В 300 метрах от Красной площади, на Никольской, собираются построить элитный жилой квартал. Ради него сносят часть старейшей Москвы Проектом занимался любимый архитектор Бориса Джонсона
На Никольской улице, одной из старейших в Москве, идет масштабное строительство. Ради нового жилого комплекса уже практически снесли целый квартал. Страдает не только уникальная застройка, но и остатки еще допетровской, средневековой Москвы. Комплекс современных зданий с дорогими квартирами изменит вид Никольской, при этом его автор, звездный британский архитектор, дистанцировался от проекта. Архитектурный журналист Ася Зольникова анализирует масштаб потерь.
Аудиоверсию этого текста слушайте на «Радио Медуза»
Никольская улица — одна из старейших в Москве. Она появилась в XV веке, то есть еще до возникновения Красной площади. По этой карте возраста домов хорошо видно, что до начала 2020-х здесь почти не было современных построек: исключения — бизнес-центр «Никольская плаза», построенный в 2003 году, и ТЦ «Наутилус», который одни называют иконой лужковского капромантизма, а другие «нелепым бездарным говном».
Некоторые здания на Никольской, например Монетный двор и дом Губернского правления, начали строить еще в допетровской Руси. Храм Казанской иконы на углу Красной площади возвели в XVII веке; сейчас это новодел — храм снесли в 1936-м и воссоздали в 1993 году.
На задворках улицы находятся средневековые палаты Печатного двора и фрагмент Китайгородской стены, а также руины «Славянского базара» — легендарного ресторана, который работал с 1873 года до Октябрьской революции. К XIX веку относится и большой квартал зданий по четной стороне улицы — Чижевское подворье.
Чижевское подворье находится всего в 300 метрах от Красной площади, но замечают его далеко не все. В последние десятилетия постройки закрыли лесами, большая часть подворья была недоступна для посетителей, оно медленно разрушалось. В один из дворов, где находится храм Успения, все-таки можно было попасть — к нему вела неприметная проездная арка со стороны Никольской.
Сейчас эту территорию перестраивают вместе с примыкающими к подворью зданиями: корпусами Шереметьевского подворья и усадьбой купца Хаджи-Консты XVIII века, где до недавнего времени находилась небольшая гостиница. Площадь участка составляет 25 тысяч квадратных метров, строительство инициировала MR Group — одна из крупнейших девелоперских компаний России.
В 2003 году MR Group основали Роман Тимохин и Виктор Лабуздко. По состоянию на 2022 год в портфеле компании было 52 жилых и коммерческих объекта общей площадью 9,5 миллиона квадратных метров: в Москве, Московской области и Сочи. Среди проектов MR Group — новая московская штаб-квартира «Яндекса» (170 тысяч квадратных метров), которую сейчас возводят на месте бывшей гостиницы «Корстон» у Воробьевых гор, и множество строящихся многоэтажных ЖК.
Источник Forbes предполагает, что лоббировать интересы и получать многочисленные контракты в Москве компании помогает «хорошая репутация в мэрии и возможность использовать ее как административный ресурс».
Руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин называет реконструкцию зданий на Никольской «сохранением» исторической городской среды и говорит о «восстановлении» фасадов и декора прошлого века. Но в действительности исторический квартал уже почти полностью снесли.
На его месте теперь строят жилой комплекс общей площадью 120 тысяч квадратных метров.
От боярских палат до метро «Площадь Революции»
Чижевское, или Чижовское подворье (верны оба варианта) — одна из крупнейших усадеб Китай-города, одного из старейших районов Москвы. В XVII веке эта жилая территория принадлежала боярам Салтыковым, которые выстроили здесь храм Успения и палаты. Со второй половины XVIII века комплексом зданий в разное время владели княгиня Наталья Долгорукая, граф Валентин Мусин-Пушкин, генерал-поручик Михаил Потемкин.
Активно застраивать территорию подворья начали после 1842 года. Банкиры, братья Гавриил и Алексей Чижевы (позже — Чижовы), приобрели этот участок у надворного советника Петра Кусовникова. На участке построили трехэтажное торговое здание, где находились в том числе кабинеты правления Чижовской биржевой артели.
Но в первую очередь подворье стало гипермаркетом середины XIX века. На дореволюционных снимках заметны вывески «Офицерских вещей и канительных товаров» купцов Юдиных, парфюмерной лавки товарищества «Ралле и Ко» (после революции — фабрика «Свобода»), магазинов с книгами, часами, серебром, граммофонными пластинками. На верхних этажах находился «зуболечебный кабинет» и гостиница с мебелированными комнатами. Во дворах — амбары.
После 1917 года все объекты в Чижевском подворье национализировали. Как писал советский краевед Сергей Романюк, в квартале расквартировали служащих Наркомата путей сообщения и военных и морских дел, прибывших из Петрограда. Позднее здания переделали под общежитие Реввоенсовета; в частности, здесь жили маршалы Василий Блюхер, Михаил Тухачевский, Константин Рокоссовский.
В 1930-е со стороны Богоявленского переулка построили один из вестибюлей станции метро «Площадь Революции». Позже в зданиях открывали конторы и мелкие склады. Под ними сохранились сводчатые подвалы из старинного кирпича, в которых в 2007 году нашли останки 81 человека. Экспертиза установила, что захоронение относится к XIV—XV векам, хотя изначально предполагалось, что речь идет о расстрелянных во время Большого террора (аналогичное массовое захоронение находили здесь и несколько лет спустя). Также высказывались предположения, что останки относятся к XVIII веку.
Самая древняя сохранившаяся часть подворья — храм Успения, единственная на Китай-городе боярская церковь, образец нарышкинского стиля. Ее возвели в качестве домовой церкви при Салтыковых в конце XVII века. С 1850-х годов храм стал приходским — то есть из домовой церкви превратился в центр, доступный для всех прихожан. Его закрыли в 1925 году, передав здание Наркомату военно-морского флота. После войны оно долгое время простояло заброшенным, без куполов. В 1960-м его признали памятником архитектуры, но частично отреставрировали его лишь 17 лет спустя, когда здание храма занял Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. В 1990-е реставрацию завершили — и присвоили храму статус патриаршего подворья.
Сейчас из-за стройки храм скрыт под пленкой, отмечают в московской градозащитной организации «Архнадзор» (это подтверждают фотографии от июля 2024 года). Тем не менее, судя по сайту храма, богослужения там до сих пор проводят.
«Класс Deluxe»
В середине 2000-х это место собиралась застроить корпорация «Альт» бизнесмена Владимира Переверзева — ей принадлежали и права на реконструкцию, она же была главным инвестором проекта. «Альт» планировал построить на территории Чижевского подворья одноименный торгово-развлекательный комплекс общей площадью 81,5 тысячи квадратных метров с гостиницей международной сети Raffles Hotels & Resorts, апартаментами и торговой галереей.
Но в 2019 году компания Переверзева обанкротилась и работы свернули. За все это время на участке успели построить только одно пятиэтажное здание (его хорошо видно на этой карте), которое после банкротства «Альта» пустовало. Исторические корпуса также никак не использовали. Правительство Москвы расторгло инвестдоговор с «Альтом», подворье выставили на торги с начальной ценой 4,19 миллиарда рублей.
В 2021 году за 4,5 миллиарда рублей участок с подворьем и расположенной в соседнем дворе усадьбой купца Хаджи-Консты приобрела MR Group. Компания объявила, что построит на этом месте «новый проект класса Deluxe» (орфография сохранена) — жилой комплекс Nicole с фудкортом, пятизвездочным отелем и приватными дворами для жильцов. Проект планируют закончить к 2027 году.
Историко-культурную экспертизу реконструкция подворья успешно прошла в январе 2023 года. В сентябре мэрия разрешила строительство, после чего началась реконструкция.
Управляющий партнер MR Group Мария Чернякова говорит, что Nicole — «удивительный по своей красоте и деликатности комплекс резиденций», а графическая визуализация будущего проекта кажется «чем-то фантастическим» для центра Москвы. В том же документе Чернякова заявляет, что комплекс станет «отправной точкой для дальнейшего развития всего исторического центра Москвы».
Впрочем, строительство Nicole подразумевает практически полное исчезновение исторической части квартала. Он защищен только статусом ценного градоформирующего объекта (ЦГФО), то есть все бывшие торговые корпуса подворья можно «вычистить» изнутри — снести и полностью реконструировать внутренние перекрытия, сохранив только фасады.
Не будут трогать только три здания: церковь Успения, а также находящиеся в соседнем дворе главный дом и флигель усадьбы греческого купца Хаджи-Консты. Остальные постройки снесут до внешних стен.
Любимец Бориса Джонсона
Главным архитектором проекта MR Group в 2021 году выбрали Томаса Хизервика — главу британского бюро Heatherwick Studio. Он считался любимцем Бориса Джонсона, когда тот был мэром Лондона, а также разрабатывал проекты для Букингемского дворца и британского павильона на Всемирной выставке в Шанхае.
Узнаваемого стиля, как у Даниэля Либескинда, Захи Хадид или других всемирно известных архитекторов, у него нет; работы Хизервика отличает скорее высокая технологичность и сложные скульптурные силуэты: у его винокурни Bombay Sapphire, например, изогнутый стеклянный купол; а в совместном проекте с Норманом Фостером, шанхайском Культурном центре, — кинетический фасад.
Многие проекты Хизервика — безусловно, очень эффектные — вызывают скепсис по части практичности, а порой и безопасности. В лондонских автобусах Routemaster, которые Хизервик разрабатывал по заказу Джонсона, было слишком жарко; от них быстро отказались. Нью-йоркский проект The Vessel стал популярным местом среди самоубийц — его несколько раз закрывали и дорабатывали.
Ко всему прочему архитектора критикуют за наивность профессиональных взглядов: в прошлом году он назвал современную архитектуру «катастрофой длиной в 100 лет», «скучной и бездушной», и даже изобрел «скучнометр» для зданий — он оценивал их по шкале от 1 до 10, где 1 — это «скучный», а 10 — «гуманистичный». При этом Хизервика не интересуют «гуманистичные» проекты общественных зданий, например больниц или школ. Сам он, за редкими исключениями, предпочитает бороться с однообразием с помощью элитистских заказов, разрабатывая штучные проекты для политиков и миллиардеров.
MR Group активно использует имя Хизервика в рекламных текстах и пресс-релизах, хотя проекта на сайте Heatherwick Studio нет. В комментарии «Медузе» Heatherwick Studio заявили, что сейчас «не вовлечены в проект», поэтому не могут предоставить какую-либо актуальную информацию о нем. MR Group не ответили на запрос «Медузы». Насчет войны в Украине Heatherwick Studio, в отличие от других зарубежных бюро, не высказывалось.
Судя по презентации Nicole, другой соавтор проекта — французское бюро Paris Classical Architecture. Оно проектирует неоклассические здания во Франции и за ее пределами. В Москве французские архитекторы, к примеру, создали виллу в арбатских переулках — по заказу фирмы, которая через цепочку структур принадлежит бывшему топ-менеджеру «Ростеха» Михаилу Шелкову; в 2017 году ее называли самым дорогим жильем в Москве.
За интерьеры Nicole отвечает международная студия HBA, которая проектирует пятизвездочные отели, и итальянская компания Coho Interior Design. За благоустройство — петербургские ландшафтные бюро MOX и Derevo Park.
Комплекс разделен на три двора. Первый, который в презентации называют «пространством свободы в центре Москвы», — общественный. Остальные два двора закрытые, с таунхаусами, отдельными входами и патио. Один квадратный метр такого жилья в среднем будет стоить 3,7 миллиона рублей. Во дворе здания появится площадь с фудкортом, который будет развернут к Успенской церкви.
«В каждой детали угадывается глубинный культурный код, формировавшийся столетиями», — говорится в описании проекта. Но судя по рендерам, новые здания совсем не похожи на скромную дореволюционную архитектуру, зато сильно напомнят другие проекты Хизервика.
Над историческими корпусами, которые фасадами выходят на Никольскую, надстроят дополнительные волнообразные этажи. В MR Group считают, что эта «надстройка» «не будет видна пешеходам», потому что «выполнена с отступом от линии фасада».
В маркетинговых материалах MR Group умалчивает о других вмешательствах в исторический облик улицы. На эскизах это видно особенно по окнам: нижняя часть всех проемов удлинена до уровня пола; изменены формы рам — вместо двустворчатых окон с фрамугами застройщик планирует поставить одностворчатые стеклопакеты. Те же окна в пол — на рендерах внутренних дворов. По изображениям трудно сказать, из какого материала будут состоять фасады; но судя по текстуре, это не штукатурка поверх кирпича, как было в историческом здании, а натуральный или искусственный камень.
Разрушение культурной ткани Китай-города
Раскопок на территории подворья не было никогда — их провели только во время нынешней стройки. Работы вело «Столичное археологическое бюро» — компания под руководством Константина Воронина, сотрудника Института археологии РАН. В последние годы ведомство исследовало соседнюю Биржевую площадь, а также Зарядье и Средние торговые ряды на Красной площади.
В День археолога, 20 августа 2024-го, результаты раскопок в Чижевском подворье представили на пресс-показе. Воронин сообщил, что «индивидуальных находок — где-то три тысячи, а массового материала — около 30 тысяч». Иными словами, найдено три тысячи уникальных и редких артефактов, от одежды и украшений до оружия и личных вещей, и еще очень много типичных предметов быта. Особенно ценные объекты — резная костяная накладка, печные изразцы с изображениями кентавров, а также элементы древней застройки: печь, колодец и изба.
Как отмечает историк архитектуры и бывший сотрудник московского Музея архитектуры Александр Можаев, с юридической точки зрения в проекте все в порядке:
С одной стороны, обнародован достаточно подробный проект мер «об обеспечении сохранности объекта культурного слоя», который, конечно, не про сохранность, а про сопутствующее утрате изучение. Он предполагает раскопки на всей территории участка, в том числе под снесенными и сносимыми корпусами […]. Но есть основания предполагать, что мы узнаем лишь о тех находках, которые не будут нарушать строительных планов инвестора.
Застройщики могут быть не заинтересованы в тщательном археологическом исследовании, ведь когда на стройплощадке находят археологическую ценность, стройку приостанавливают или прекращают вовсе. Как сообщал «Архнадзор» в 2022 году, по соседству с Чижевским подворьем под ковш «ушла неизученной» Певческая слобода — остатки исторических подвалов XVII века археологам исследовать не дали; сейчас там строят ЖК «Ильинка 3/8» с квартирами и двумя частными особняками.
Здесь же, на Ильинке, в 2017 году уничтожили культурный слой домонгольского периода и руины храма грозненского времени, чтобы построить подземную часть фонтана на Биржевой площади в рамках программы «Моя улица».
Можаев напоминает, что на месте новой стройки могли бы найти следы дороги XIII века от Тимофеевских ворот Кремля к Кучкову полю, «три столетия деревянной застройки посада», остатки древнего кладбища, постройки Каменного и Судного приказа, богатые дворы знати и многое другое. В частности, громадный двор князей Одоевских, в центре которого в XVII веке была построена церковь Успения, в XVIII—XX веках капитально не застраивался. Остатки средневековой Москвы могут скрываться под подвалами и инженерными трассами, убежден он.
Как предполагает Можаев, в Чижевском подворье множество артефактов хранилось не под землей, а в самом здании — на чердаке одного из корпусов. Там хранился старинный мусор: жители верхних этажей предпочитали выносить неорганический хлам именно туда, а не в дворовые ямы. Там можно было найти залежи царского стекла (например, «орленые» аптечные бутылки из соседней аптеки Феррейна), монеты и документы — от купеческих записок XIX века до мандатов Наркомата путей сообщения РСФСР.
Можаев также обращает внимание, что подворье «теряет свой естественный исторический фон» — стены из старинного кирпича с клеймами. Идея сноса до фасада, отмечает краевед, осталась от лужковского проекта, но в нем хотя бы не увеличивали высотность — судя по рендерам, со стороны внутреннего двора за счет надстроек на крыше прибавится один-два этажа.
«Никольская улица, до сих пор избежавшая внедрения модернистской архитектуры (кроме одного, последнего дома) перестанет быть единым архитектурным комплексом XIX века», — резюмирует он. К тому же новая архитектура, по его мнению, не сочетается с древней Успенской церковью во дворе: «Кажется, что дробный ритм нового фасада сделает небольшой храм самой назойливо-малозначительной частью пространства».
Негативно относятся к проекту и другие эксперты в области архитектурного наследия. Историк Мария Коробова в комментарии федеральному телеканалу «Культура» назвала проект «вопиющим». Москвовед Илья Боровиков добавляет: «Это разрушение культурной ткани Китай-города. Над всем нашим старым городом садится огромная медуза, выдуманная архитектура». Но в глазах застройщика это выглядит иначе:
Мы не зря говорим, что Nicole бросает вызов времени. И время сейчас необычное, и город готов, сам провоцирует нас, девелоперов и застройщиков, на то, чтобы реализовывать такие знаковые проекты. Комплекс резиденций будет построен по соседству с тем местом, где в перспективе расположится музей Кремля.
С уважением к прошлому
Подворье уже окружили забором с рекламными баннерами. На одном из них — надпись «С уважением к прошлому». Бережное отношение к наследию Чижевского подворья MR Group всячески подчеркивают — например, рассказывают, что вместе с Фондом Академии художеств (президент — Зураб Церетели) вернут на фасад барельефы знаменитого парфюмерного магазина «Ралле и Ко».
В начале XX века барельефы изготовил французский скульптор и архитектор Оскар-Жан Дидио. На панно изображены мифологические сюжеты о Пане, боге цветущих полей, и нимфах. «Здесь модерн осваивает античное наследие, одновременно применяя его к повседневной жизни, к моде и промышленным брендам», — комментирует «Архнадзор». Хотя на месте магазина Ралле после революции открыли продовольственный магазин, барельефы сохранились. С 2000-х их заслоняла строительная сетка.
Еще зимой с 2021 на 2022 год барельефы оставались на угловом здании подворья на пересечении Никольской улицы и Богоявленского переулка. Но в начале реконструкции их демонтировали, а затем показали на выставке «ПРОреставрацию» в конце 2023 года.
Краеведы усомнились в их подлинности: проект Hidden Moscow предположил, что исторический барельеф утрачен, а MR Group сделали «эрзац», то есть неполноценную копию. Позже главный археолог Москвы Леонид Кондрашев заявил, что показанный на выставке барельеф — это образец, а подлинники «перевезены в мастерскую и готовятся к реставрации». Но застройщик продолжил утверждать, что барельефы исторические.
Оригинальные панно восстанавливает петербургская архитектурная мастерская «Тектоника». Помимо реставрации церквей и исторических зданий компания занимается «реставрацией памятников воинской славы в Донецкой Народной республике и Херсонской области». Организация объясняет, что отреставрировать панно «Раллеи Ко» очень сложно, поскольку нет его детальных исторических фото или подробных текстовых описаний. Если их так и не удастся найти, панно придется «отрисовывать» самостоятельно. Реставраторы считают, что возвращать оригиналы на прежнее место нельзя — гипсовый барельеф слишком хрупок, поэтому «по согласованию с Фондом Академии Художеств» барельефы решили законсервировать и музеефицировать. Вместо них на фасадах установят новые копии из долговечных материалов.
Над барельефом на углу того же дома в конце 2023 года демонтировали литой чугунный балкон и лестницу — судя по деталям, они относятся к тому же времени. Их также реставрирует «Тектоника», которая отмечает «утраты и обширные поражения ржавчиной». Компания не сообщает, вернут ли оригиналы на здание.
Исторические стены и внутренние конструкции совершенно точно отправились на свалку, утверждает Можаев. «Это тонны антикварного кирпича и дерева, которые (помимо прочего) крайне востребованы в реставрационной отрасли, — пишет краевед Можаев. — Особенно дерево — корпуса полностью сохраняют изначальную стропильную систему, сотни лиственичных балок, стянутых железными хомутами. Судя по годовым кольцам, деревья эти родом из XVI века, качество и сохранность великолепные».
Но среди экспертов есть и те, кто не так категоричен по отношению к проекту. Комментаторы «Небоскребов России» — сообщества во «ВКонтакте», посвященного высотному строительству, — говорят, что «давно пора этот квартал привести в порядок» и «главное, чтобы не нашлось консерваторов», которые помешали бы построить в этом месте новый квартал.
Московский экскурсовод Анастасия Мащенко говорит, что у нее нет однозначного мнения «насчет будущего чижей»:
С одной стороны, мне безусловно жалко историю места, ведь для улицы Никольской такие длинные, масштабные подворья, вытянувшиеся в ряд, были одной из ее уникальных фишек. Мне жалко терять отдельные оригинальные детали типа балкончиков, лепных панно и тому подобных.
С другой стороны, Чижевское подворье годами было никому не нужно, разрушалось себе незаметно под [строительными] «занавесками», его не восстанавливали, а теперь хоть за что-то взялись. Да и в целом город меняется. Где-то перестройку из-за исторической ценности пережить нельзя, а где-то допустимо. Допустимо ли это здесь? У меня вопрос открыт, чувства смешанные.