истории

«Гоголь-центру» пять лет! Вспоминаем лучшие спектакли Мюзикл по Хармсу, Pussy Riot, Пушкин, рэп по Некрасову

Meduza
Вячеслав Прокофьев / ТАСС

«Гоголь-центр», один из самых прогрессивных театров Москвы, отмечает первый юбилей: ровно пять лет назад Театр имени Гоголя открылся после реконструкции — с новым названием, новым худруком, режиссером Кириллом Серебренниковым, и новым современным репертуаром. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров рассказывает о самых важных спектаклях, созданных театром за пять лет.

«Сон в летнюю ночь»

Мультижанровая постановка, определившая идеологию «Гоголь-центра» 

Alex Yocu / «Гоголь-центр»

Прощальный спектакль Кирилла Серебренникова как руководителя проекта «Платформа» и фактически первый — как худрука «Гоголь-центра»: когда на «Винзаводе» шли премьерные показы, в бывшем Театре имени Гоголя уже был в разгаре ремонт. «Сон в летнюю ночь» оказался манифестом нового театра, провозглашавшим его главный принцип — многообразие. Поделив комедию Шекспира на непохожие по стилю новеллы, Серебренников показал, насколько разным может быть его режиссерский язык: здесь есть и китч, и фантасмагория, и мюзикл, и психологическая драма, и даже что-то вроде интерактивного перформанса.

«Идиоты»

Театр ищет новых героев в общественной повестке

Alex Yocu / «Гоголь-центр»

Важнейший спектакль в трилогии «Гоголь-центра» по знаменитым западным киносценариям. Серебренников и драматург Валерий Печейкин адаптировали для сцены картину Ларса фон Триера «Идиоты» о молодых людях, отрицающих социальные условности и стремящихся пробудить в себе «внутреннего идиота». Они перенесли действие в Россию, сделав главных героев членами радикальной политической арт-группы. Спектакль вышел меньше чем через год после акции Pussy Riot и не оставлял сомнений, что новых протагонистов театр ищет в реальной общественной повестке.

«Мертвые души»

Виртуозная поэма о настоящей России

Alex Yocu / «Гоголь-центр»

Стильный, продуманный до мелочей — и в то же время вдохновенный спектакль о вневременной России, созданный Серебренниковым для Национального театра Латвии, а спустя четыре года поставленный заново в «Гоголь-центре». Это условная, нарочито театральная работа — скажем, заняты в ней исключительно мужчины, как во времена Шекспира. Желтый павильон из дешевого древесного волокна, похожий на строительный барак, лакированная советская мебель, покрышки, махровые пледы в цветочек — узнаваемые вещи в руках режиссера вырастают до поэтических образов. Отдельный бонус — блестящая музыка Александра Маноцкова.

«(М)ученик»

Самый точный спектакль об общественном климате 2010-х

Ира Полярная / «Гоголь-центр»

Сюжет закручен вокруг тинейджера — христианского фундаменталиста, мечтающего, чтобы школа жила по его правилам, и прогрессивной учительницы, которая осмелилась ему противостоять. Современный немецкий драматург Мариус фон Майенбург, естественно, писал о Германии, но Серебренников увидел рифмы с Россией — и перенес действие в отечественную школу. В сущности, «(М)ученик» — спектакль не столько о подростковом экстремизме, сколько о взрослом конформизме, с которым почти невозможно бороться. Трусливые люди без убеждений, наделенные пусть минимальной, но властью; все эти директора, завучи, педагоги — выглядят куда страшнее, чем заигравшийся школьник.

«Хармс. Мыр»

Редкий в своем роде интеллектуальный российский мюзикл

Ира Полярная / «Гоголь-центр»

Режиссер Максим Диденко увлечен советским авангардом как мало кто другой в отечественном театре. Мюзикл «Хармс. Мыр», созданный в соавторстве с композитором Иваном Кушниром и художником Павлом Семченко — оммаж не только самому странному русскому поэту Даниилу Хармсу, но и революционному театру 1920-х годов с его гротеском, клоунадой, цирковыми трюками и вниманием к актерской пластике. В результате получилась редкая вещь — эффектное, стильное музыкальное зрелище с нешуточным культурным бэкграундом.

«Кому на Руси жить хорошо»

Реабилитация скучного автора

Ира Полярная / «Гоголь-центр»

Некрасов — непопулярный классик: даже филологи, за редким исключением, не рвутся его исследовать. Однако винить надо не самого автора, а советскую науку, видевшую в нем удобного писателя-демократа. Серебренников сумел доказать, что Некрасов современен — не только как изобличитель крепостного мышления, но и, собственно, как поэт. Оказалось, его стихи так податливы, что можно сделать из них оперу, рэп, драматический диалог — и все будет звучать естественно. Вообще, спектакль поражает разнообразием театральных техник: одни главы поэмы решены в духе психологического театра, другие — как актерский капустник, третьи — вовсе как современный танец.

«Машина Мюллер»

Прививка интеллектуальной драматургией и здоровым отношением к телу

Ира Полярная / «Гоголь-центр»

Отчасти драматический, отчасти хореографический спектакль по пьесам, статьям и рассказам немецкого интеллектуала Хайнера Мюллера стал едва ли не самой громкой премьерой за все время существования «Гоголь-центра», поскольку танцевальную часть спектакля исполняют двадцать совершенно обнаженных перформеров (хореограф Евгений Кулагин). Правда, Серебренников едва ли стремился к эпатажу — для постановки текстов о сексе и смерти этот ход совершенно закономерен. А еще «Машина Мюллер» стала встречей двух больших режиссеров — Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, который выступил здесь как актер, сыграв одного из персонажей Мюллера.

«Пастернак. Сестра моя — жизнь»

Визуальный шедевр Максима Диденко

Ира Полярная / «Гоголь-центр»

Постановка по стихам Пастернака — одна из самых изобретательных и стильных работ Диденко, не в последнюю очередь благодаря костюмам и сценографии Гали Солодовниковой. Хотя это и поэтическое представление, оно не ограничено чтением и пропеванием стихов: здесь есть и выразительные пластические этюды на вечную тему «поэт и власть», и блестяще придуманные визуальные образы — то карикатурные, то ирреально-сказочные. Диденко, как когда-то Юрий Любимов в знаменитых поэтических спектаклях Театра на Таганке, разделил героя-поэта на несколько ипостасей. Каждая из них соответствует одному из исполнительских искусств: ребенок поет, молодой мужчина выполняет пластические этюды, пожилой — читает стихи (в одном из составов эту роль играет ветеран Таганки Вениамин Смехов). 

«Questioning / Кто ты?»

Донельзя бюджетное театральное приключение: вы просто заполняете анкету

Ира Полярная / «Гоголь-центр»

В этом проекте театр выступает только площадкой — московская редакция спектакля «Questioning» под авторством швейцарской компании Magic Garden появилась силами двух независимых продюсеров, Евгения Казачкова и Ольги Андреевой, — но не рассказать о нем было бы неправильно. Слишком уж экзотическая вещь, даже для «Гоголь-центра». В постановке нет актеров — только ведущие. Проект интерактивный — в течение всего спектакля зрители заполняют анкеты. Пересказывать вопросы нельзя, иначе будет не так интересно. Но можете быть уверены: взамен обычного зрелища «Questioning» дает ни с чем не сравнимый опыт познания себя и другого.

«Маленькие трагедии»

Самая радикальная трактовка классики в карьере Серебренникова

Ира Полярная / «Гоголь-центр»

Первая премьера «Гоголь-центра» без Кирилла Серебренникова — худрук театра попал под домашний арест и не смог закончить постановку. Незамутненный взгляд на русскую классику всегда был сильной стороной режиссера, но такого бескомпромиссного перепрочтения, как в «Маленьких трагедиях», у него еще не было: скупой рыцарь, например, стал одиночкой-библиофилом, а молодые бунтари из «Пира во время чумы» — вольнолюбивыми жителями дома престарелых. «Маленькие трагедии» — спектакль о поэтах и поэзии. Миссия поэта, согласно Серебренникову, — помогать миру разговаривать: в некоторых сценах актеры переходят на прозу или даже мычание, а титры переводят их невнятную речь на стихотворный пушкинский язык.

Антон Хитров