«Крокус» был главным эстрадным залом Москвы. Другого такого в городе нет Рассказываем, почему артистам — и Кобзону, и «Би-2», и даже Элтону Джону — было так важно «собрать „Крокус“»
Несколько террористов 22 марта открыли огонь по посетителям и охранникам «Крокус Сити Холла». Это один из крупнейших терактов в истории современной России. К 27 марта число жертв увеличилось до 140 человек. Напавшие также подожгли здание, пожар полностью уничтожил концертный зал и другие помещения. Для российской музыкальной индустрии площадка была уникальным местом — самым удобным и вместительным сидячим залом, который мог трансформироваться в пространство с танцпартером. Концерты в нем давали не только главные звезды российской эстрады, но и мировые знаменитости — от Элтона Джона до Дуа Липы. По просьбе «Медузы» музыкальный критик Денис Бояринов рассказывает об этой площадке.
«Крокус Сити Холл» открылся 25 октября 2009 года концертом, посвященным Муслиму Магомаеву. В этот вечер в свежепостроенном зале песни из репертуара великого советского певца исполняли (в порядке появления на сцене) оперные звезды Маквала Касрашвили и Паата Бурчуладзе, Николай Басков и Дима Билан, Лариса Долина и Филипп Киркоров, Валерия и Тамара Гвердцители, Лев Лещенко и Иосиф Кобзон.
По словам источника «Медузы», который был на том концерте, незадолго до начала торжественного события, когда в фойе уже собиралась публика, по какой-то случайности в зале сработала противопожарная система и на сцену, готовую к выступлениям артистов, вылилось немалое количество воды. Концерт пришлось задержать, сцену сушить и заново приводить в порядок оборудование и декорации. Зрители не заметили накладки, хотя не все следы сбоя удалось устранить. Как вспоминает собеседник «Медузы», ставший свидетелем этой сцены, пока Иосиф Кобзон исполнял «Надежду», ему на макушку упало несколько капель воды из системы пожаротушения, от неожиданности певец поднял взгляд наверх, но не прекратил петь и голос его не дрогнул.
Важнейшее символическое значение «Крокус Сити Холл» имел в первую очередь в глазах его владельцев — семьи Агаларовых. Для предпринимателя Араза Агаларова и его сына Эмина, запустившего, помимо бизнеса, успешную поп-карьеру, концертный зал в Красногорске был чем-то большим, чем просто коммерческий проект; он был их любимым детищем. Не случайно он получил имя друга семьи Муслима Магомаева — предполагалось, что легендарный певец откроет концертный зал для публики, перерезав красную ленточку, но он ушел из жизни в 2008-м и не увидел завершения строительства.
Бизнес-проекты Агаларовых ориентированы на состоятельную аудиторию, поэтому «Крокус Сити Холл» замысливался как нечто среднее между шикарными залами при лас-вегасских казино и Государственным Кремлевским дворцом. Агаларовы придирчиво выбирали архитектурный проект и не пожалели денег на строительство. По оценкам «Ведомостей», возведение «Крокус Сити Холла» обошлось в семьдесят миллионов долларов. Из них миллион ушел только на многотонную акустическую систему Meyer Sound, озвучивавшую амфитеатр на 7200 мест.
Главным отличием «Крокус Сити Холла» от аналогичных проектов стало то, что он был придуман и сделан как современный концертный зал, а не превратился в него в результате перестройки бывшего индустриального помещения или спортивной площадки, как это принято в России. «Крокус», как называли его в народе, устраивал промоутеров, артистов и зрителей. Несмотря на расположение на границе столицы и области, до него было несложно добраться — и на автомобиле, и на метро: от станции «Мякинино», частично построенной на деньги Crocus Group, к залу вел крытый переход — удобно даже зимой.
Прямо на сцену «Крокуса» можно было закатить фуру с оборудованием и построить там декорацию любой сложности. Вместительное пространство для публики легко трансформировалось, превращаясь в площадку с танцпартером почти на десять тысяч человек или камерный зал с бархатными креслами — для российской концертной индустрии 2010-х это было новшество.
«Крокус» стал самой крупной и самой современной концертной площадкой в Москве с полностью сидячим залом. По размерам он превзошел даже Государственный Кремлевский дворец с шестью тысячами мест, который строился, впрочем, не для концертов, а для съездов КПСС. До пандемии и войны в «Крокус Сити Холле» побывали с концертами многие мировые звезды — от Эрика Клэптона и Элтона Джона до Ланы Дель Рей и Дуа Липы. В 2013-м в зале прошел международный конкурс красоты «Мисс Вселенная 2013», где участвовали 80 претенденток из разных стран мира, а в жюри сидели фронтмен Aerosmith Стивен Тайлер и будущий президент США Дональд Трамп.
Но поистине незаменимым зал стал для известных российских артистов, ориентированных на взрослую и состоятельную публику: для большинства из них концерт перед сидячим залом — единственно возможный формат выступления. За почти 15 лет существования «Крокуса» на площадке выступил весь российский поп-нобилитет. Некоторые из артистов не только давали там концерты, но и записывали их и выпускали концертными альбомами — среди них, конечно, сам Эмин Агаларов, а также Баста, Григорий Лепс и Михаил Шуфутинский. Выступали в «Крокусе» и рок-звезды — «Машина времени», Борис Гребенщиков, ДДТ, «Мумий Тролль», Земфира, «Би-2», Гарик Сукачев, «Ночные снайперы», «Чайф» и Вячеслав Бутусов. Благодаря вместительной и удобной сцене зал полюбили артисты, выступающие с симфоническими оркестрами или театрализованными концертами вроде рок-мюзикла «Тодд».
Выражение «собрал „Крокус“» стало маркером популярности артиста, высоким профессиональным стандартом. Оно же давало возможность для пиар-уловки, которой нередко пользовались: солдауты в зале-трансформере могли быть разными, не всегда концерт предполагал 7200 проданных билетов, но любой аншлаг подавался как достижение.
С момента открытия «Крокус Сити Холл» не переставал работать — за исключением пандемических 2020-го и 2021-го. Зал принимал порядка трехсот событий в год, бронь под мероприятия расписывали на год вперед, аренда стоила 1–2 миллиона рублей. Однако, по мнению большинства экспертов из индустрии, несмотря на востребованность, «Крокус» оставался для Агаларовых не коммерческим, а меценатским проектом — их визитной карточкой. Содержание, обслуживание и модернизация площадки требовали постоянных и значительных финансовых вложений — например, к 15-летию «Крокуса» в 2024 году в нем собирались обновлять акустические системы.
За все эти годы равноценной альтернативы «Крокусу» в Москве так и не появилось. Сопоставимые с ним по размерам концертные площадки отмечены значительными недостатками: Государственный Кремлевский дворец архаичен и неприступен, «Live Арена» в Сколково далеко расположена и логистически неудобна, малая арена стадиона «Динамо» — спортивная площадка с пластиковыми сиденьями — тоже не сравнима по атмосфере с люксовым залом с бархатными кулисами. О звуке и акустике здесь даже не стоит говорить.
Возникший как частная инициатива, открытый, полупрозрачный, доступный и удобный «Крокус Сити Холл» — примета России 2000-х. Эпохи, в которую появился этот зал — и которая, увы, навсегда ушла.