Умерла певица Зуля Камалова Задолго до «Аигел» она показала всему миру, какой может быть современная татарская музыка
Умерла певица Зуля Камалова Задолго до «Аигел» она показала всему миру, какой может быть современная татарская музыка
18 сентября умерла певица Зуля (Зульфия) Камалова. О смерти сообщили в инстаграме ее близкие: «После семи месяцев страданий и надежды наша любимая Зуля скончалась дома. Рядом были дочь Зифа и партнер Эндрю». 8 августа 2024-го, в свой 55-й день рождения, артистка рассказала, что шесть месяцев борется с раком и уже перенесла операцию. Рассказываем, как артистка знакомила мир с татарской культурой и вдохновляла новое поколение татарских музыкантов.
Зуля Камалова родилась в 1969 году в Сарапуле (Удмуртия). В 1991-м, во время учебы на факультете иностранных языков в Пермском университете, она уехала в США по программе студенческого обмена. В Штатах Зуля познакомилась с музыкантом Эндрю Таннером — и вместе с ним переехала на его родину, в Австралию. Там она начала свою музыкальную карьеру — причем сразу стала петь на татарском языке. Камалова — татарка, переосмысление родной культуры — важнейшая часть ее творчества.
В 1990–2000-х татарская эстрада либо следовала местной советской традиции, например Ильхаму Шакирову, либо упрощала музыку и тексты до худших образцов тогдашней российской поп-сцены или шансона, лишь символически добавляя туда баян. Камалова же видела татарскую культуру частью мирового процесса. Поэтому родную этнику Зуля деликатно и в то же время смело соединяла, например, с джазом или фолком других народов. Такой татарский фьюжн был в новинку для самих татар, при этом, будучи музыкально понятным, открывал эту культуру англоязычным слушателям.
Прежде всего здесь стоит вспомнить альбом Зули Камаловой «Alouki» (1999). «Аллюки» — часть междометия «аллюки-баллюки», которым сопровождается татарская колыбельная, как «баю-бай» в русском языке. Пластинка «Alouki» — это в некотором смысле колыбельная, спетая Зулей Татарстану из далекой Австралии. Собственно, «Bishek Jyry» (в переводе с татарского «Колыбельная») там тоже есть. Большинство треков — адаптация татарских народных песен, как, например, «Ai Bolubolum» («Ах, Соловей»), в сопровождении струнных, или «Sahralarda» («Поле»), украшенная встревоженными саксофоном и виолончелью. Главные эмоции альбома — печаль и надежда вернуться домой. Об этом песня «Saginou»: восточному мотиву здесь внезапно начинают аккомпанировать джазовые клавиши.
В альбоме «Elusive» (2002) Камалова продолжила свои эксперименты с world music. Всего же в ее дискографии пять сольных альбомов и еще четыре пластинки, записанные вместе с группой The Children of the Underground. Последний студийный альбом Зули Камаловой «Six Days Loving» вышел в 2019 году.
Под именем Zulya and The Children of the Underground Камалова пела по-английски и по-русски — как, например, в альбоме «The Waltz of Emptiness», где Зуля и ее австралийские коллеги ушли от этники в смелые интерпретации классического джаза и французского шансона. И еще раз напомнили, что все — татары, австралийцы, русские — одинаково хорошо понимают, что такое грусть, покинутость, пустота. Зуля Камалова сочетала непохожие традиции и в то же время искала в музыке нечто объединяющее; эти поиски порой приводили к самым неожиданным результатам. Много ли существует людей, получивших звание артистки года на Australian World Music Awards в 2001-м и (спустя 11 лет) звание заслуженной артистки Татарстана?
Интерес к татарской культуре в России вернулся с новыми поколениями артистов — вспомним инди-фолк-группу Juna, музыканта-многостаночника Митю Бурмистрова в самых разных обличьях (раз, два) или дуэт «Аигел» и их уже легендарный альбом «Пыяла» с одноименным треком, попавшим в саундтрек «Слова пацана» и в топ мирового чарта Shazam. Под музыку Зули Камаловой вряд ли снимут уличную драку для сериала про 1990-е, но именно Камалова вдохновляла молодых музыкантов из Татарстана петь по-татарски, показывая, что татарская культура и язык могут жить вне зависимости от политической воли, трендов и расстояний.
Александр Шакиров