Перейти к материалам
истории

На «Сандэнсе» впервые победил хоррор — о няне и ее ночных кошмарах Рассказываем об этом фильме и четырех других ужастиках, которые мы будем ждать в России

Источник: Meduza

В Юте завершился «Сандэнс» — большой американский кинофестиваль, знаменитый не только социальными драмами, но и яркими хоррорами и триллерами. Именно здесь когда-то состоялись премьеры «Ведьмы из Блэр», «Американского психопата», «Куба», «Пилы» и оскароносного «Прочь». «Медуза» выбрала пять фильмов ужасов «Сандэнса-2022» и рассказала о них. Пока что у большинства из этих картин даже нет русскоязычных названий — но, надеемся, рано или поздно они доберутся до российских кинотеатров.

Resurrection

Режиссер — Эндрю Симанс

Sundance

Главная героиня (Ребекка Холл) — женщина, у которой все под контролем: карьера, тело, секс и семья. Она успешный, но мягкий руководитель; она одновременно женственна и спортивна; она не подпускает к себе случайных любовников; и окружает опекой свою единственную дочь. Но потом героиня сталкивается с мужчиной (Тим Рот), который двадцать лет назад влюбил ее в себя и изощренно подчинил своей воле.

Предельно отталкивающий (героине Холл снится запеченный в духовке младенец, а герой Рота сам себе вырывает зуб) и в то же время важный и даже просветительский фильм. Это детальное и основательное, но при этом динамичное исследование отношений между жертвой и абьюзером. И в то же время рассказ о том, может ли человек в принципе измениться.

Fresh

Режиссер — Мими Кейв

Sundance

Еще один фильм с изобилием физиологических деталей — о каннибализме и радикальном проявлении любви. Молодая героиня, разочаровавшись в интернет-знакомствах, сталкивается в супермаркете с застенчивым, но обаятельным человеком. Кажется, это тот самый мужчина мечты: он обеспечен, но не мыслит материально; нежен, но решителен; хорош собой, но как будто бы стесняется этого факта. Девушка влюбляется — и оказывается в подвале загородного дома в компании других избранниц этого маньяка-каннибала. Он не убивает жертв сразу, чтобы не портить их плоть, а свои изысканные блюда отправляет богатым заказчикам чуть ли не через сервис доставки.

Главные достоинства этого радикального кино — язвительный сценарий, психоделическая манера съемки и незабываемая игра Себастиана Стэна (Зимний солдат в марвеловских фильмах о Мстителях) и Дейзи Эдгар-Джонс, за которой мы внимательно следили в мини-сериале по роману Салли Руни «Нормальные люди». И не зря — она совершенно точно новая звезда.

Ты не будешь в одиночестве

Режиссер — Горан Столевски

Focus Features

Фолк-хорроры — поджанр, полюбившийся зрителям после «Ведьмы» Роберта Эггерса, «Солнцестояния» Ари Астера и «Апостола» Гарета Эванса. Сверхъестественные силы в таких фильмах исторически сопровождают людей, а судьей в их споре со злом становится сама природа.

События в «Ты не будешь в одиночестве» разворачиваются на территории современной Македонии (режиссер Горан Столевски — австралиец с македонскими корнями), но в XIX веке — в кровавое время, когда за регион боролись славяне и турки. В деревне случается страшное горе: ведьма помечает своим черным когтем лицо новорожденной девочки. Колдунья выглядит так, что не по себе станет даже бывалым фанатам хорроров: обнаженная старуха с грустными глазами и кожей, покрытой жуткими ожогами. Мать прячет ребенка в пещере, но в день совершеннолетия ведьма все же заберет повзрослевшую девочку и сделает своей ученицей. Они будут бродить по свету, принимать обличья других женщин (одну из них играет потрясающая Нуми Рапас), пытаться понять людей и пить кровь животных.

Удивительно, но из-за созерцательного повествования фильм хочется сравнить не с хоррорами вроде «Ведьмы», а скорее с «Древом жизни» Терренса Малика, «Девичьим источником» Ингмара Бергмана и даже «Андреем Рублевым» Андрея Тарковского. Это не просто ужастик, но этнографическая экспедиция и философская притча. Герои «Ты не будешь в одиночестве» — вечные скитальцы, их злодеяния — отголоски внутренней боли, мир вокруг — и красив, и страшен.

Master

Режиссер — Мариама Диалло

Sundance

В вымышленный элитный университет где-то в Новой Англии — туда, где еще полтора века назад женщин судили за колдовство и сжигали на кострах, — прибывают две темнокожие девушки. Одна из них (Реджина Холл) — профессор, вторая (Зои Рени) — одаренная студентка. Первой предстоит столкнуться с завуалированным расизмом академической элиты, второй — с пренебрежением преподавателей и буллингом однокурсников. И обе будут вынуждены встретить сверхъестественное зло — белую ведьму и призрак темнокожей студентки.

Как и «Прочь» Джордана Пила, фильм посвящен двусмысленностям и недосказанностям, которые рождают в обществе паранойю. Преподавательница спрашивает себя, действительно ли они достойна своего поста или получила его по «квоте» для темнокожих и женщин? Студентка не понимает, почему преподавательница разругала ее сочинение: потому что это плохая работа или потому что ее написала темнокожая ученица? Ухаживания белого парня кажутся ей частью злого розыгрыша, бытовой конфликт с соседкой — проявлением расизма. А зритель не видит — и не может видеть — объективной картины, поэтому оценивает каждую ситуацию исходя из собственных (пред)убеждений.

Няня

Режиссер — Никиату Джусу

Sundance

Хоть «Сандэнс» и славится своей любовью к хоррорам, фильм ужасов впервые победил на фестивале только в этом году. Полнометражный дебют режиссера Никиату Джусу — история девушки из Сенегала (Анна Диоп), которая получает хорошую работу в Нью-Йорке: богатая белая семья нанимает ее присматривать за ребенком. Но американцы оказываются вовсе не спасителями, а фильм быстро превращается в мистический. Героине постоянно снятся кошмары, ее преследуют духи, она мечтает воссоединиться с собственным ребенком, который остался в Сенегале, и боится спугнуть свое счастье.

В первой же сцене мы видим черного паука — кажется, такие не водятся на Манхэттене. Но фанаты «Американских богов» тут же узнают в нем Ананси — персонажа африканского фольклора. Без него не обходится ни одна сказка, а значит, и героиню ждет мифическая судьба. По-настоящему страшным фильм будет только в финале, а путь к нему скорее драматичный — это история одиночества, заставляющего ругаться со всеми и ненавидеть свою идентичность. Но она, приняв обличье черного паука, найдет тебя даже в Верхнем Ист-Сайде.

Егор Москвитин