Перейти к материалам
истории

Дев Патель выпустил свой режиссерский дебют «Манкимэн». Работа мечты превратилась в катастрофу На площадке умер осветитель, сам актер сломал руку, и Netflix в итоге отказался от проекта. Картину спас Джордан Пил

Источник: Meduza
Universal Pictures

11 апреля в России вышел режиссерский дебют Дева Пателя «Манкимэн». Актер задумал этот проект еще 12 лет назад, съемки начались в 2020-м — но из-за пандемии они сразу не заладились. Массовки не было (ее изображали гримеры и костюмеры), на реквизите пришлось экономить, сам Патель, сыгравший главную роль в своем фильме, сломал руку, но продолжил сниматься в боевых сценах. Когда фильм все же сняли, Netflix, купивший права, отказался его показывать. В итоге картину поддержал и выпустил в прокат режиссер Джордан Пил. «Медуза» рассказывает непростую историю создания «Манкимэна».

Герой по кличке Парень (Kid, Дев Патель) работает в самых неприглядных заведениях индийского мегаполиса Ятана. В закрытом клубе, где богатым клиентам предлагают наркотики и девушек, он официант. А на второй работе, в подпольном боевом клубе без правил, — подставной мальчик для битья. На каждый поединок Парень выходит в маске обезьяны. 

В детстве мать героя рассказала ему легенду о Ханумане — боге-обезьяне, который спасает людей от бедствий и злых духов. Вскоре ее убили на глазах у сына — и теперь Парень выслеживает начальника полиции Ятаны (Сикандар Кхер), который виновен в ее смерти.

«Манкимэн» — режиссерский дебют британца индийского происхождения Дева Пателя. Актер прославился благодаря фильму Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» (2008) и сериалу «Молокососы» (2007) Брайана Элсли и Джейми Бриттана. С тех пор, по словам Пателя, за ним закрепилось амплуа комедийного напарника главного героя — или хорошего парня-индийца на втором плане. Более интересные роли Пателю предлагали в основном только режиссеры независимого кино (не считая Нила Бломкампа, снявшего «Робота по имени Чаппи»): в 2016-м он сыграл в картине Гарта Дэвиса «Лев», а в 2021-м — в «Легенде о Зеленом рыцаре» Дэвида Лоури.

Одна из самых ярких ролей Пателя до «Манкимэна»

«Легенда о Зеленом Рыцаре» — любители средневекового первоисточника, скорее всего, будут в бешенстве Американский режиссер рассказывает европейскую историю о племяннике короля Артура

Одна из самых ярких ролей Пателя до «Манкимэна»

«Легенда о Зеленом Рыцаре» — любители средневекового первоисточника, скорее всего, будут в бешенстве Американский режиссер рассказывает европейскую историю о племяннике короля Артура

При этом Патель всегда был фанатом боевиков — и мечтал сыграть кого-нибудь вроде Джона Уика, но такие проекты актеру не предлагали. В то же время он хотел сам снять фильм — «для себя 14-летнего». С детства он знал легенду о Ханумане — боге-обезьяне из древнеиндийского эпоса «Рамаяна», а в начале 2010-х придумал, как объединить этот популярный фольклорный сюжет с жанром боевика. Так появилась идея «Манкимэна» — не только развлекательного экшена со множеством трюков, но авторского комментария к современным индийским проблемам, имеющим древние корни.

Universal Pictures

Патель написал сценарий вместе с Джоном Колли (автор фильма «Отель Мумбаи: Противостояние», 2018) и индийским постановщиком Полом Ангунавелой. Несколько лет актер безуспешно предлагал проект студиям, в конце 2010-х сценарий заинтересовал калифорнийцев из Thunder Road Films. Режиссеру-дебютанту, несмотря на его актерскую известность, выделили предельно скромный бюджет — всего девять миллионов долларов. Съемки должны были стартовать в Индии в 2020 году, но началась пандемия.

Производственный ад

«Фильм фактически умер», — писал Патель на Reddit, общаясь с фанатами. Из-за ковида проект остался без оператора и художника-постановщика, отказавшихся от съемок. За несколько недель до их начала Пателю пришлось «умолять» менеджера по финансам не закрывать проект. Съемки перенесли из Индии на остров Батам — одну из главных киноплощадок Индонезии. Команда из 500 человек поселилась в пустом отеле — по сути, это был «ковидный пузырь», с людьми извне, пока шло производство, они не общались. В итоге ушедших членов команды заменили — так оператором «Манкимэна» стал Шэрон Мейр, снявший «Одержимость» Дэмиена Шазелла.

На Reddit Патель рассказал, что из-за ковидных ограничений не мог нанять массовку — так в кадре оказался «каждый портной, осветитель и бухгалтер» из съемочной группы. Не было возможности и менять аппаратуру, когда она ломалась: «Мы буквально снимали на мой мобильник и GoPro. А когда сломался операторский кран, мы привязали камеру к веревке: она раскачивалась над толпой людей, потом операторы отсоединяли ее [у земли] и бежали через толпу, не переставая снимать», — делился Патель. 

Кроме ковида работу ограничивал небольшой бюджет картины — приходилось экономить на всем (по словам Пателя, один из продюсеров оплачивал покупки для съемок личной кредиткой). Например, на одноразовом реквизите — в частности, на хрупких столиках, на которые герои эффектно падали во время драк. После каждого трюка вся команда, включая режиссера, собирала осколки, чтобы склеить их и сделать следующий дубль.

За две недели до начала съемок Патель во время тренировок сломал палец на ноге. Затем — в первый день съемок экшен-сцен — актер и режиссер сломал кисть руки, треснула одна из костей. Вместе с продюсерами они решили не говорить об этом команде. «Вылечу я — фильму точно конец», — объяснил свое решение актер. К вечеру его рука «стала похожа на слоновью ногу». Пателю организовали перелет на бизнес-джете, чтобы минимизировать контакты с другими людьми, из Батама до столицы Индонезии Джакарты. В больнице, чтобы скрепить кость, врачи вставили в нее штифт и попросили не напрягать кисть — иначе кость могла разрушиться. Сразу же после возвращения в Батам Патель поехал на площадку — и выполнил трюк, во время которого он падал из окна. Рука больше не пострадала и благополучно зажила.

Universal Pictures

Наконец, во время работы над боевиком умер один из членов команды — гаффер, имя которого не называется. Патель рассказал, что ему стало плохо на площадке: у него был сердечный приступ, после которого он умер. Подробности происшествия команда фильма не раскрывает.

Съемки «Манкимэна» продлились 64 дня — и завершились в начале 2021 года. Через два месяца Netflix объявил о том, что купил проект за 30 миллионов долларов и собирается выпустить его в 2022-м. Но сделка сорвалась.

Борьба за индийский рынок

Большинство кинокритиков называют «Манкимэна» «Джоном Уиком в Индии». Сравнение вполне справедливое, с учетом того, что за производство фильма отвечала студия Thunder Road Films, снявшая все серии «Джона Уика». Одна из продюсеров «Манкимэна» Эрика Ли также работала над серией боевиков с Киану Ривзом.

За постановку трюков отвечали специалисты, связанные с компанией 87eleven — студией Дэвида Литча и Чада Стахелски, создателей «Уика» и большинства лучших боевиков последних лет («Взрывная блондинка», «Дэдпул», «Быстрее пули» и фильм «Никто» Ильи Найшуллера).

«Медуза» рассказывала историю литча и стахелски

В России вышел новый «Джон Уик». Его создатели Чад Стахелски и Дэвид Литч — бывшие каскадеры Рассказываем, как они выросли из дублеров Киану Ривза и Брэда Питта в лучших режиссеров боевиков

«Медуза» рассказывала историю литча и стахелски

В России вышел новый «Джон Уик». Его создатели Чад Стахелски и Дэвид Литч — бывшие каскадеры Рассказываем, как они выросли из дублеров Киану Ривза и Брэда Питта в лучших режиссеров боевиков

Постановщик трюков «Манкимэна» Браим Чаб снимался в четвертом «Джоне Уике», а также «дрался» с Джеки Чаном в «Иностранце» Мартина Кэмпбелла. Каскадер Вут Кулават, участвовавший в фильме Пателя, работал над «Кейт» Седрика Николя-Трояна — еще одним проектом 87eleven. Координатор трюков Удех Нанс пришел из индонезийского боевика «Рейд» Гарета Эванса — именно на этот проект Стахелски и Литч равнялись при создании «Джона Уика». При участии всех этих специалистов «Манкимэн» стал еще одним эталонным современным боевиком — в нем много жестоких и реалистичных драк со сложной хореографией, снятых длинными планами.

При этом Патель попытался сделать сюжет глубже, чем в обычном боевике. «Я не хочу быть Джеймсом Бондом — я хочу быть Манкимэном. Я хочу создавать собственные истории и свежий мир. Я хочу расширить горизонт, чтобы актерам не приходилось бороться за одинаковые роли», — объяснил Патель в интервью «Би-би-си». Режиссер снял не просто экшен о мести, а социальный боевик: в своей картине он прямо критикует политический режим Индии и осуждает индийское правительство, которое отчасти придерживается крайне правой идеологии хиндутвы. В образе центрального злодея фильма легко узнаются черты главного министра штата Уттар-Прадеш Йоги Адитьянатха, который придерживается идей хиндутвы.

Такой подход едва не похоронил уже готовый проект: Netflix решил не выпускать его из-за явного политического подтекста. The Wrap пишет, что Netlix не сразу увидел в этом проблему. Стриминг, утверждает издание, долгое время не может закрепиться на индийском рынке — и уже три года проигрывает там Amazon. Только с января по октябрь 2023-го доля спроса на Netflix относительно других платформ в Индии упала с 41 до 30%. Руководство компании не стало рисковать — и выпускать фильм, опасаясь агрессии со стороны индийских националистов. Летом 2023 года проект Пателя решили продать.

Фильм выпустил в прокат Джордан Пил. И собрал 10 миллионов за первые выходные только в США

После отказа Netflix продюсеры «Манкимэна» решили отправить картину на фестивали, чтобы найти потенциальных прокатчиков. За несколько недель до премьеры в Торонто фильм увидел продюсер, сценарист и режиссер Джордан Пил — создатель хоррора «Прочь», который принес ему «Оскар» в 2018-м. Картина Пателя ему понравилась.

«Я сразу понял, что это [современная] классика. Меня поразило, насколько этот фильм кинематографически богат. Я смотрел его один, но представлял реакцию аудитории [в кинотеатре]. Сразу понял, что его надо показывать на большом экране», — объяснил Пил.

Universal Pictures

Он тут же позвонил Пателю и попросил рассказать все о проекте. Режиссер «Манкимэна» говорил три часа — после он назвал эту беседу «сеансом терапии». В результате Пил и студия Universal выкупили права у Netflix — и выпустили боевик в мировой прокат (11 апреля он вышел и в российских кинотеатрах).

В первый уик-энд «Манкимэн» только в США собрал 10 миллионов долларов — и полностью окупил производство фильма. В Индии фильм еще не вышел: премьера запланирована на 19 апреля. Но перед этим его оценят власти — как пишет Bollywood Hungama, прокат «Манкимэна» могут разрешить только после внесения купюр.

Картину также показали на кинофестивале South by Southwest в Остине. После премьеры Дева Пателя встретили стоячими овациями, он заплакал. Джордан Пил заявил, что очень рад за фанатов жанра:

«Дев вложил сердце и душу в этот фильм, который действительно поражает. Эта история неудачника настолько заряжена, что вы услышите реакцию аудитории еще на входе в кинотеатр. Завидую киноманам».

Рецензия Антона Долина на «Манкимэна»

«Манкимэн» — изобретательный фильм об участнике боев без правил в маске обезьяны. Он должен проигрывать в договорных матчах (но мечтает отомстить) Режиссерский дебют Дева Пателя

Рецензия Антона Долина на «Манкимэна»

«Манкимэн» — изобретательный фильм об участнике боев без правил в маске обезьяны. Он должен проигрывать в договорных матчах (но мечтает отомстить) Режиссерский дебют Дева Пателя

Александр Тремасов