Перейти к материалам

 

истории

Как стриминговый сервис Spotify изменил музыкальный мир. Объясняем на гифках из клипов

Meduza
Со-основатель Spotify Дэниел Эк на пресс-конференции в Токио. 29 сентября 2016 года
Со-основатель Spotify Дэниел Эк на пресс-конференции в Токио. 29 сентября 2016 года
Akio Kon / Bloomberg / Getty Images

3 апреля Нью-Йоркская фондовая биржа начала торговлю акциями шведского музыкального сервиса Spotify. По итогам первого дня публичного размещения цена одной акции поднялась до 149 долларов, а общая капитализация компании составила 26,5 миллиарда долларов, в одночасье сделав Spotify самым дорогим музыкальным брендом в мире (и даже дороже Twitter и «Яндекса»). За десять лет с момента своего запуска Spotify уже не раз удавалось менять правила игры в мире музыки.

Spotify изменил культуру прослушивания музыки в сети

Строго говоря, шведский стартап, основанный Дэниелом Эком и Мартином Лоренцоном в Стокгольме, не был первопроходцем цифровой музыкальной индустрии. 

Революцию в шоу-бизнесе, после которой меломаны перестали покупать музыку на физических носителях, последовательно совершили:

  • разработчики формата mp3, позволившего существенно сжимать по объему музыкальные файлы без серьезной потери качества звучания;
  • создатели Napster и других пиринговых сетей, сделавших возможным нелегальный обмен файлами между пользователями интернета; 
  • компания Apple, придумавшая плеер iPod и магазин iTunes, в котором можно по стандартной цене покупать альбомы и песни различных исполнителей.

Обо всем этом подробно рассказывается в книге американского журналиста Стивена Уитта «Как музыка стала свободной».

Заслуга Spotify заключается в том, что они предложили слушать музыку онлайн — без скачивания файлов и за недорогую подписку. В момент запуска Spotify Стив Джобс предрекал стриминговой бизнес-модели банкротство, однако в итоге именно она оказалась самой перспективной.

Spotify научил индустрию зарабатывать на стриминге

В 1999 году, на пике развития индустрии, объемы мировых продаж музыки на физических носителях составляли 25 миллиардов долларов. Из-за пиратства они постоянно снижались.

Согласно последним доступным данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в 2016 году выручка от цифровых продаж превысила физические на 2,4 миллиарда долларов (7,8 миллиарда против 5,4 миллиарда долларов). При этом объемы скачиваний музыки в сети также продолжают падать — на более чем 20% в год. А доля выручки от стриминга стремительно увеличивается — более чем на 60% за год.

Apple, ранее критиковавшей Spotify, пришлось самой в 2015 году завести стриминговый сервис Apple Music. Сейчас у самой дорогой компании мира 36 миллионов подписчиков (данные на февраль 2018 года). У Spotify их более 157 миллионов, у 71 миллиона из них — платная подписка. По прогнозам Forbes, к концу 2018 года эта цифра может вырасти до 94 миллионов человек. Впрочем, на главном мировом рынке, в США, Apple может взять реванш уже этим летом и опередить Spotify по числу платных подписчиков. 

Несмотря на все успехи и растущую выручку (в прошлом году она превысила четыре миллиарда долларов), Spotify всегда был и продолжает оставаться убыточной компанией. По итогам 2017 года его убытки составили около 1,5 миллиарда долларов.

Spotify содержит лейблы и музыкантов

Основную выручку сервису приносят подписки. Часть доходов поступает от рекламы, которую обязательно ставят между песнями бесплатным пользователям сервиса. Музыкантам и лейблам Spotify выплачивает авторские отчисления в зависимости от количества прослушиваний их композиций.

Если речь идет об известном артисте с одного из трех крупнейших лейблов (Sony, Universal, Warner), то половину выручки получает лейбл. В случае с независимым артистом или инди-лейблом большая часть прибыли достанется музыканту. Spotify во всех случаях забирает себе треть отчислений, но все равно остается в минусе. Из-за постоянно растущего количества подписчиков стоимость стриминга для компании все время возрастает. Поэтому она, вероятно, еще долго не сможет выйти на самоокупаемость, как, например, Netflix.

Для лейблов миллионы подписчиков стриминга — это едва ли не последняя существенная возможность зарабатывать в индустрии. Но сам Spotify здесь пока находится в безвыходном положении: права на каждые девять из десяти прослушиваемых в сервисе песен принадлежат одному из трех музыкальных лейблов. Уход любого из них из стриминга станет крахом для Spotify.

Музыканты по-разному относятся к Spotify. Некоторые предпочитают создавать собственные платформы, чтобы доставлять музыку слушателям без посредников — так, рэпер Jay Z запустил сервис Tidal. Другие, как, например, Тейлор Свифт и Radiohead, открыто критиковали Spotify за их систему отчислений (сейчас их музыка доступна среди 35 миллионов песен каталога Spotify).

Spotify развивает музыкальный вкус

Spotify — самый полезный и удобный сервис для меломанов. Редакторы и пользователи создали в нем более двух миллиардов уникальных плейлистов.

Чем больше вы слушаете музыки в Spotify, тем больше сервис находит для вас совпадений со вкусами других пользователей. Каждую неделю вы получаете персональный плейлист «Discover Weekly» из 30 новых композиций, рекомендованных лично вам. Помимо этого, в сервисе можно найти множество кураторских и тематических плейлистов и подкастов, которые избавляют пользователя от мучительного выбора, чего бы послушать сегодня.

И последнее: Spotify работает в 65 странах. Но не в России

Spotify до сих пор официально не доступен в России (хотя многие успешно пользуются им через VPN). Сейчас сервис работает в 65 странах. В России его намеревались запустить с 2014 года, но затем эти планы были заморожены из-за экономического кризиса. В марте 2018 года стало известно, что разработчики снова работают над запуском.

Александр Филимонов