О чем говорили на «Оскаре-2018» Джимми Киммел — о домогательствах, Дель Торо — об иммигрантах и Тиффани Хэддиш — о «неодноразовых» платьях
Главную мировую кинопремию не раз критиковали за старомодность — и в последние годы Американская киноакадемия старается быстрее реагировать на критику и изменения в мире. От «Оскара» этого года ждали громких выступлений на тему домогательств и неравноправия в Голливуде, и действительно, эта тема стала одной из центральных на церемонии. Но не единственной — выходившие на сцену звезды говорили и о мигрантах, и об инклюзивности, и даже о дресс-коде.
Актрисы не стали давать интервью ведущему, обвиненному в домогательствах
На «Оскаре-2018» на красной дорожке, как обычно, работал ведущий трансляций телеканала E! и обладатель «Эмми» Райан Сикрест. Незадолго до церемонии его обвинила в домогательствах стилистка телеканала. Сам Сикрест обвинения отрицает; представители телеканала сообщили, что внутреннее расследование не нашло достаточно доказательств того, что приставания были.
Несмотря на это многие звезды предпочли не общаться с ним на красной дорожке. В числе актрис, которые не стали давать Сикресту интервью, оказались Дженнифер Гарнер, Виола Дэвис, Мира Сорвино, Эшли Джадд, Марго Робби и Сандра Буллок, а также все актрисы, номинированные на лучшую женскую роль. Прямо об обвинениях в адрес Сикреста не говорил никто, но актриса и певица Тараджи Хенсон (она пришла на церемонию поддержать свою подругу Мэри Джей Блайдж, номинированную на «Оскар») во время разговора с ним сказала: «Вселенная всегда найдет способ позаботиться о хороших людях. Понимаете, о чем я?» — и потрепала ведущего за подбородок.
Джимми Киммел призвал присутствующих говорить все, что им хочется
Ведущий церемонии Джимми Киммел выступил с 11-минутной речью, которую посвятил изменениям в Голливуде, — в частности, борьбе с домогательствами. Киммел отметил, что фигурка «Оскара» олицетворяет самого уважаемого мужчину в киноиндустрии: он не распускает руки и у него нет пениса.
Ведущий напомнил, что Грета Гервиг — первая женщина-режиссер, номинированная на премию за восемь лет; что в 2018 году киноакадемия впервые за всю свою историю номинировала женщину-оператора; что еще недавно киностудии не верили в успех супергеройских фильмов про женщин или афроамериканцев — но эти предубеждения опровергает успех «Чудо-женщины» и «Черной пантеры». Киммел отметил и самого молодого номинанта на премию за 80 лет Тимоти Шаламе, и 88-летнего Кристофера Пламмера.
Не обошел он и самую ожидаемую тему вечера — обвинения в домогательствах и насилии в адрес кинопродюсера Харви Вайнштейна. «Весь мир смотрит на нас. Мы должны показать пример. Если мы добьемся успеха и сможем прекратить сексуальные домогательства в Голливуде, то женщинам всего лишь придется иметь с ними дело все остальное время во всех других местах», — пошутил Киммел. Он подчеркнул, что эта оскаровская церемония будет посвящена позитивным изменениям, и призвал победителей не сдерживаться в своих речах — говорить ровно столько, сколько им хочется, так как это уникальный способ быть услышанными миллионами зрителей.
Обвинившие Вайнштейна в домогательствах актрисы представили ролик о многообразии в индустрии
Предполагалось, что на церемонии будут не раз вспоминать о домогательствах и неравноправии в Голливуде, однако прямо об этом сказали лишь несколько раз. Перед вручением приза за лучший оригинальный сценарий на экране показали ролик, где кинематографисты самого разного происхождения и пола (включая актрису Миру Сорвино, афроамериканских режиссеров Ди Рис и Аву ДюВерней, актера и сценариста с пакистанскими корнями Кумэйла Нанджиани) говорили о том, как меняется Голливуд, и призывали его становиться все более многообразным.
«Всю свою жизнь я смотрел фильмы, снятые белыми мужчинами про белых мужчин, и как-то соотносил это с собой. Ничто не мешает им смотреть фильмы со мной в главной роли и тоже соотносить это с собой», — сказал Нанджиани. Ролик представили Эшли Джадд, Аннабелла Шиорра и Сальма Хайек — все они заявляли о домогательствах Харви Вайнштейна, а Шиорра также обвинила продюсера в изнасиловании.
Эмма Стоун намекнула на неравноправие полов в Голливуде
Представляя претендентов на звание лучшего режиссера, актриса Эмма Стоун изящно подчеркнула засилье мужчин в профессии: «Эти четверо мужчин и Грета Гервиг создали шедевры». Так Стоун развила шутку Натали Портман, которая представила аналогичную номинацию на церемонии «Золотого глобуса» (где Гервиг даже не вошла в шорт-лист) словами: «А вот и все номинанты-мужчины!»
Тиффани Хэддиш надела любимое платье и сбросила каблуки
Актрисы Майя Рудольф и Тиффани Хэддиш вышли представлять лучший короткометражный фильм в домашних тапочках, держа в руках босоножки на высоком каблуке. Весь вечер актрисы провели на шпильках и использовали свой выход на сцену, чтобы показать, насколько это неудобно, — и сделать выпад против стандартов красоты и объективации женщин в Голливуде.
Наряд Хэддиш в целом стал одним из самых обсуждаемых на «Оскаре». Актриса уже в третий раз надела на светское мероприятие белое платье Alexander McQueen, которое купила за четыре тысячи долларов. Как правило, знаменитости не появляются в одних и тех же вечерних платьях больше одного раза, а сами наряды для церемоний им предоставляют дома моды. Хэддиш уже была в этом же платье на премьере фильма «Улетные девочки» и на телешоу SNL — и обещала, что наденет его еще не раз, чтобы отбить потраченные деньги. На «Оскаре» она пошутила: «Мне кажется, я могу надевать что хочу, когда хочу и столько раз, сколько хочу, — если пользоваться химчисткой».
Хэддиш была не единственной на этой церемонии, кто надел наряд по второму разу. 86-летняя актриса Рита Морено пришла на вручение премии в той же юбке, в которой взяла «Оскар» за лучшую роль второго плана в «Вестсайдской истории» в 1962 году. «Я думала, что она потускнела, — но нет, висела в шкафу как новенькая», — призналась актриса Райану Сикресту.
Лупита Нионго и Кумэйл Нанджиани вступились за «мечтателей»
Вручая премию за лучшее художественное оформление, актриса Лупита Нионго и сценарист Кумэйл Нанджиани высказались в поддержку «мечтателей» — детей нелегальных мигрантов. Программу их легализации, принятую при Бараке Обаме, в сентябре 2017 года постановил отменить Дональд Трамп; будущее сотен тысяч молодых людей оказалось под вопросом. Нионго сказала со сцены, что они с Нанджиани — как и все, кто смотрит вручение «Оскаров», — мечтатели: «Мы выросли с мечтой однажды работать в кино. Мечты — это фундамент Голливуда, это фундамент всей Америки».
Гильермо Дель Торо поддержал иммигрантов и молодых кинематографистов
«Форма воды» была представлена на «Оскаре» в 13 номинациях. Для Дель Торо это была первая оскаровская режиссерская номинация в жизни — и сразу удачная. Принимая приз за лучшую режиссуру, Дель Торо произнес эмоциональную речь, напомнив, что он иммигрант — как и режиссеры Алехандро Гонсалес Иньярриту и Альфонсо Куарон, актеры Гаэль Гарсия Берналь и Сальма Хайек. «Самое главное, что может делать наше искусство и индустрия, — это стирать границы, как линии на песке. Мы должны продолжать это делать, пока мир старается их расширить», — сказал Дель Торо. СМИ напомнили, что за последние пять лет режиссерский «Оскар» уже четвертый раз отдают режиссеру родом из Мексики (до Дель Торо его получил Куарон и дважды подряд Иньярриту).
Позже, принимая награду за лучший фильм, Дель Торо сказал, что посвящает ее всем молодым кинематографистам: «Каждый, кто мечтает рассказывать фантастические истории о том, что происходит в реальности, вы это можете. Вот дверь. Распахните ее с ноги и войдите».
Автор короткометражки «Немое дитя» произнесла речь на жестовом языке
В категории «Лучший короткометражный фильм» победило «Немое дитя» — история о глухой девочке, которая живет в тишине, пока социальная работница не начинает учить ее жестовому языку. Сценарий написала британская актриса Рэйчел Шентон — чей отец потерял слух после химиотерапии, когда ей было 12 лет. Она же сыграла и социальную работницу в фильме.
Выйдя на сцену за «Оскаром», Шентон произнесла благодарственную речь, дублируя ее на жестовом языке. По словам актрисы, она пообещала сделать это шестилетней Мэйси Слай, сыгравшей в фильме главную роль.
Фрэнсис МакДорманд обратила внимание на всех номинанток
Актриса Фрэнсис МакДорманд, получившая приз как лучшая актриса года (за роль в «Трех билбордах»), обратила внимание на всех номинанток этого «Оскара». МакДорманд сказала со сцены, что, вероятно, испытывает те же чувства, что и 17-летняя сноубордистка Хлоя Ким после победы на Олимпиаде. Она предложила всем номинанткам — начиная с Мэрил Стрип — встать со своих мест, чтобы их увидели. «Посмотрите вокруг, дамы и господа, потому что у нас всех есть истории, которые мы хотим рассказать, и проекты, которым нужна помощь. Не говорите с нами об этом на сегодняшних вечеринках. Вместо этого пригласите нас в свои офисы через пару дней — или приходите в наши, как вам удобнее, и мы вам все расскажем», — сказала актриса со сцены.
МакДорманд также призвала участников индустрии включать в свои контракты так называемый пункт об инклюзивности — условие, что человек будет участвовать в проекте, только если над ним будут работать люди различного происхождения, пола, возраста и так далее.
«Оскар-2018»
- Все, что нужно знать о лауреатах «Оскара-2018». В одном абзаце
- Главные победители «Оскара-2018». В одной картинке
- С кем соперничает «Нелюбовь» Звягинцева на «Оскаре»? Пять картин, номинированных как лучший фильм на иностранном языке в 2018 году
- Главная интрига «Оскара»: перепутают ли конверт снова (спойлер: не перепутали)