Перейти к материалам
истории

«Обратно во мрак» — биография Эми Уайнхаус от режиссера «50 оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон Кинокритики и фанаты певицы уничтожили фильм еще до выхода

Источник: Meduza
Dean Rogers / Focus Features

17 мая в мировой прокат выходит фильм «Обратно во мрак» — биография певицы Эми Уайнхаус, погибшей в 2011 году. Картину сняла режиссер проектов «50 оттенков серого» и «Стать Джоном Ленноном» Сэм Тейлор-Джонсон, главную роль исполнила молодая актриса Мариса Абела. Фанаты и журналисты обвинили создателей в эксплуатации смерти Уайнхаус и обелении ее отца Митча. «Медуза» рассказывает о конфликте вокруг байопика певицы.

О чем этот фильм

Начинающая певица Эми Уайнхаус (Мариса Абела) живет с отцом (Эдди Марсан) и бабушкой (Лесли Мэнвилл) в Лондоне. Приятель передает демокассету Эми своему музыкальному менеджеру Нику Шимански (Сэм Бьюкенен). Агент так впечатлен талантом неизвестной певицы, что помогает ей подписать контракт с лейблом Island Records — и выпустить дебютный альбом «Frank». Он становится успешным и превращает Эми Уайнхаус в звезду. 

Певица влюбляется в видеопродюсера Блейка Филдер-Сивила (Джек ОʼКоннелл), после чего в ее жизни появляются алкоголь и наркотики. Она заболевает булимией. Саморазрушение и созависимые отношения с Блейком вдохновляют ее на новые альбомы «Back to Black» и «Rehab» — за них Уайнхаус получает пять премий «Грэмми». В 27 лет она умирает от отравления алкоголем — несмотря на отчаянные попытки ее отца Митча спасти дочь.  

Байопик Эми Уайнхаус называется как ее самый известный альбом — «Back to Black» («Обратно во мрак»), посвященный Филдер-Сивилу. Картину сняла режиссер Сэм Тейлор-Джонсон. 57-летняя постановщица до этого выпустила биографию «Стать Джоном Ленноном» (2009) и «50 оттенков серого» (2015), а также несколько других менее заметных проектов. Из всей фильмографии кинематографистки высокие оценки получил только байопик о лидере The Beatles — на Rotten Tomatoes у него 80% положительных рецензий журналистов и 74% у зрителей. Остальные проекты не набирали больше 27% у критиков и 51% у аудитории. 

Роль Эми Уайнхаус исполнила 27-летняя актриса Мариса Абела, известная в Великобритании по сериалу «Индустрия» (2020) и триллеру «Шпион, которого не было» (2021). В прошлогодней картине Греты Гервиг «Барби» Абела сыграла одну из кукол, живущих в Барбиленде. В фильме «Обратно во мрак» она впервые исполнила главную роль.

Как пишет GQ, в создании фильма участвовал отец певицы — Митч Уайнхаус. За сценарий отвечал Мэтт Гринхал — друг Тейлор-Джонсон, который написал ее успешный проект о Джоне Ленноне.  

Фанаты Эми Уайнхаус уверены, что с помощью фильма ее отец пытается восстановить свою репутацию

В нулевых английские таблоиды регулярно писали о том, как певица употребляла наркотики на вечеринках, дралась с Блейком Филдер-Сивилом, лечилась в клинике или выступала нетрезвой. И до, и после смерти певицы (она умерла в 2011 году) фанаты и журналисты обвиняли СМИ в том, что их повышенный интерес и эксплуатация темы приблизили смерть Уайнхаус.

В 2015-м режиссер Азиф Кападиа выпустил документальный фильм «Эми» о жизни певицы, за который получил премии «Оскар» и BAFTA. Постановщик с согласия родственников изучил семейный архив Уайнхаус, поговорил с сотней ее знакомых и коллег. В своем фильме Кападиа заключает, что исполнительницу эксплуатировали не только таблоиды, но и ее окружение, в том числе отец Митч.

О странных отношениях Эми с отцом рассказывал в интервью и бывший менеджер исполнительницы Ник Шимански. Однажды певица напилась так сильно, что упала и разбила голову. Шимански предложил ей лечь в больницу, но Эми заявила, что решать отцу. Митч не раз конфликтовал с драг-дилерами, которые приходили домой к Эми, и даже дрался с ними, пытаясь позаботиться о ней, но от госпитализации после падения он все равно отказался, вспоминает Шимански. В фильме Кападиа Уайнхаус-старший тоже утверждает, что «в тот момент» его дочери был «не нужен реабилитационный центр». 

Когда певица все же отправилась в рехаб, отец без предупреждения приехал к ней с оператором. Как он объяснил, для съемок документального фильма о том, как живут семьи наркозависимых. В лечебнице Уайнхаус-старший заставил дочь фотографироваться с фанатами против ее воли. По словам очевидцев, Эми говорила в тот момент: «Папа, тебе нужны деньги? Я дам тебе деньги». Документальный фильм Митча до сих пор не вышел. Уайнхаус-старший ни разу не остановил выступление дочери, хотя знал, что она выходит на сцену в состоянии тяжелого алкогольного и наркотического опьянения, говорят ее знакомые.

Мариса Абела в роли Эми Уайнхаус и Джек ОʼКоннелл в роли Блейка Филдер-Сивила в фильме «Обратно во мрак»
Dean Rogers / Focus Features

Меньше чем через год после смерти певицы ее отец выпустил книгу «Эми: моя дочь». Мемуары возглавляли список бестселлеров в Великобритании на протяжении десяти недель. В 2018-м Митч Уайнхаус подписал контракт, позволяющий «отправить» в мировой тур голограмму Эми Уайнхаус. Митч утверждал, что это «шанс показать настоящую Эми» и что его дочь «будет изображена в лучшем виде». Позднее оказалось, что в основу создания голограммы легли движения не певицы, а дублеров, на которых накладывали ее виртуальную маску. Тур отменили по этическим соображениям.

Фильм Азифа Кападиа «Эми» Митч назвал «кошмарным» — по его мнению, «лживая» картина «вводит в заблуждение», а его самого «представляет в наихудшем свете». Тем не менее наследники исполнительницы не подавали исков о защите чести и достоинства к создателям документальной картины, как это часто бывает в таких случаях. 

Фильм называют пародией на байопик. Главную актрису на роль, похоже, утверждал сам Уайнхаус-старший

В 2018-м семья Уайнхаус заключила контракт на производство байопика с компанией StudioCanal. В 2022-м издание Deadline сообщило, что картину снимет Сэм Тейлор-Джонсон по сценарию Мэтта Гринхала. Новости обеспокоили фанатов певицы и журналистов. Они посчитали, что окружение Эми Уайнхаус продолжает эксплуатировать образ певицы даже после ее смерти, а Митч пытается реабилитироваться после документального фильма Кападиа.

Первые кадры со съемок, опубликованные в январе 2023-го, еще больше разозлили аудиторию. На них Мариса Абела в роли Эми в слезах убегает от папарацци — сцену вновь назвали эксплуатацией образа певицы, также в ней увидели попытку манипулировать аудиторией. Твит «чертовски отвратительно» с подборкой этих кадров набрал 32 тысячи лайков. 

Трейлер фильма вышел в феврале 2024-го — и тоже получил в основном негативную реакцию. Самый залайканный комментарий называет картину «драматическим изложением грустной и болезненной» истории Уайнхаус, автор комментария просит «оставить ее в покое». Автор второго по популярности отзыва говорит о том, что документальный фильм «Эми» идеально показал путь певицы, а «пародия никому не нужна».  

Сэм Тейлор-Джонсон начала защищаться: по ее словам, проект «чтит память Эми» и снят «с ее точки зрения». Эксплуатации в фильме нет, уверена постановщица.

Мариса Абела и режиссер Сэм Тейлор-Джонсон на съемках
Dean Rogers / Focus Features

Фанаты в ответ начали обсуждать слухи о самой Тейлор-Джонсон, которую в конце нулевых обвиняли в связи с несовершеннолетним на тот момент актером Аароном Джонсоном. 17-летний артист в 2009 году играл главную роль в картине 42-летней постановщицы «Стать Джоном Ленноном». Через четыре года они поженились и взяли общую фамилию. У них четверо детей.

Создателей «Обратно во мрак» раскритиковали и за кастинг: исполнительница главной роли Мариса Абела действительно не похожа на Эми Уайнхаус. Актрису защитил Митч: «Мариса — отличный выбор на эту роль, даже если она не совсем похожа на Эми. Мариса — это Мариса, Эми — это Эми. Нет ничего страшного в том, что это не зеркальные копии». 

Уайнхаус-старший лично утверждал исполнительницу. Он сразу заявил, что играть ее не будет Леди Гага (многие фанаты видели именно ее в этой роли), потому что «она не говорит на нашем [британском] английском». По мнению Митча, его дочь должна была сыграть «малоизвестная актриса из Лондона, которая говорит на кокни и слегка напоминает Эми». Это укрепило слухи о том, что Уайнхаус контролирует проект.

Критикам фильм тоже не понравился, хотя они хвалят исполнительницу главной роли

Английская премьера «Обратно во мрак» прошла 12 апреля 2024-го. Фильм получил негативные отзывы — всего 38% положительных рецензий на Rotten Tomatoes. Многие обзоры подтверждают опасения фанатов. 

Тейлор-Джонсон изображает Митча как отважного отца, который спасает дочь от наркозависимости и алкоголизма (в документальном фильме Кападиа все было наоборот). В новом фильме окружение Эми Уайнхаус не заинтересовано в ее деньгах, а папарацци — лишь фон, а не причина катастрофы. По версии режиссера, Уайнхаус добровольно начала принимать тяжелые наркотики, без чужого влияния. В реальности Филдер-Сивил признавался, что именно он подсадил бывшую жену. 

Еще один пример: в фильме певица напивается и умирает после того, как узнает о рождении ребенка Филдер-Сивила и его новой девушки. На самом деле перед смертью у Уайнхаус был новый партнер, а дочери Блейка уже исполнилось два месяца.

Журналисты критикуют «Обратно во мрак» и за глупые клише: когда Уайнхаус выпивает, картинка обязательно двоится. Режиссер пытается выжать эмоции из зрителя: в одной сцене Эми, спотыкаясь, бежит с бутылкой в руке под дождем, а за ней гонятся папарацци. Критики называют этот момент безвкусным. 

Focus Features

Избитой выглядит и центральная метафора фильма — птица в клетке, — которая появляется на экране несколько раз. При этом в картине нет ни одной сцены, в которой Эми работала бы в студии (хотя режиссер обещала сконцентрироваться на музыкальном наследии певицы).

Единственный плюс проекта — Мариса Абела, считают профессиональные критики. The Guardian называет ее актерскую игру экстраординарной — Абела самостоятельно исполнила все песни Уайнхаус, попавшие в фильм. Но невысокое качество картины все равно оставляет ощущение, что перед нами пародия, заявляют журналисты.

Тейлор-Джонсон нарушает главное правило биографического фильма — она сознательно искажает факты, хотя жизнь певицы подробно задокументирована. Многие фанаты певицы до сих пор переживают утрату — и в этом контексте выход неудачного байопика выглядит особенно неуместно. Тейлор-Джонсон и Митч Уайнхаус просто вновь попытались заработать, заключает издание Independent:

Учитывая хищную жадность, с которой ее [Уайнхаус] использовали при жизни, сложно придумать искреннюю причину создания этого фильма.

Вспоминаем музыкальное наследие Эми

40 лет назад родилась Эми Уайнхаус Вот как она стала поп-звездой, исполняя мрачные песни в джазовой манере. И ориентиром для Адель, Фрэнка Оушена и других

Вспоминаем музыкальное наследие Эми

40 лет назад родилась Эми Уайнхаус Вот как она стала поп-звездой, исполняя мрачные песни в джазовой манере. И ориентиром для Адель, Фрэнка Оушена и других

Александр Тремасов