В России разработали «стандарт» для писателей — чтобы «повысить статус мастеров художественного слова» Они ведут «важную работу по воспитанию читателей». Поэтому должны много знать (а также иметь высшее образование)
Read this story in English.
Министерство труда РФ выложило для обсуждения проект документа, в котором предлагается утвердить профессиональный стандарт для писателей. Среди разработчиков документа — Ассоциация союзов писателей и издателей России. Ее председатель — писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов. Разработчиками также указаны Литературный институт имени А.М. Горького, организации «Союз российских писателей», «Союз писателей России», «Союз писателей Москвы», «Союз писателей Санкт-Петербурга» и Российский книжный союз.
Идея создать в России профессиональный стандарт для писателя возникла не впервые. Еще в апреле 2022 года министерство цифрового развития РФ создало межведомственную рабочую группу для создания профессионального стандарта профессии писателя, руководить которой назначили ректора Литературного института Алексея Варламова.
В профессиональном стандарте для писателя, проект которого выложил Минтруд, перечисляются, например, трудовые функции писателя. Это, в частности, «разработка замысла оригинального литературного произведения», написание основного текста, редактирование и корректировка, подготовка текста для передачи в издательство.
Писатель, согласно документу, должен уметь «находить интересные темы, развивать их», работать в разнообразных жанрах, «использовать стилистическое и лексическое богатство русского/родного языка». По мнению разработчиков стандарта, у писателя должны быть определенные знания. Он должен знать основные направления русской и зарубежной литературы, особенности современного литературного процесса, основные этапы эволюции литературно-художественных стилей, историю России и мира, а также фольклор народов России и мира и художественно-выразительные средства языка. Требования предъявляются и к образованию писателя. Согласно документу, для того, чтобы считаться писателем, надо иметь высшее образование.
В документе также описываются «стандарты» для тех, кто хочет заниматься критикой. Их деятельность описана так — «оценка качества литературных произведений». Литературным критикам необходимо использовать «различные виды, формы проведения подробного разбора сюжетных линий, <…> проработанности образов и характеров главных героев», от критиков требуются знания по теории литературы, истории и новейшей истории. Они должны владеть художественно-выразительными средствами русского языка, следить за тенденциями в современном литературном процессе, знать историю и персоналии «литературной критической мысли».
К проекту «стандарта» прилагается пояснительная записка, автором которой указан Сергей Шаргунов. По его мнению, утверждение профессионального стандарта «Писатель» — это «закономерный акт, отражение устойчивой тенденции повышения значимости нормативного регулирования отношений в сфере литературной деятельности». Он отмечает, что литературная деятельность становится «делом государственной важности», так как оказывает «прямое влияние на решение важнейших проблем в жизни страны». Шаргунов считает, что писатели, «становясь лидерами общественного мнения» и «ведя важную работу по воспитанию читателей», нуждаются «в выстраивании действенной поддержки современного литературного творческого процесса, в повышении престижа профессии писателя в обществе».
«Таким образом, профессиональный стандарт Писатель по сути будет служить алгоритмом при организации и осуществлении творческой деятельности писателей, явится одним из реальных возможностей создания по-настоящему благоприятных условий для повышения статуса мастеров художественного слова», — пишет Шаргунов.
Шаргунов отмечает, что проект «стандарта» обсуждался в писательском сообществе. По его словам, всего за время работы над документом в обсуждении приняли участие более 600 человек, треть из которых — представители региональных отделений писательских организаций.
В пояснительной записке также есть список замечаний, в том числе тех, которые были отклонены или приняты. Одно из них — требование о высшем образовании. По мнению председателя «Союза писателей Санкт-Петербурга» Валерия Попова, это условие представляется невыполнимым, в том числе из-за того, что профильный вуз в стране только один — это Литературный институт. Замечание Попова было отклонено. Авторы документа отмечают, что профессиональный стандарт — «лишь ориентир, а не конкретная должностная инструкция». «Профессия писатель, безусловно, творческая, где на первый план выходит талант. Были, есть и будут писатели, чей природный талант становится гарантией большого успеха. Для таких самородков высшее образование как таковое не является определяющим ни с точки зрения их самореализации, ни с точки зрения карьеры», — отмечается в документе.
Источник, близкий к разработчикам проекта, сказал «Медузе», что этот документ, «увы, написанный казенным языком», никак не ограничивает писателей.
«Не догма, но просто условный ориентир. Чтобы человек мог получать социальную поддержку, пенсию и так далее. Если честно, сам не в восторге. Но огромная часть литераторов десятилетиями умоляет добавить „писателя“ в реестр, как есть „художник“ и „артист“. Им тоже нужно высшее образование (но это формально, в реальности все на усмотрение работодателя). Это же касается формально записанных знаний истории или еще фольклора. Никто никого экзаменовать не будет, конечно. Просто так пишутся эти чертовы бумажки», — сказал собеседник «Медузы».
Он пояснил, что создание, например, книги в жанре нонфикшн требует «долгой, сосредоточенной работы над одним проектом». В это входят командировки, встречи, «определенный режим ответственности».
«Почему это не может быть оформлено как постоянная занятость? Будет в трудовой книжке записан писателем. Но, разумеется, ни одно из положений стандарта не является обязательным. Условные рекомендации», — заключил источник.
Идею создания профессионального стандарта прокомментировал в своем телеграм-канале книжный обозреватель журнала «Правила жизни» Максим Мамлыга. Он отметил, что «большая часть книжного мира живет в несколько иной реальности».
«Профстандарт — документ из сферы трудовых отношений, которые закрепляются трудовым договором. Как и, например, квалификационные справочники. Большая часть отношений с авторами регулируется иными гражданско-правовыми договорами — лицензионным, авторского заказа, оказания услуг — но не трудовыми, для которых и нужен профстандарт. Получается, в теории, если напрячь воображение, этот документ может пригодится, если какое-нибудь государственное учреждение или госкомпания решит нанять по трудовому договору писателя. <…> То есть, если кратко, это рекомендательный документ, который теоретически может применяться в очень небольшом количестве случаев, не встречающихся на нашем рынке», — написал Мамлыга.
Он считает, что никакой угрозы этот документ не несет — «только если не введут обязательное лицензирование книгоиздательской деятельности с указанием, что книги могут печатать только писатели, соответствующие квалификационным требованиям». «Но это, как мне кажется, даже в нынешней ситуации маловероятно», — отметил он.
С критикой документа выступил также писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, публично поддерживающий российские власти. По его словам, он с иронией относится к попыткам «регулировки творческой деятельности с помощью бюрократических методов». «Я понимаю, что любому бюрократу и чиновнику очень хочется зарегулировать все и вся. К счастью, такого не бывает. Это понимала даже советская власть, и при том, что именно в Советском Союзе был создан Литературный институт, никаких принципиальных требований к писателям не было», — сказал он в комментарии «Парламентской газете». Он также назвал избыточным требование о наличии высшего образования у писателя.
Обновление. Первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров в своем посте в фейсбуке написал, что автор пояснительной записки — не Сергей Шаргунов, а сотрудники и юристы Минцифры РФ, «в ведении которого с некоторых пор находится отечественная литература». «Для чего вообще все это нужно? Да для того только, чтобы профессия писателя была наконец включена в так называемый Национальный реестр профессиональных стандартов. Это означает, что писатель, как человек неслуживый, как творческий работник, получает право на трудовой стаж, пенсию, гонорары, гранты и тому подобные приветы от государства. В реестре давно есть профессии художника, артиста, музыканта, переводчика, но до сих пор нет писателя, и потому он еще нередко бывает бесправен перед лицом социальных установлений», — отметил Сидоров.