«Монастырь — это похлеще, чем воинская часть» В Херсонесе Таврическом уничтожена часть уникальных археологических объектов. Там строят «российскую Мекку» — прямо поверх древних памятников
В конце июня украинские медиа стали писать, что в аннексированном Крыму уничтожают уникальный археологический памятник — заповедник «Херсонес Таврический». Спутниковые снимки при этом показывают, что основные объекты на месте, — но в целом заметно, что власти РФ решили многое перестроить: уникальную брусчатку закрыли деревянными настилами, а прямо поверх археологических памятников установили сцену для «патриотического» оперного фестиваля. Рядом продолжается масштабная стройка — ведь Путин уверен, что именно в Херсонесе крестился князь Владимир, а значит, город должен стать «российской Меккой». Архитектурный журналист Ася Зольникова рассказывает, что происходило с заповедником с момента аннексии.
С 25 июня украинские СМИ публикуют новости об уничтожении Херсонеса Таврического. Это античное городище на берегу Черного моря в Севастополе — единственный крымский памятник в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ему присвоили охранный статус в июне 2013 года, а после аннексии полуострова Россия начала на этой территории строительство — на это не раз обращали внимание украинские власти. «Украинская правда» и другие медиа пишут, что теперь Херсонес разрушен «полностью»; на его месте появился «новый открытый театр», а археологические экспонаты увезли на территорию России.
Однако на Google Maps древние руины по-прежнему видны. На месте и самая знаменитая часть заповедника — колонны базилики 1935 года. Они изображены на одногривенных банкнотах, которые были в обороте в Украине с 1990-х до 2004 года, и на 200-рублевой купюре — Центробанк РФ выпустил ее в 2017 году. На российском сайте музея-заповедника «Херсонес Таврический» и сегодня указано, что городище — или «экспозицию под открытым небом» — можно посетить, купив билет.
Говорить о «полном разрушении» городища нельзя. Но в последние годы в разных его частях действительно происходят изменения, которые тревожат ученых и сотрудников заповедника. Это подтверждает археолог Эвелина Кравченко — старшая научная сотрудница Института археологии НАН Украины, написавшая об истории памятника множество научных работ. Недавно она выпустила статью о состоянии городища после аннексии Крыма; многие из тезисов она повторила 25 июня в докладе на ІІІ Международном форуме экспертной сети Крымской платформы в Киеве. В своем выступлении Кравченко ни разу не упоминала «полное уничтожение» городища, но говорила о строительстве новых объектов на этом месте, угрожающем уникальному памятнику.
За что ученые так ценят Херсонес
Греческий полис Херсонес основали в конце V века до нашей эры. В античные времена и при Византийской империи он был важным торговым узлом у Черного моря. Затем, согласно «Повести временных лет», Херсонес сыграл большую роль в распространении православия в Киевской Руси — князь Владимир Святославович принял здесь крещение в 988 году (но это не единственная версия).
Уникален Херсонес прежде всего своей сохранностью. На спутниковых снимках 2024 года хорошо видно, что древний город дошел до нас не в виде редких руин, а как масштабный ансамбль сооружений, построенный между V веком до нашей эры и XIV веком нашей эры. Греки спроектировали его по так называемой гипподамовой планировке — с регулярной сеткой кварталов и строго перпендикулярными друг другу улицами.
В список ЮНЕСКО Херсонес включен вместе с остатками хоры — так греки называли угодья для выращивания винограда и плодовых деревьев. В античности они занимали площадь около 10 тысяч гектаров, то есть весь Гераклейский полуостров. Четыреста равных наделов плантаций делились стенками из известкового бута, выкопанного при обработке земли. Эти конструкции удерживали влагу и тепло, защищали почву от размытия и ветров, служили опорой для виноградной лозы. Сама сетка не сохранилась до наших дней в изначальном виде и теперь частично застроена, но ее следы до сих пор видны на отдельных участках вокруг Херсонеса.
Со временем к античным жилым кварталам добавились раннехристианские постройки и средневековые башни. Так Херсонес стал для ученых ценным источником знаний сразу по нескольким периодам: Древней Греции, Древнему Риму, Византии и Киевской Руси. Как объясняет исследователь Адам Рабинович из Института классической археологии при Техасском университете, это особенно важно для тех, кто изучает византийский мир, большая часть которого «погребена под современными городами».
В средние века Херсонес постепенно пришел в упадок из-за войн и разграблений. С XIX века развалины города активно изучали; сохранились они и в советское время — городище уберегла «завеса секретности», считает археолог и бывший профессор Техасского университета Джозеф Картер, который изучал памятник и способствовал его включению в список ЮНЕСКО. Территория Херсонеса примыкала к военной базе — и застройщики просто не могли на нее претендовать.
«Новый Херсонес»
Согласно докладу ЮНЕСКО 2021 года, объекты Херсонеса — лишь малая часть культурного наследия, которое Россия присвоила в Крыму. По подсчетам организации, в этом списке 4095 памятников национального и местного значения. Но именно Херсонес занимает особую роль в официальном российском дискурсе.
Путин приезжал в Херсонес по меньшей мере семь раз. Дважды президент публично говорил о «сакральности» Херсонеса: первый раз — в 2014 году в послании Федеральному собранию, во время которого он сравнил это место с Храмовой горой в Иерусалиме, столь же значимой для иудеев и мусульман. В 2024 году Путин повторил свою мысль и сказал, что с Херсонеса, где крестился князь Владимир, началось создание «единого централизованного российского государства».
В 2015-м, во время посещения заповедника вместе с бывшим премьером Италии Сильвио Берлускони, Путин предложил открыть рядом «историко-культурный центр христианства». В 2017-м президент вернулся к идее превратить это место в «российскую Мекку», так как Херсонес «стал основой русской государственности».
После этого в заповеднике рядом с городищем началась масштабная стройка «Нового Херсонеса». В июне 2024 года проект с размахом презентовали на ПМЭФ — при участии Германа Грефа и Владимира Машкова. Его планируют открыть уже в июле. Проект включает более 10 зданий, в том числе несколько музеев, паломнические и детские центры. Фотографии именно этих строящихся объектов теперь фигурируют в новостях о «полном уничтожении» Херсонеса.
Исполнитель и генподрядчик стройки — Военно-строительный комплекс Минобороны России (эта же организация возводит жилые дома в Мариуполе и другие здания на оккупированных территориях). За реализацию отвечает Патриарший совет по культуре во главе с Тихоном Шевкуновым, которого часто называют духовником Путина. Финансируют проект за счет Министерства культуры и Фонда «Моя история», один из основных спонсоров которого — фонд поддержки социальных инициатив «Родные города» «Газпром-нефти».
Строительство «Нового Херсонеса» украинский археолог Эвелина Кравченко называет «наиболее варварским». Комплекс возводят в так называемом Южном пригороде заповедника, где находились остатки некрополя с культовыми и мемориальными сооружениями. Эти территории относятся к буферной зоне ЮНЕСКО, где строительство возможно только с разрешения всемирной организации. Как стало известно в 2022 году, Комиссия по делам ЮНЕСКО не согласовывала эту стройку.
Кравченко уточняет, что на некоторых участках Южного пригорода культурный слой достигал более десяти метров. Она говорит, что ученые давно знали о ценности этих территорий — еще до 2014 года, но исследовать этот участок не могли, потому что еще с советских времен на нем размещались российские военные базы. После того как в 2021 году военные «в основном освободили» эти территории, Институт истории материальной культуры РАН начал раскопки, в которых одновременно участвовало до 600 человек. По оценке журналиста «Крым.Реалии» работы вели в большой спешке и «небрежно». Тем не менее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал экспедицию «центральным археологическим событием в России».
По словам Кравченко, во время этих раскопок землю «вычистили до скалы», в том числе бульдозерами и гидромолотами. Случайно раскопали и подземный источник, который залил древние руины. Судя по фото, продолжает ученая, воду оттуда откачивали помпами, причем несколько раз. Затопление подтверждает и руководитель археологической экспедиции, российский ученый Сергей Соловьев, говоря, впрочем, что вода появилась «из-за трансгрессии Черного моря», уровень которого поднялся на 3–4 метра. Он назвал это «неприятным, но вполне объяснимым явлением», которое не угрожает античным руинам.
Во время раскопок археологи обнаружили около двух миллионов артефактов, в том числе склепы, саркофаги и надгробия времен Древнего Рима. Из них некоторые особо ценны, а 200 тысяч, считают участники проекта, достойны музейного экспонирования. Но проверить это утверждение сложно — научных публикаций о находках нет, говорит эксперт Крымского института стратегических исследований Денис Яшный.
Часть найденных сооружений археологи, ведущие раскопки, рекомендовали оставить на прежнем месте. Но некоторые гробницы уже перенесли в «Новый Херсонес», установив их перед новыми зданиями. Это в том числе святилище-героон. Соловьев заявил, что теперь он «получился лучше, чем был [у греков]». Как считает историк Павел Кузенков, бывший заместитель директора музея заповедника (он работал в нем после 2014 года), под видом развития Херсонес фактически уничтожают:
Это [«Новый Херсонес»] строится не просто рядом с городищем — это строится на самом городище, причем в самой древней, не раскопанной и не исследованной части города, где, собственно, и рождался Херсонес. Там для археологов огромный фронт работы. И все это напрочь перекрывается этой никому не нужной площадкой.
Аналогичные выводы делает эксперт Крымского института стратегических исследований Денис Яшный. «Фактически россияне уничтожили возможность узнать, до какого времени Херсонес существовал как город», — сказал он в комментарии «Украинской службе Би-би-си».
Помимо остатков некрополя, строительство «Нового Херсонеса» затронуло и частные территории. Ради комплекса выселили галерею «Зеленая пирамида», которая с 2003 года находилась на улице Древней рядом с городищем, и несколько жилых домов.
Кто и что построил в «Новом Херсонесе»
«Новый Херсонес» возвели в рекордные сроки — менее чем за два года. Теперь там есть детская школа искусств, детский центр «Корсунь» (филиал «Артека»), а также несколько музеев: Музей христианства, Музей античности и Византии, Музей Крыма и Новороссии с 5D-кинотеатром. Кроме того, на территории возвели кварталы с «реконструкцией» Херсонеса X века — то есть периода, когда, как предполагают авторы проекта, здесь крестился князь Владимир.
Все здания выстроились вдоль оси, направленной к херсонесскому Свято-Владимирскому собору. Помимо них, в комплексе запланированы паломнический и туристический центры, пять КПП и семь парковок на 200 автомобилей каждая, а также «храм-парк» с открывающейся кровлей. Предполагается, что готовый комплекс сможет принять одновременно до трех тысяч человек. Стоимость строительных работ не раскрывается.
Фасадами и интерьерами занимались «Сретенские архитектурные мастерские». Это проектная организация архитектора и дизайнера Дмитрия Смирнова. Она же отвечала за храм Вооруженных Сил РФ в Кубинке, храм Новомучеников на Лубянке при Сретенском монастыре, где служил Шевкунов, и оформление пропагандистских выставок «Россия — моя история».
В Музее Крыма и Новороссии, который хотят открыть в День крещения Руси, 28 июля, на фасадах установлены панно скульптора Виталия Шанова — он, как и Смирнов, участвовал в оформлении храма Вооруженных Сил. Перед зданием возвели шесть гранитных фонтанов с «парящими» ступенями и подсветкой — «для придания величия», пояснили в Военно-строительном комплексе. К музею примыкает амфитеатр «Грифон-Арена» на 1200 зрителей.
Все здания «Нового Херсонеса» выдержаны в псевдоисторическом стиле. Степан Самошин, заместитель председателя севастопольского отделения ВООПИиК, обращает внимание на странные сочетания элементов на фасадах и описывает новострои как «бетонные коробки с намеком на стиль вроде как Византии, но одновременно и ар-деко». «Мне кажется, что любой декор должен быть обоснован, — продолжает Самошин. — Все-таки это не тетрис, где кубики падают хаотично, как получится».
О Византии говорят и в департаменте архитектуры и градостроительства Севастополя: например, Музей христианства увенчан куполом диаметром 31 метр — «как в константинопольском соборе Святой Софии». Но в отличие от византийских зданий, здесь используют не камень и плинфу, а имитирующий их фибробетон. Облицовку выполняет тот же подрядчик, что и в храме ВС РФ, — московская компания «ОртОст-Фасад».
«Сретенские мастерские» же заявляют, что вдохновлялись не Византией, а «традициями дворцового строительства». Отсюда — обилие колоннад, портиков и других элементов классической архитектуры. На некоторых фасадах есть даже гербы Севастополя времен Российской империи.
Между всеми зданиями вырыт искусственный водоем — он наполняется от подземного источника, который пробили во время раскопок. Водоему дали неофициальное название Героон — в честь одного из погребальных сооружений, которое нашли во время раскопок. Идею подал Тихон Шевкунов, который с октября 2023 года возглавляет Крымскую митрополию РПЦ.
Монастырь
С середины XIX века на территории заповедника находился Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь: сначала предполагаемое место крещения князя Владимира обозначала небольшая церковь, позже здесь же воздвигли собор Святого Владимира, сохранившийся до наших дней. В 1920-е монастырь закрыли, а здание стали использовать как временный концентрационный лагерь ОГПУ. В нем же разместили Дом инвалидов, городскую богадельню и стрелковый полк.
В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. В августе 1925 года храмы и помещения с оставшимся имуществом передали в Херсонесский археологический музей. Собор, сильно разрушенный в годы Второй мировой войны, восстановили к 2004-му, но большая часть монастырских помещений продолжала принадлежать ученым и музейщикам. До недавних пор.
По словам профессора археологии Джозефа Картера, уже в середине 1990-х было понятно, что Херсонес должен попасть в Список Всемирного наследия — так памятник можно было защитить от планов УПЦ избавиться от «языческих» артефактов. В статье «Legacies of a Slavic Pompeii» в журнале Археологического института Америки упомянуто, что эту идею в 1997 году продвигал предшественник Шевкунова, глава Крымской митрополии Лазарь (в миру — Ростислав Швец).
Тогда же, в 1997-м, духовенство начало менять ландшафт вокруг археологических памятников: несмотря на протесты администрации заповедника, с помощью грузового вертолета рядом с собором установили металлическую крещальню, или баптистерий, — павильон для крещения. С точки зрения архитектуры он должен был перекликаться с собором Святого Владимира, но, по мнению Картера, больше походил «на киоск с закусками». Установили баптистерий на фундаменте VI века.
Новые опасения по поводу передачи заповедника церкви возникли в 2015 году, когда бывший губернатор города Сергей Меняйло уволил директора музея — ученого, специалиста по подводной археологии Андрея Кулагина. На его место Меняйло назначил протоиерея Сергия Халюту. Это решение критиковали как сотрудники заповедника, так и главы крупнейших музеев России: они опасались, что научная деятельность в Херсонесе прекратится. В итоге священник проработал директором всего неделю. Вскоре «Херсонес Таврический» передали в федеральную собственность — и министр культуры Владимир Мединский назначил главой музея Светлану Мельникову, ранее возглавлявшую Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
В 2017 году Крымская и Симферопольская епархия УПЦ вернулась к идее восстановить монастырь — и попросила передать ей 24 объекта музея-заповедника «Херсонес Таврический». Мельникова выступила против передачи объекта, а в Минкульте РФ вопрос назвали «дискуссионным». Наконец, 14 февраля 2024 года музей «Херсонес Таврический» сообщил о «возрождении» Херсонесского мужского монастыря. На следующий день возле базилики 1935 года Шевкунов провел литургию, посвященную возрождению монастыря. 12 марта Священный синод РПЦ официально учредил «Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь в городе Севастополе». Священноархимандритом назначили все того же Тихона.
Теперь экспозиции, которые до 2024 года находились в бывших монастырских помещениях, перенесут в Музей античности и Византии. Кроме того в «Новом Херсонесе» откроется «огромный музей христианства». По словам Шевкунова, это «и парк, и храм, в котором будет открываться купол для возможности проведения ночных служб под открытым небом».
Что именно произойдет с бывшими музейными зданиями, пока неясно. Но Шевкунов уже заявил, что территорию монастыря закроют:
На все археологические памятники [вход] будет свободный, а в чужой монастырь со своим уставом не лезь. Конечно, мы будем открывать в определенные часы для всех посетителей, но монастырь — это монастырь, это похлеще, чем воинская часть. Для прихожан, для служб, для богослужений — да, а в остальное время есть устав.
Археолог Эвелина Кравченко отмечает, что строительство и рытье траншей вокруг собора уже повредило археологические комплексы. Это угрожает сохранившимся рисункам и надписям на стенках небольшой античной цистерны (сегодня она засыпана). По ее мнению, именно восстановленный в 2004 году собор «очень упростил Путину план по обновлению монастыря и идеологизации всего, что сейчас там делается».
Театр, благоустройство и музейные экспонаты
С 2017 года на территории заповедника ежегодно устраивают фестиваль «Опера в Херсонесе». Он проходит в театре под открытым небом — пространстве, о котором теперь пишут в контексте разрушения Херсонеса. Конструкцию возвели в южной части городища, на самом древнем, дохристианском участке комплекса — на руинах римской цитадели.
Как подчеркивает Кравченко, эта крепость уникальна для Северного Причерноморья. Сцены, декорации, световое и звуковое оборудование, а также зрительные ряды «создают тонны дополнительной нагрузки» на древние руины и попросту прячут их. С ней согласен археолог и реставратор, бывший сотрудник Херсонесского заповедника Анатолий Туманов:
Все это имеет огромную массу, давит на культурный слой, создает вибрационное воздействие на древние стены. Все это является пожароопасными конструкциями и в случае возгорания приведет к необратимым последствиям.
По мнению реставратора, сейчас ЮНЕСКО легко может перевести «Херсонес Таврический» в разряд памятников всемирного наследия, которые находятся под угрозой. ЮНЕСКО еще в 2019 году заявил, что проводить здесь оперный фестиваль недопустимо — «как с юридической, так и с этической точки зрения».
В статье от июня 2024 года Кравченко рассказывает и о других преобразованиях непосредственно в городище. Помимо сцены, с 2018 года по всему археологическому комплексу установили деревянные мостки на металлических каркасах (эти работы заказал Фонд гуманитарных наук «Моя история»). По словам археолога, деревянное покрытие нарушает «строительные традиции», заложенные еще при греках: с древних времен использовали мощение булыжником. Крымские ученые также называли изменения недопустимыми: «На городище никакого благоустройства просто не должно быть. Древние постройки должны сохраняться в первозданном виде, их нужно консервировать, если необходимо — проводить реставрационные работы. На древнем городище не должно быть никаких современных конструкций, изменяющих аутентичный вид памятника, а также историко-культурный ландшафт», — рассказал бывший сотрудник заповедника Анатолий Туманов.
Павел Кузнецов, бывший замдиректора музея, также раскритиковал деревянные настилы:
Они есть и в Афинах, и в Риме, и в других мировых музеях. Но там они не бросаются в глаза, так как сделаны профессионально! Здесь же налицо примитивный и грубый непрофессионализм — все эти мостки настолько забивают памятник, что дети после экскурсии на вопрос, какой был главный строительный материал у древних греков, теперь отвечают: дерево!
В 2019 году сотрудники заповедника в обход руководства разместили открытое письмо в городских СМИ и упомянули, что памятник ЮНЕСКО «накрыт деревянными саркофагами для проведения фестивалей и концертов». По словам археологов, дорожки заповедника на некоторых участках превратились «в городские магистрали для современной тяжелой техники, нещадно укатывающей археологию все глубже в землю».
В 2020 году севастопольские активисты запустили петицию с призывом остановить стройку. Сцену, мостки и другие новые конструкции они назвали «опасными для посетителей и разрушительными для древних стен». Еще через год, в марте 2021-го, в администрации президента РФ подтвердили, что работы идут с нарушениями, — и рекомендовали создать научно-общественный совет для контроля за стройкой. Это ни к чему не привело — деревянные настилы все еще на месте.
В 2018 году бывший спикер парламента Севастополя Алексей Чалый заявил, что в Херсонесе без согласования с ЮНЕСКО убрали историческую плитку. По его словам, это сделали по распоряжению «главы» Севастополя Сергея Меняйло, чтобы поменять ее на более «новую и красивую». В 2020 году первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова написала в фейсбуке, что власти Крыма продают брусчатку из Херсонеса. Объявление о продаже разместили на «Авито», но позже оно исчезло.
По оценке Кравченко, из Херсонеса в музеи России вывезли фрески, посуду, предметы обихода и иконы. «Медуза» установила, что на фотографиях, опубликованных археологом, — часть выставки «Золото Византии», которая проходила в Великом Новгороде в 2023 году. Там действительно экспонировались предметы из Херсонеса — они перечислены на сайте выставки и в каталоге. Среди особенно ценных, например, фреска XIV века с изображением Богоматери с младенцем, обнаруженная археологами в 2004 году на территории херсонесской крепости.
Послание ЮНЕСКО не дошло
Археологи из Техасского университета приехали в Севастополь после открытия города в 1995 году. Вместе с коллегами из Украины, России и стран Европы они проводили раскопки на этом месте — и в 2006-м предложили сделать на этой территории археологический парк. Украинский Минкульт начал переговоры с американскими партнерами, чтобы найти финансирование на проект. В октябре 2012 года Украина номинировала комплекс на статус ЮНЕСКО. Еще через год он получил охранный статус. К 2013 году Евросоюз заявил, что готов сотрудничать вместе с американскими учеными в создании будущего археологического парка.
Но после аннексии Крыма идею свернули. 2 октября 2014 года вышло президентское поручение Пр-2337, в котором говорилось о необходимости «обеспечить сохранность объекта всемирного наследия „Херсонес Таврический и его Хора“ в соответствии с требованиями ЮНЕСКО». В то же время, по информации Эвелины Кравченко, российские власти отказались признавать украинскую документацию к памятнику — вместо этого они создали новую, в том числе провели экспертизы, которые позволили начать строительство нынешних объектов. Кравченко пишет:
Таким образом, были нарушены не только законы Украины об охране и управлении археологическим и культурным наследием, но и международные документы, в частности план управления объектом, требования ЮНЕСКО относительно координации всех ландшафтных преобразований вокруг участка и работ на участке и охранной зоне.
Руководство музея-заповедника «Херсонес Таврический» при этом утверждало, что работы проходят в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, куда дирекция «регулярно подает все данные». В организации ответили, что их беспокоит «перепрофилирование» античного городища под площадку для мероприятий. После этого в музее сменили тактику: теперь дирекция утверждала, что материалы направляют через Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО при МИД РФ, но международная организация отказывается их принимать — по политическим причинам.
Из заявления МИД РФ следует, что в секретариате министерства нет материалов от «Херсонеса». Министерство отмечает, что они могут быть в Минкультуры РФ, ведь именно это ведомство отвечает за охрану культурного наследия, а также за исполнение Конвенции ЮНЕСКО от 1972 года.
В 2019 году Светлану Мельникову на посту директора музея сменила Елена Морозова. До назначения она была заместителем музея Водоканала в Санкт-Петербурге и организовывала в городе выставку «Россия — моя история», которая содержала массу фактических ошибок. В строительные работы она не вмешивается и проблемы вокруг заповедника не комментирует. Год назад в интервью Морозова говорила, что будущий музей «Новый Херсонес» отвечает «всем требованиям по безопасности и эксплуатации». Происходящее с Херсонесом она называет «фантастикой».
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!