10 лучших фильмов 2024 года по версии кинокритика «Медузы» Антона Долина Как долго мы ждали этого списка (и в нем всего один сиквел!)
Десятка лучших фильмов 2024 года по версии Антона Долина. Список составлен в алфавитном порядке — чтобы никому не было обидно. Приятного просмотра!
Апрель
Режиссер — Деа Кулумбегашвили. Грузия
Драма поразительной силы и радикализма (который может оттолкнуть неподготовленного зрителя) формально касается проблемы абортов — де-юре легализованных, де-факто не практикуемых во многих регионах Грузии. На деле же эта шокирующая, пугающая и пронзительно красивая картина сочетается с политическим кризисом в родной стране режиссерки, демонстрируя столкновение гуманизма с архаикой, человеческого — с животным.
«Апрель» — одно из многих доказательств того, что настоящее время кинематографа принадлежит женщинам. И пора уже перестать ассоциировать «женскую режиссуру» с мягкостью и сентиментальностью.
Спецприз фестиваля в Венеции, главный приз Киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Апрель» Деи Кулумбегашвили — мистическая грузинская драма о нелегальных абортах Это самый радикальный фильм Венецианского кинофестиваля
«Апрель» Деи Кулумбегашвили — мистическая грузинская драма о нелегальных абортах Это самый радикальный фильм Венецианского кинофестиваля
Битлджус Битлджус
Режиссер — Тим Бертон. США
2024-й — год сиквелов, в том числе весьма неожиданных. Целую жизнь спустя после черной сказочной комедии «Битлджус» (1998) Тим Бертон, Дэнни Элфман, Вайнона Райдер и Майкл Китон вернулись в оставленную ими вселенную.
Двери между жизнью и смертью вновь открыты. Демон-трикстер из мира мертвых проникает в маленький американский город, а его по пятам преследует бывшая (в этой роли — нынешняя муза и возлюбленная режиссера Моника Беллуччи). Изобретательный, трогательный, уморительный, парадоксальный фильм о том, что смерть всегда рядом с нами и хватит уже ее бояться.
«Битлджус Битлджус» — первый за долгие годы большой коммерческий успех Бертона. Картина заработала в мировом прокате 451 миллион долларов.
«Битлджус Битлджус» Тима Бертона — самые счастливые полтора часа, которые Антон Долин провел в кинотеатре в этом году А в кинотеатрах он бывает частенько…
«Битлджус Битлджус» Тима Бертона — самые счастливые полтора часа, которые Антон Долин провел в кинотеатре в этом году А в кинотеатрах он бывает частенько…
Вермильо
Режиссер — Маура Дельперо. Италия
Самый красивый фильм года снял оператор всех картин Андрея Звягинцева — обладающий моментально узнаваемым почерком Михаил Кричман. Начиная с предутренней синевы заснеженных предгорий Южного Тироля, где и находится деревня Вермильо, он вместе с режиссеркой Маурой Дельперо под музыку Шопена и Вивальди проводит нас по четырем временам года. И как бы ненароком, сдержанно, без манипуляций рассказывает душераздирающую историю встречи и расставания.
Действие разворачивается между 1944 и 1945 годом, в Европе заканчивается война, и солдат-дезертир влюбляется в дочь учителя. Весь этот фильм-вселенная — о том, каково жить, любить, надеяться во время войны.
Гран-при Венецианского фестиваля, претендент от Италии на «Золотой глобус» и «Оскар».
«Вермильо» — драма, названная в честь маленькой итальянской коммуны. По сюжету здесь в 1944-м спасается дезертир с Сицилии Оператор — Михаил Кричман, работавший со Звягинцевым
«Вермильо» — драма, названная в честь маленькой итальянской коммуны. По сюжету здесь в 1944-м спасается дезертир с Сицилии Оператор — Михаил Кричман, работавший со Звягинцевым
Виды доброты
Режиссер — Йоргос Лантимос. Греция, США
Интригующая и раздражающая комедия абсурда доказывает: после сногсшибательного успеха «Бедных-несчастных» Лантимос не собирается уходить в комфортный мейнстрим.
Три притчи без намека на мораль последовательно рассказывают о немотивированном убийстве, раздвоении (буквально) пропавшей без вести и столь же бессмысленном воскрешении. По сути, это кощунственная инверсия христианского мифа, невозмутимо разыгранная слаженным актерским ансамблем (на каждого — по три роли). Уиллем Дэфо, Маргарет Куэлли и Эмма Стоун вернулись после «Бедных-несчастных», но есть и новенькие. Среди них — Джесси Племонс, удостоенный за тройную работу актерского приза в Каннах. А еще в команде Лантимоса вновь оператор Робби Райан и композитор Джерскин Фендрикс.
Картина также получила в Каннах номинацию на главную награду — Золотую пальмовую ветвь. Фильм уступил «Аноре» Шона Бейкера.
Йоргос Лантимос опять снял что-то необъяснимое — «Виды доброты» с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо На радость фанатам «Лобстера», к ужасу поклонников «Бедных-несчастных»
Йоргос Лантимос опять снял что-то необъяснимое — «Виды доброты» с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо На радость фанатам «Лобстера», к ужасу поклонников «Бедных-несчастных»
Все, что нам кажется светом
Режиссер — Паяль Кападиа. Индия
Этот фильм — не просто о любви, это сама воплощенная любовь, рассыпанная и разлитая в суетливом сумраке мегаполиса. Две одинокие медсестры в Мумбаи мечтают о счастье — и обретают его, но не так, не тогда и не там, где и как предполагали.
Игровой дебют Паял Кападиа — лауреатки каннского приза за лучшую документальную картину — несет и политический заряд. Последовательные протесты молодой постановщицы против националистического популистского правительства Индии привели к тому, что ее уникальную картину, попавшую во множество итоговых списков 2024-го, не выдвинули на соискание «Оскара». Это оказалось причиной локального скандала — но хуже от этого фильм, разумеется, не стал.
Гран-при Каннского фестиваля.
«Все, что нам кажется светом» — первый индийский фильм в программе Канн за 30 лет, один из самых сильных в программе Две медсестры уезжают из Мумбая в деревню на берегу моря. Обе мечтают о любви
«Все, что нам кажется светом» — первый индийский фильм в программе Канн за 30 лет, один из самых сильных в программе Две медсестры уезжают из Мумбая в деревню на берегу моря. Обе мечтают о любви
Мастер и Маргарита
Режиссер — Михаил Локшин. Россия
Сенсация российского проката и его необъяснимый парадокс: отчетливо антицензурный и антитоталитарный фильм, режиссер которого (вдобавок ко всему американец) открыто выступил против войны, попал на широкие экраны в РФ и прошел с огромным успехом, особенно заметном на фоне отсутствия поддержки со стороны государственных телеканалов.
Этот набор фактов отвлекает от важного: перед нами — самая точная киноинтерпретация шедевра Михаила Булгакова. Ее авторам удалось пренебречь буквой первоисточника (иногда весьма смело), но сохранить таинственный, лирический и глумливый дух самого читаемого русского романа ХХ века. Как у них это получилось, да еще и в страшном 2024 году? Мистика.
«Мастер и Маргарита» вошел в тройку самых кассовых фильмов 2024 года в России.
«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина — первая достойная экранизация романа Булгакова Антон Долин рассказывает, почему этот фильм не мог не взбесить пропагандистов
«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина — первая достойная экранизация романа Булгакова Антон Долин рассказывает, почему этот фильм не мог не взбесить пропагандистов
Новый год, который так и не наступил
Режиссер — Богдан Мурешану. Румыния
Нет лучше фильма, чтобы встретить Новый год. Особенно если вы живете в России или другом авторитарном государстве. Дебютант из Румынии собрал из разрозненных элементов монументальную фреску о внезапном — можно сказать, чудесном — падении режима, обладающую симфонической цельностью.
Под музыку равелевского «Болеро» в беспокойном декабре поворотного 1989 года жители социалистической Румынии прячутся, боятся, рискуют, совершают подлые и благородные поступки. Никто из них не догадывается, что буквально через несколько дней их жизнь изменится навсегда, а страшный непобедимый противник-Левиафан вдруг окажется жалким и смешным.
Главный приз программы «Горизонты» в Венеции — второй по значимости на фестивале, которую называют программой «новых трендов в кино».
«Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурешану: трагикомедия о неожиданной революции Фильм дебютанта из Румынии просто обязан войти в международный канон праздничного кино
«Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурешану: трагикомедия о неожиданной революции Фильм дебютанта из Румынии просто обязан войти в международный канон праздничного кино
Носферату
Режиссер — Роберт Эггерс. США
Можно выразить уважение американскому режиссеру-перфекционисту лишь за то, что он вновь сделал вампирский жанр страшным, пересняв со вдумчивой точностью первый великий фильм канона — «Носферату, симфония ужаса».
Однако новый «Носферату» — все же не только ремейк картины 1922 года. Романтическая кинопоэма, вдохновленная живописью Каспара Давида Фридриха, содержит в себе очевидные аллюзии на нашу хаотичную эпоху с ее эпидемиями, войнами, фобиями и даже несущим смерть русским кораблем. А еще дает голоса неузнаваемому графу Орлоку и его возлюбленной и жертве Элен (незабываемые роли Билла Скарсгарда и Лили-Роуз Депп).
О чем это все в конечном счете? О том, что и в смерть можно влюбиться.
«Носферату» — Роберт Эггерс переснял классику Фридриха Вильгельма Мурнау. И вновь сделал ее чудовищно страшной Нет, правда, это самый пугающий хоррор о вампирах за последние сто лет
«Носферату» — Роберт Эггерс переснял классику Фридриха Вильгельма Мурнау. И вновь сделал ее чудовищно страшной Нет, правда, это самый пугающий хоррор о вампирах за последние сто лет
Саван
Режиссер — Дэвид Кроненберг. Канада
Приведший критиков в недоумение, иногда переходящее в возмущение, оставшийся без наград и с большим трудом нашедший дистрибьютора философский боди-хоррор снят 81-летним основоположником жанра как автобиографическое признание. Недаром сыгравший главную роль Венсан Кассель загримирован под самого Кроненберга.
Потеряв жену, умершую несколько лет назад от рака, и не смирившись с утратой, канадский режиссер нафантазировал технологию, способную если не воскрешать мертвых, то хотя бы поддерживать с ними связь и после похорон. Высокотехнологичный саван — по сути, камера, снимающая разложение тела и транслирующая этот процесс на монитор, установленный на надгробии, и приложение в твоем телефоне.
Остроумная и угнетающая картина о том, что смерть близких — по-прежнему непреодолимое табу — задает странный вопрос: если кинематограф — это запечатленное движение, а смерть — остановка движения, то способна ли киносъемка продлить закончившуюся жизнь? Иногда кино — последнее, на что можно надеяться.
«Саван» Дэвида Кроненберга: после смерти жены классик хоррора снял свой самый личный фильм В нем герой Венсана Касселя построил кладбище, на котором можно с помощью камер следить за разложением усопших
«Саван» Дэвида Кроненберга: после смерти жены классик хоррора снял свой самый личный фильм В нем герой Венсана Касселя построил кладбище, на котором можно с помощью камер следить за разложением усопших
Субстанция
Режиссер — Корали Фаржа. Франция
Смерть пленительна и страшна, жизнь мучительна и смешна. Хулиганская, едкая, издевательская, беспощадная, эротичная «Субстанция» — момент славы для француженки Корали Фаржа. Можно считать ее картину ответом Кроненбергу, которого режиссерка считает своим вдохновителем.
Знаменитую в прошлом актрису увольняют с телевидения, где она вела программу аэробики. От отчаяния актриса находит радикальный способ преобразиться в юную и желанную версию себя — но за трансформацию придется заплатить дорогую цену.
Обе звезды энергичного и перверсивного боди-хоррора, играющие две ипостаси одной личности, Деми Мур и Маргарет Куолли, признаются, что никогда не пошли бы на подобную откровенность, если бы постановщиком фильма был мужчина. «Субстанция» — женская версия поучительной сказки о Дориане Грее. А еще это фильм о нашем вполне универсальном ужасе перед старением, о тщетности попыток стать лучше, перегнав и обманув время. Впрочем, кто бы какие фильмы ни снимал, мы все равно будем стараться.
Приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале.
«Субстанция» Корали Фаржа — откровенный и смешной боди-хоррор. В погоне за молодостью Деми Мур соглашается на эксперимент — и становится Маргарет Куолли
«Субстанция» Корали Фаржа — откровенный и смешной боди-хоррор. В погоне за молодостью Деми Мур соглашается на эксперимент — и становится Маргарет Куолли
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!