Перейти к материалам
истории

Биография Валерия Леонтьева удивительна. В ней были не только «Дельтаплан» и «Казанова», но и тяжелая работа на Севере и концерты в Афганистане Недавно он заявил, что завершает музыкальную карьеру. Вот какой она была

Источник: Meduza
истории

Биография Валерия Леонтьева удивительна. В ней были не только «Дельтаплан» и «Казанова», но и тяжелая работа на Севере и концерты в Афганистане Недавно он заявил, что завершает музыкальную карьеру. Вот какой она была

Источник: Meduza

Концертный директор Валерия Леонтьева объявил, что певец уходит со сцены. Это произошло 19 марта — в день 75-летия музыканта. Звезда советской и российской эстрады, народный артист России редко появляется на публике и делает публичные заявления. Ничего он не говорил и по поводу событий последних двух лет в России — тем не менее новость об уходе выглядит вполне красноречиво (впервые за 40 лет Леонтьев не даст концерт в Санкт-Петербурге в честь своего дня рождения). По просьбе «Медузы» музыкальный критик Денис Бояринов рассказывает, какой была карьера неостановимого Леонтьева, который учил своих слушателей танцевать, любить и самовыражаться.

Мемуары, которых не будет

Если Валерий Яковлевич Леонтьев когда-нибудь напишет книгу воспоминаний, то это будет весьма захватывающее чтение.

Он мог бы рассказать в ней о суровых детских играх в краю вечной мерзлоты — Валера родился в семье ветеринара-зоотехника, лечившего оленей, в деревне Усть-Уса на берегу реки Печоры, недалеко от Воркуты. «Отец шел за оленями, а мы с матерью шли за ним», — так афористично певец описывал свое детство. Он мог бы вспомнить о том, как пил на празднике оленеводов парящую на морозе оленью кровь и ему очень не понравилось. Написать о том, как сменил с десяток тяжелых профессий, прежде чем нашел свое призвание и стал артистом: таскал вагонетки с кирпичным сырцом, разносил почту во вьюгу и метель, был подмастерьем у каменщиков и лежал в лужах солидола под машинами льнопрядильной фабрики.

Валерий Леонтьев с родителями
Wikimedia Commons

Он мог бы напомнить о том, как, став сперва певцом в самодеятельности и постепенно дойдя до солиста в провинциальном ансамбле «Эхо», на протяжении нескольких лет объезжал все деревни, села и колхозы республики Коми, а затем побывал на Колыме, на строительстве Байкало-Амурской магистрали, на Саяно-Шушенской ГЭС и дальше по Восточной Сибири. Прежде чем дойти до стадионов и дворцов спорта, Леонтьев выступал в сельских клубах, в заброшенных церквях, в местечковых домах культуры и в чистом поле на дощатом настиле.

В одной из таких гастрольных поездок он вместе с группой чуть не замерз насмерть в автобусе, сломавшемся на лютой стуже посреди северного бездорожья, но люди все же оказались живучее хомячков, которых возила с собой одна его коллега, — хомячки в той поездке погибли. 

Валерий Леонтьев, середина 60-х

Отдельная глава в мемуарах должна быть посвящена конкурсу «Крымские зори — 1979», с которого началась всесоюзная карьера Леонтьева. Он приехал туда никому неизвестным певцом от Горьковской (Нижегородской) филармонии, а уехал с первой премией, открывшей ему путь на большие площадки и фирму грамзаписи «Мелодия». Эта награда соединилась для него с горем и жертвой — накануне финального тура умер его отец. Леонтьев, не веривший в хороший результат, собирался все бросить и уехать на похороны, но все же остался: вышел на сцену, исполнил сложнейшую балладу «Памяти гитариста» и стал победителем.

После этого он, уже в статусе звезды, вдоль и поперек объездил СССР — от Находки до Калининграда; побывал во многих странах мира — от Индии и Австралии до США. Пел в 1985-м перед советскими солдатами в Афганистане и видел цинковые гробы, которые отправлялись обратным рейсом, а на следующий год давал концерты для ликвидаторов аварии в Чернобыле, находясь в нескольких километрах от эпицентра взрыва.

В своей книге Валерий Леонтьев мог бы рассказать немало историй, которые развенчали бы его стереотипический образ, сложившийся в последние десятилетия — эксцентричного ветерана эстрады с причудливым вкусом, необузданного поклонника леопардовых принтов и маек в сеточку, героя вульгарных мемов. Но, похоже, Леонтьев не напишет мемуары: Валерий Яковлевич не жалует воспоминания — он всегда предпочитал двигаться вперед.

Леонтьев в Афгане

Танцы

Валерия Леонтьева полюбили в СССР за неостановимое движение. Он, кочевник по рождению, заразил энергией и драйвом поп-музыку страны, в которой артистам долгое время вполне официально предписывалось стоять столбом.

В середине 1980-х певец объяснил советскому слушателю в хитовой песне, чем вредна гиподинамия, но лекарство от нее предложил еще раньше — в своем первом появлении на новогоднем «Голубом огоньке», которое произошло в 1979-м, он познакомил страну, по инерции продолжавшую строить коммунизм, со словами «дискотека» и «диджей». Эту песню, к сожалению, вырезали из эфира — говорят, тогдашний всемогущий начальник Гостелерадио Сергей Лапин, увидев съемку, скривился и приказал «убрать этого вертлявого».

Валерий Леонтьев — «Кружатся диски»
Valery Leontiev Channel

На рубеже 1970 и 1980-х Валерия Леонтьева запрещали в эфирах и отменяли концерты, но он продолжал петь и танцевать.

Ситуацию исправила первая премия международного фестиваля «Золотой Орфей — 1980», которую артист получил в Болгарии. Фирма «Мелодия» оперативно издала песню «Танцевальный час на солнце», которая в исполнении Леонтьева восхитила жюри фестиваля. «И спиральный, и турбулентный» голос певца выделывал акробатические трюки, жонглируя сложной строфой Семена Кирсанова и не сбиваясь с затейливого ритма, заданного Давидом Тухмановым. На обложке пластинки имя певца крупно написано по-английски: Valery Leontiev. Сам он, не по-советски одетый и подпоясанный, залихватски заложив руку за голову, «летит куда-то протуберанцем» — летит в ту же сторону, что и безумно популярная тогда в Союзе группа Boney M на альбоме Nightflight to Venus.

По фактуре внешности и голоса Валерию Леонтьеву больше всех в Советском Союзе подходила музыка диско. В его исполнении оно смотрелось максимально органично. Первый виниловый гигант певца, альбом «Муза» (1982), почти весь движется в диско-ритме — даже в патриотической «Ненаглядной стороне» и цыганском романсе «Там, в сентябре» пульсирует танцевальный грув.

Альбом стартует с «Полета на дельтаплане», ставшего образцовым советским диско-хитом. Гуттаперчевый голос певца почти с места взмывает ввысь. «Полет на дельтаплане» получился практически случайно: редактор радио Джульетта Максимова уговорила Леонтьева записать песню на музыку Эдуарда Артемьева из фильма «Родня» — в нем юная героиня защищалась от семейных драм, слушая по кругу песню Boney M Sunny. Легкое крыло артемьевского «Дельтаплана», разогнанного голосом Леонтьева, так же как и Sunny, до сих пор уносит людей с танцпола куда-то наверх.

Забавно, что на долгое время Леонтьев забыл про существование «Дельтаплана» и не исполнял песню на концертах. Он вспомнил о ней только в 2000-х, когда узнал, что на композицию делают ремиксы диджеи и она живет собственной клубной жизнью.

Валерий Леонтьев — «Полет на дельтаплане»
Музыка на советском телевидении

После «Музы» в дискографии у Валерия Леонтьева было много разных танцев: канканы, танго, твисты, рок-н-роллы, буги-вуги, сальсы, вальсы и даже ска — танцы одиночные, парные и коллективные, спортивные и приватные. «Все бегут, бегут, бегут», — пел Леонтьев в одном из знаковых советских хитов и сам бежал быстрее всех. Бежал до конца: последний сингл, выпущенный им до объявления о прекращения карьеры, называется «Аэроплан» — и представляет собой попытку записать диско-хит в XXI веке.

Чувства

Леонтьев пел не только песни о танцах и для танцев. В его огромном портфолио достаточно и романтических баллад, и трагических драм. В начале карьеры вместе с дискотечными «Кружатся диски» и «Кто виноват» он виртуозно исполнял студийные опыты Давида Тухманова в арт-роке — «Памяти гитариста» и «Памяти поэта», сочиненные на стихи Рождественского и Вознесенского.

Видевший его в 1981-м на фестивале в Ереване американский журналист из журнала Time назвал Леонтьева «танцующим рокером», сравнив с Миком Джаггером и Михаилом Барышниковым. В 1984-м певец выступал с концертной программой «Бегу по жизни»: ей дала название сюрреалистическая песня о марафонце, пробежавшем мимо своей любви и своего звездного часа, — это был практически хард-рок, с которым в СССР тогда боролись.

Еще до перестройки он осмелился взять в репертуар песню на стихи Николая Гумилева, которого тогда не публиковали, а в конце 1980-х пел социально-критические песни: отчаянный «Афганский ветер» Игоря Николаева и едкие «Забинтованные лбы» Игоря Талькова, которые могли бы срезонировать и в нынешнем российском обществе. Тогда же он солировал в рок-опере «Джордано», сочиненной композитором Лорой Квинт, где одновременно играл три главные роли — Джордано Бруно, Шута и Сатаны. В 2014-м Леонтьев триумфально выступил на фестивале «Кубана», гармонично вписавшись в лайнап между Korn, Bastille и Scooter.

Valery Leontiev Channel

Но при всем богатстве возможностей и универсальности дарования Леонтьев был милее публике за мускусную силу голоса и мускульный рельеф.

В восьмидесятых аудитория полюбила с иголки одетого Леонтьева (он начинал с того, что ездил на гастроли со швейной машинкой — и шил себе и ансамблю костюмы), певца-атлета, первым среди мужчин осмелившегося проявлять свою сексуальность. И публика ни за что не хотела расставаться с этим образом. В 1990-х и нулевых суперпрофессионал Валерий Леонтьев, называвший себя «животным для сцены», окончательно превратился в альфа-певца, поп-Казанову, привозившего в каждый уголок необъятной и неуютной страны эффектный шоу-балет и одурманивающую атмосферу сексуального раскрепощения.

В одном интервью Валерий Яковлевич вспоминал, как во время гастролей по Индии в 1989-м получил приглашение в общину Ошо в Пуне: его лично представили индийскому гуру, который даровал ему магический кристалл. Леонтьев прожил в ашраме несколько дней и принял участие в ритуальной предзакатной дискотеке, где, танцуя до упада, последователи Ошо «высвобождали дух и энергию». Чем-то концептуально похожим для российского зрителя — сеансами освобождения тела, а вслед за ним и разума — становились карнавальные шоу Леонтьева, с которыми он выступал не только в городах-миллионниках, но и в областных и районных центрах, причем в ущерб своему благосостоянию.

Валерий Леонтьев — «Доплыву до Индии»
Valery Leontiev Channel

Несмотря на провокационные сценические образы — прозрачные майки, кожаную сетку и латексные шорты, — Валерий Леонтьев никогда не был замечен в скандалах, которые неизменно сопровождали его коллег и конкурентов. За всю его карьеру, кажется, не было случая, чтобы он «вошел не в ту дверь» — на светских мероприятиях он почти не появлялся и тщательно охранял свое частное пространство от посягательств извне.

О личной жизни артиста мало что известно, кроме того, что он верный семьянин и с сыктывкарских времен женат на бывшей бас-гитаристке ансамбля «Эхо» Людмиле Исакович. Его, конечно, окружали сплетни, но на протяжении более полувека славы и популярности Валерий Леонтьев остается загадкой для тех, кто не вхож в его близкий круг.

Страна

Любой артист — заложник своей публики. Однако в середине 1990-х Леонтьев чуть не убежал от своих поклонников, как в песне «Бегу по жизни», и до сих пор вспоминает это с тревогой. Под руководством своенравного визионера, композитора и продюсера Юрия Чернавского он записал на американских студиях два альбома — «По дороге в Голливуд» (1996) и «Санта-Барбара» (1998). Они звучали на несколько уровней сложнее и качественнее тогдашнего российского поп-продукта. Убежденный западник, Чернавский примерил на голос Леонтьева некоторые тренды той поры — от романтического хард-рока до экстатического евродэнса.

Российская публика не приняла эксперимент, несмотря на шоу со сложной сценографией, спецэффектами и неизменным кордебалетом, которое Леонтьев катал по стране. Приходя на концерты, люди хотели услышать знакомые с советских времен хиты, но встречались с напористой, эстетически сложной и непривычной для них музыкой, доходившей до рейва в духе берлинского прайда. Впоследствии в интервью «Коммерсанту» Валерий Леонтьев рассказывал, что его изводило вежливое непонимание зала, который ждал «Светофора» и «Дельтаплана»:

Я сломался. Я перестал возить эту программу и сделал более удобоваримый микс из старого и нового. Хочется за свою работу получать аплодисменты, и я стал их получать. Мне стало легче жить.

Валерий Леонтьев — «Человек дождя»
izyumkka

В этом же интервью 2014 года Валерий Леонтьев сделал несколько печальных заключений о состоянии российской поп-культуры и общества, которые справедливы и сейчас — петь нечего и, в общем-то, не для кого:

Сейчас, наверное, не стоит углубляться в историю и выяснять, почему мы такие, а не какие-то другие. Когда тщательным образом из сознания вытравливались интересные гармонии, когда с детства людям прививались только самые тривиальные мелодические линии, как можно было прийти к разнообразию жанров и исполнителей? Это все результат нашего исторического развития. Социального и, как следствие, музыкального.

Со времени этого разговора прошло десять лет. Ситуация, кажется, только ухудшилась: свободы и разнообразия в российской поп-культуре и обществе стало еще меньше. Отечественная история завершила тур, обнулив многие достижения постсоветской эпохи — Россия вернулась во времена, во многом похожие на те, когда Валерий Леонтьев прорывался к зрителю.

Отчизна втихую ведет войну, в дома приходят похоронки и, как при Брежневе и Сергее Лапине, выступления поп-артистов вырезают из «Голубых огоньков» за якобы неподобающее поведение. Отгороженная от остального мира новым железным занавесом, Россия грозит из-за него ядерным оружием — вряд ли это может быть по душе певцу, который всю жизнь упорно занимался саморазвитием, чтобы вытащить себя из сугробов вечной мерзлоты и объездить огромный мир, увидев его красоту.

Поэтому заявление Валерия Леонтьева, сделанное в канун его 75-летия, — он не появится больше на сцене и уйдет на покой без прощальных гастролей и без концерта на день рождения в Санкт-Петербурге (традиция, которой он был верен почти 40 лет) — выглядит символическим жестом. Избегающий журналистов, Леонтьев в последние годы хранил молчание, однако его отказ от действий во времена, когда артисты на камеру проявляют патриотизм и благонадежность, вполне красноречив.

«Жанр, на который я положил полвека, не терпит дряхлости», — так объяснил певец свои мотивы в недавнем интервью газете «Московский комсомолец». Эта фраза созвучна той, которой первый президент РФ Борис Ельцин попрощался с россиянами в 1999-м: «Я ухожу, я сделал все, что мог».

Молчание хранят не все

«Я постараюсь дожить до победы света над тьмой, победы добра над злом, победы правды над клеветой» Алла Пугачева опубликовала первый пост после своего визита в РФ

Молчание хранят не все

«Я постараюсь дожить до победы света над тьмой, победы добра над злом, победы правды над клеветой» Алла Пугачева опубликовала первый пост после своего визита в РФ

Денис Бояринов