Перейти к материалам
истории

Вышла игра «Смута» — российский ответ «Ведьмаку», созданный на деньги ИРИ Геймеров ждут кривые бои с поляками, невнятный сюжет и много (очень много!) ходьбы. А что-то хорошее-то есть?

Источник: Meduza
Cyberia Nova

В продажу поступила «Смута» — приключенческая игра от российских разработчиков, основанная на историческом романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Создатели так неохотно раскрывали важные подробности, что некоторые геймеры до последнего сомневались в существовании проекта. И в чем-то они оказались правы. «Медуза» поиграла в «Смуту» несколько часов и рассказывает о впечатлениях от игры, а также о том, что о ней пишут другие журналисты и геймеры.

«Смута» — дебютный проект студии Cyberia Nova, основанной в Новосибирске в 2015 году. Игру профинансировал Институт развития интернета (ИРИ), который выделяет деньги на «патриотический» контент. Сообщалось, что на «Смуту» организация выделила два гранта общей суммой примерно в 500 миллионов рублей. Однако источник «Ведомостей» на рынке видеоигр в феврале прошлого года утверждал, что суммарный объем инвестиций может быть вдвое больше.

Действие «Смуты» разворачивается, как несложно догадаться, в Смутное время, в 1612 году. По сюжету главный герой, боярин Юрий Милославский отправляется в Нижний Новгород, чтобы присоединиться к народному ополчению Минина и Пожарского. Как подсказывает сама игра, Милославскому суждено стать ключевым участником грядущих исторических событий. Разработчики обещают, что его ждут определенные нравственные выборы, но сюжет развивается неторопливо, и в первые часы ничего подобного заметить не удалось.

На сайте создателей игры указано, что до того, как приступить к «Смуте», команда несколько лет занималась производством игровых прототипов и делала графику на аутсорсе для других компаний. И это заметно — графику, пожалуй, можно назвать одним из немногих достоинств «Смуты». Здесь заметна вдумчивая работа арт-директора. Локации созданы с любовью и вниманием к деталям. Пейзажи живописны. Вот только все это неживое. Не покидает ощущение, что попал в музей, где можно смотреть на экспонаты, но трогать их ни в коем случае нельзя.

С простыми жителями городов нельзя поговорить, если это не предусмотрено текущим заданием. Их даже нельзя толкнуть — герой просто упирается в них, как в стену. В документе от 2020 года, который описывает «Смуту», отмечается, что в качестве референсов разработчики использовали третью часть «Ведьмака» и серию Assassinʼs Creed. Но даже в первой части Assassinʼs Creed, вышедшей больше 16 лет назад, можно было взаимодействовать с толпой. А здесь и люди, и предметы обстановки — просто декорации.

Cyberia Nova
Cyberia Nova

До выхода «Смуты» разработчики крайне неохотно делились подробностями, которые интересовали игроков, и практически не показывали игровой процесс. Дошло до того, что с 1 февраля в социальных сетях проекта запретили задавать вопрос «где геймплей?», и после релиза стало понятно почему. Игрового процесса здесь не так много. Главный герой Юрий Милославский бегает по локациям от одного маркера задания к другому, разговаривает с другими персонажами и выполняет примитивные поручения, которые, как правило, заключаются в том, что нужно поговорить с кем-то еще или сразиться с противниками.

Заняться чем-то кроме беготни в первые часы игры так и не получилось: ни внятных побочных заданий, ни загадок или головоломок, ни мини-игр. Только маловразумительные и бесконечные (складывается ощущение, что студия отчитывается перед ИРИ количеством знаков в текстах) диалоги, которые, ко всему прочему, еще и плохо озвучены — актеры не угадывают с интонациями и переигрывают. Анимация сюжетных сцен тоже не на высоте: в диалогах нам попеременно показывают крупным планом говорящих персонажей, которые невпопад шевелят губами и делают случайные жесты, иногда совсем не соответствующие разговору.

Боевая система при этом действительно напоминает ту, что была в «Ведьмаке» — только не в третьей части, а в самой первой, вышедшей в 2007-м. Юрий может использовать несколько видов оружия, у него есть возможность провести быструю и легкую или медленную, но мощную атаку, пнуть противника (если попадет), выстрелить в него из пистолета, поставить блок и пару раз увернуться. Но даже если зафиксироваться на цели при помощи отдельной кнопки, герой все равно большую часть времени будет махать саблей в пустоту. Как и его оппонент.

Понять по анимации, пройдет ли атака или нет, практически невозможно. В результате большую часть времени приходится просто держаться в стороне от группы врагов, выманивать их по одному и закликивать мышкой до победного конца. В игре также есть возможность прокачки персонажа, но оценить ее эффективность по первым часам не удалось.

Пару раз игра предложила задания, связанные со скрытным прохождением. И это очень странное развлечение. Два прохождения одной и той же миссии привели к совершенно разным результатам. В первый раз противники моментально разглядели Юрия в кустах с большого расстояния и подняли тревогу. Во время второго прохождения они не замечали героя, даже когда тот находился на открытой местности буквально в нескольких метрах от них.

Cyberia Nova
Скрытное убийство противника неожиданно привело к тому, что он буквально «выпрыгнул» из своей одежды, да так и застыл. Разработчики обещают, что поправят основные баги в ближайшее время.
Cyberia Nova
Любая игра становится лучше, если добавить в нее кота. Жаль, что погладить его нельзя.
Cyberia Nova

Сложно назвать «Смуту» плохой или хорошей игрой. Она скорее никакая. Ее как будто создавали по чек-листу, просто добавляя те элементы, которые есть в похожих проектах от западных разработчиков, не особенно задумываясь о том, как это все будет работать и главное — насколько интересно в это играть. Не покидает ощущение, что в недавней получасовой демо-версии артхаусной игры INDIKA больше осмысленности, чем в многомиллионном блокбастере от Cyberia Nova.

Разработчики обещают поддерживать проект длительное время и улучшать его, но есть вещи, которые не исправить патчами. «Смуте» не хватает геймдизайнера, толкового режиссера для сюжетных сцен и диалогов, живого мира. Смысла, в конце концов. В какой-то момент во время прохождения игрок обязательно начнет задумываться, а что его, собственно, удерживает здесь. И скорее всего он не найдет ответа на этот вопрос.

Обзоры в СМИ: «„Смута“ не получилась. Вообще»

Журналисты нескольких российских СМИ пишут, что пресс-версию «Смуты» им дали за один-два дня до релиза. За это время они не успели пройти игру до конца, поэтому пока ограничиваются только первыми впечатлениями по итогам примерно полутора десятков часов. И они в целом схожи: у «Смуты» неплохая визуальная часть, местами интересные идеи, но множество странных, халтурных или не работающих элементов.

Трейлер игры «Смута»
WARGM Play

«Держать интригу нет никакого смысла — „Смута“ не получилась. Вообще. И, учитывая весь путь игры к релизу, сложно удивляться подобному исходу», — пишет Михаил Шевкун в своем тексте для сайта Championat.com. По его словам, проект не может достойно раскрыть даже свои сильные стороны, например интересный сеттинг. Все самое любопытное проходит где-то на фоне, пока главный герой занимается мелкими поручениями.

Автор критикует «Смуту» за невнятные и утомляющие диалоги, примитивную боевую систему, общую затянутость и полностью неработающие сегменты, в которых от игрока требуется скрытное прохождение. «Геймплейных механик тут буквально четыре: ходьба (80% времени), диалоги (10%), сражения (7%) и стелс (3%). Никакой глубины ни в одной из них нет», — добавляет он. Единственное, что удостоилось похвалы, это графика и дизайн локаций.

Автор Cybersport.ru Сергей Сергиенко отмечает, что задания в игре однообразные, а локации, несмотря на свою красоту, пустые и неинтересные. «В итоге мир в целом есть, но для чего его изучать, решительно непонятно», — резюмирует он. Сергиенко добавляет, что сражения ощущаются лучше, чем выглядят, но в целом «Смута» оставляет смешанные впечатления и больше похожа на проект из раннего доступа.

Обозреватель GoHa.Ru по итогам 12 часов, проведенных в игре, жалуется на то, что в игре плохо реализованы хитбоксы. «Если говорить проще, тот вы будете регулярно сталкиваться с ситуациями, когда очевидно прошедшая по врагу атака просто не учитывается системой!» — отмечается в тексте. Также критике подверглись безжизненные интонации главных героев. «Скажу прямо: игру надо переозвучивать почти полностью. Я готов биться об заклад, что дубляжем игры занимались сами разработчики, записывая голоса не профессиональных актеров, а своих же работников», — пишет автор.

Cyberia Nova

Михаил Шевкун отмечает, что не будет ставить оценку игре, потому что не видит смысла проходить ее до конца: «Создается впечатление, что ничего нового за последующие 10-20 часов она предложить не сможет». По итогам первых 10-15 часов он оценивает ее в два балла из десяти.

В соцсетях делятся странностями из игры. И пишут, что она «не заслуживает даже харчка в свою сторону»

На момент написания текста пользователи оставили больше 600 отзывов на «Смуту» на ее странице в VK Play. Из них почти половина — нейтральные или негативные. Издание 3DNews пишет, что как минимум несколько пользователей поставили игре максимальную оценку авансом. Критика в целом совпадает с мнением журналистов — игра пустая и однообразная, сюжет невнятный, боевая система плохая, оптимизация отсутствует.

Хотя игру нельзя однозначно назвать пропагандистским проектом по первым часам — в том числе из-за медленного развития сюжета — в ней иногда мелькают моменты, которые в 2024-м можно считать неоднозначно. Например, призыв «заложить жен и детей наших», чтобы профинансировать войско:

Или сцену, в которой главный герой провоцирует немецкого наемника «шутками» про маскулинность женщин и женоподобность мужчин:

В соцсетях пишут, что «Смута» не стоит ни минуты времени игрока, и критикуют людей, сравнивающих ее с популярными европейскими ролевыми играми — «Готикой» и Kingdom Come: Deliverance. И тоже вспоминают INDIKA, которая не получила столько же внимания, сколько поддержанный ИРИ проект.

Но есть одно отличие: в INDIKA нет такого зажигательного танца:

Игра «Смута» доступна на PC эксклюзивно в сервисе цифровой дистрибуции VK Play. Релиз проекта на других платформах и консолях не планируется.

О настоящей истории России и ее соседей слушайте в подкасте «Прошедшее время»

Зачем Владимир крестил Русь? Что это поменяло в жизни людей X века? А что — в истории России, Украины и Беларуси?
00:0037:50

Михаил Герасимов