«Хеллбой: Горбун»: вторая попытка перезапустить серию — снова неудачная Харизматичный супергерой отправляется в мир американской готики, но там он совсем не к месту
В прокат вышел кинокомикс Брайана Тейлора «Хеллбой: Горбун». Это уже вторая попытка перезапустить серию фильмов о демоне-супергерое — после фильма 2017 года с Дэвидом Харбором из «Очень странных дел». На этот раз заглавную роль играет малоизвестный актер Джек Кеси, а сюжет разворачивается в сеттинге американской готики. Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему Тейлору не удалось организовать убедительное возвращение Хеллбоя.
Название звучит непонятно для тех, кто не в материале: кто такой «Горбун» — может, сам герой? В оригинале это «Crooked Man», знакомый русскоязычному читателю по английскому детскому стишку в переводе Маршака. Тот самый таинственный «человек скрюченные ножки», существо гораздо более зловещее и необъяснимое, чем какой-нибудь Квазимодо. Именно он играет роль антагониста в новом фильме о приключениях Хеллбоя.
Сложности с неймингом можно понять. Называть свой фильм «Хеллбой-4» Брайан Тейлор постеснялся. Да это и не сиквел, а перезапуск. Когда-то первую и вторую части снял неподражаемый Гильермо дель Торо, а сыгравший там заглавную роль Рон Перлман стал эталонным Хеллбоем.
Ярко-красного демона с атлетическим сложением и непобедимой каменной рукой вызвали из преисподней и планировали приспособить под свои нужды нацисты. Американцы подоспели вовремя: с тех пор Хеллбой служит идеалам добра, а рога подпиливает. Что не мешает ему постоянно сквернословить и драться, на радость зрителей, а также читателей: ведь вообще-то выдумал Хеллбоя автор независимых комиксов Майк Миньола, непревзойденный фантазер и виртуозный рисовальщик.
Замысел третьего «Хеллбоя» дель Торо, сюжетом которого должен был стать Апокалипсис (наш герой — тот самый Зверь), оказался слишком дорогим и масштабным для Голливуда, так что режиссер с Перлманом отступили и занялись другими проектами.
Вместо сиквела на свет спустя десятилетие родилась иная версия «Хеллбоя», на сей раз порученного британцу Нилу Маршаллу, — больше похожая на непристойный рок-концерт хеви-металлической группы, чем на волшебную сказку. Впрочем, главный герой из Дэвида Харбора (шериф из «Очень странных дел») вышел очень выразительным. Это не спасло фильм от провала. Критики картину размазали по асфальту, публика отнеслась к ней без энтузиазма. Так что Хеллбою пришлось родиться заново, и это не четвертый фильм, а как бы снова первый. Вновь неудачный.
Горелку с адским пламенем Брайан Тейлор — когда-то он снял с Марком Невелдайном две отличные серии боевика «Адреналин» и ужасный сиквел «Призрачного гонщика» — решил прикрутить. Фильм и вообще снят в приглушенных темных тонах, которые должны по идее нагонять жуть, но вместо этого убаюкивают.
Действие отнесено в Аппалачи, куда в 1959-м по глупой случайности (сбежал паук-демон, которого они везли в секретную лабораторию для исследований) попадают Хеллбой и Джо, его молодая коллега по Бюро паранормальных исследований и обороны. Быстро потеряв интерес к смертельно опасному — и очень небрежно нарисованному — членистоногому, коллеги увлекаются новым расследованием. В местной деревне что ни житель, то колдун или ведьма. А все потому, что проклятым пространством управляет тот самый Скрюченный Человек, напоминающий то ли лепрекона, то ли Румпельштильцхена, то ли Пуговичного мастера из «Пер Гюнта» — в общем, алчное инфернальное создание из параллельной вселенной, магической власти которого подчинены многие смертные.
Жанр, в котором пытается выступать Тейлор, — американская готика. Парень по имени Том (Джефферсон Уайт) вернулся домой с войны, и его тут же настигли плохие новости: пьяница-отец пропал без вести, мать умерла, бывшая девушка Кора (Ханна Маргетсон) окончательно превратилась в ведьму. А все потому, что Том когда-то увлекся другой блондинкой-ведуньей Эффи (Леа Макнамара), обещав продать за медную монету душу Скрюченному. Спасла его только заветная кошачья косточка — талисман на все случаи. Как только силы тьмы атакуют бедолагу Тома, на его защиту встают опытный оперативник Хеллбой (Джек Кеси из сериала «Штамм») и необстрелянная салага Джо (Аделин Рудольф).
Попытка совместить супергеройский комикс, даже настолько самобытный и специфический, как «Хеллбой», с подлинным хоррором обречена на провал. Мир, в котором разворачиваются приключения хвостатого и рогатого героя, действительно собран, как пазл, из канона ужаса, от По и Лавкрафта (помянутого в фильме всуе) до аллюзий на более современных Кинга и космические хорроры.
Британская традиция обогатила эту энциклопедию жути обертонами старого европейского фольклора, где нашлось место даже артуровской легенде (эта карта, впрочем, была разыграна в предыдущем фильме). Но бессмысленно кошмарить зрителя, как это пытается делать Тейлор, отталкивающим гримом, резкими криками, расфокусированными съемками, копошащимися в кадре опарышами и прочей чепухой. Ведь когда рядом Хеллбой, начисто лишенный чувства страха, это ведьминское варево не испугает даже младенца.
Сам персонаж настолько силен и выразителен, что даже блеклый актер, вроде Кеси, кажется на фоне остальных суперзвездой. Хеллбой — цельная личность, и манипулятивные попытки выбить его из седла детскими травмами (Скрюченный вытаскивает из рукава козырь — погибшую при его рождении мать Хеллбоя, также бывшую ведьмой) ни к чему не приводят. Он верит в мощь своего кулака, его не оставляют оптимизм и чувство юмора. Будучи уроженцем Ада, он, по сути, бессмертен… Ну и чего здесь бояться?
Остается следить за чередой чрезвычайно однообразных аттракционов с заведомо известным исходом — наш черт всем им наваляет. И радоваться тому, что самый харизматичный, наименее противоречивый, не подверженный моде, неизменно инфантильный супергерой снова на экране, пусть и в сомнительном воплощении.
Впрочем, несправедливо утверждать, будто режиссер вовсе ничего не придумал для развлечения обреченных на скуку зрителей. В кульминационной сцене, напоминающей «Вий» (не столько гоголевский, сколько мосфильмовский), Хеллбой и его союзники будут разгонять нечисть священной лопатой со светящимся во тьме крестом. Кажется, такого мы в кино еще не видели.