Неуязвимая Мир прощается с Мэгги Смит — символом британского кино и театра, талант которой выходил далеко за пределы уютных и сказочных вселенных
27 сентября умерла Мэгги Смит — британская актриса, дама-командор ордена Британской империи, обладательница двух «Оскаров», семи премий BAFTA, четырех «Эмми», трех «Золотых глобусов», пяти премий Гильдии киноактеров США. Ей было 89 лет. Сыновья Смит, актеры Тоби Стивенс и Крис Ларкин, рассказали, что последние дни своей жизни их мать провела в окружении близких в лондонской больнице Челси и Вестминстера. Весь мир знает Мэгги Смит прежде всего по ролям Минервы Макгонагалл из «Гарри Поттера» и Вайолет Кроули из «Аббатства Даунтон». Кинокритик «Медузы» Антон Долин напоминает о других картинах, которые стоит посмотреть, чтобы понять весь масштаб ее таланта.
По Мэгги Смит скорбит весь мир. Как в любой любви, здесь не так уж много рационального. Большинство зрителей знало даму британского кинематографа, чья карьера растянулась на семьдесят лет, по двум поздним ролям.
Первая — замдиректора Хогвартса и декан Гриффиндора, анимаг (она превращалась в кошку) Минерва Макгонагалл из вселенной «Гарри Поттера»: для миллионов детей и взрослых ее героиня олицетворяла мудрость и молчаливое, чуть снисходительное понимание несовершенства мира. Вторая — вдовствующая графиня Грэнтэм, Вайолет Кроули в уютном и именно потому сверхпопулярном сериале «Аббатство Даунтон». С уходом ее величественной героини в финале полнометражного сиквела окончательно завершалась эпоха.
Безупречная аристократка (в реальной жизни дочь врача и секретарши) и всесильная волшебница — разве можно мечтать о другом амплуа?
Свою припозднившуюся славу Мэгги Смит принимала с должным достоинством — без восторгов, но и без презрения. Она знала, что ее дарование и список заслуг гораздо шире: образ идеальной британской леди был лишь одним из многих. Но, быть может, в сохранении статуса и состоит миссия, послание английской актерской школы миру? В конце концов, сэра Майкла Кейна (партнера Смит по фрагментарной комедии 1978 года «Калифорнийский отель», которая принесла актрисе второго «Оскара») большинство тоже запомнит в качестве Альфреда — дворецкого Бэтмена. Сэра Иэна Маккеллена, с которым Смит играла в блестящем «Ричарде III» (оба они с юных лет были знамениты как артисты шекспировского репертуара), — как Магнето из «Людей Икс» и Гэндальфа из «Властелина колец». Даму Джуди Денч, многолетнюю подругу Смит и партнершу по очаровательной дилогии об отеле «Мэриголд», — как М, начальницу Джеймса Бонда.
Мэгги Смит начинала в семнадцать лет как Виола из «Двенадцатой ночи» в Оксфордcком театре. Но стремительно завоевала известность как характерная актриса, способная играть и современный репертуар. С ранних ролей играла и на телевидении, и в легкомысленном жанровом кино. В начале 1960-х ее заметил сам Лоуренс Оливье, и она стала звездой его труппы наряду с другими многообещающими дебютантами — Дереком Джекоби и Майклом Гэмбоном (более всего известным миру в качестве профессора Дамблдора из последних серий франшизы). Все четверо сыграли в 1965-м в киноинтерпретации театральной постановки «Отелло»: Оливье воплотил образ венецианского мавра, Смит — Дездемоны. Трагическая героиня Шекспира принесла ей первую номинацию на «Оскар».
На сцене Смит довелось исполнять главные роли в постановках Франко Дзеффирелли («Много шума из ничего») и Ингмара Бергмана («Гедда Габлер»). В кино на режиссеров везло меньше, хотя были и удачи: например, Джозеф Манкевич и его «Горшок меда» (1967), Джордж Кьюкор и его «Путешествия с моей тетей» (1972) и особенно Джеймс Айвори, подаривший актрисе удивительно точные роли в «Квартете» (1981) и «Комнате с видом» (1985).
Одновременно с этим Мэгги Смит с божественным хладнокровием бралась за роль нереиды Фетиды в развлекательном фэнтези «Битва титанов» (1981) и наслаждалась яркими персонажами Агаты Кристи в «Смерти на Ниле» (1978) и «Зле под солнцем» (1982) с Питером Устиновым. Но лучшей из ранних ее ролей была и осталась противоречивая учительница-манипулятор из «Расцвета мисс Джин Броуди» (1969) Рональда Нима по роману Мюриэл Спарк. Эта сложно устроенная картина о плодах воспитания и парадоксах образования, как бы подводившая итог разнузданным свободам 1960-х, стала визитной карточкой Смит — и принесла ей заслуженный «Оскар» за лучшую роль.
Актерская пластичность и театральная выучка Смит сделали ее неуязвимой к обычным профессиональным проблемам — ни в одно из десятилетий своей сценической жизни она не могла пожаловаться на недостаточную востребованность.
Ее превращение из актрисы в живой символ первым рассмотрел и зафиксировал Стивен Спилберг, взявший Смит на роль повзрослевшей Венди в своем сказочном манифесте о взрослении «Крюк» (1991). На рубеже тысячелетий она вновь работала с Дзеффирелли, уже в фильме «Чай с Муссолини» (1999), и продемонстрировала особенный дар доминировать даже в многолюдном и всесторонне блестящем актерском ансамбле в постмодернистской версии английского детектива «Госфорд-парк» (2001) Роберта Олтмена.
В том же году нагрянул «Гарри Поттер». С тех пор жизнь Смит навсегда изменилась: к статусу прекрасной актрисы добавилось звание международной суперзвезды. Неудивительно, что сценарист «Госфорд-парка» Джулиан Феллоуз, создавая «Аббатство Даунтон», решил забрать из принесшей ему «Оскар» картины в новый проект именно Смит.
До последнего она трудилась в кино, на телевидении и на сцене, отказываясь почивать на лаврах, и это сделало ее долгожительницей. Быть может, теперь ее гигантская аудитория откроет для себя ее ранние лучшие роли.