл Ричард. Это он придумал «э-уап-бап-э-лу-бап-э-уап-бэм-бум»
Другой вдохновенный рассказ Пола посвящен тому, как во время записи «Band on the Run» в Нигерии он пошел слушать одного из основателей афробита Фелу Кути. «Музыка была так невероятна, что я заплакал», — вспоминает он.
P. S. Чего еще ждать, если вы любите The Beatles
В конце ноября на Disney+ выйдет трехсерийный шестичасовой фильм Питера Джексона «The Beatles: Get Back» о создании в 1969 году песен, которые легли в основу последнего альбома The Beatles «Let It Be». Картина будет состоять по большей части из ранее не публиковавшихся кадров.
А прямо сейчас можно послушать юбилейное переиздание самого известного альбома Джорджа Харрисона «All Things Must Pass», которое вышло 6 августа. В него входят ремикс самого альбома (созданный, как утверждается, с учетом прижизненных пожеланий самого музыканта) и три диска ранее не выпускавшихся материалов — демо и неиспользованных дублей.
Читайте также
- 50 лет назад The Beatles записали альбом «Let It Be» — работая и ругаясь в присутствии кинокамер. Питер Джексон сделает из этого новый фильм
- Главной музыкальной фотографии XX века исполнилось 50 лет. А как хорошо вы ее помните? Тест на внимательность для всех, кто слушал The Beatles
- История доказывает: музыканты острее многих реагируют на несправедливость Вот как они борются за права человека и меняют мир — от The Beatles и Nirvana до Шевчука и Оксимирона. Фотографии