Перейти к материалам
истории

Умер Юрий Соломин. Он играл главную роль в «Адъютанте его превосходительства» и больше 30 лет руководил Малым театром — самым традиционным в стране Антон Долин вспоминает артиста, который влюблял публику в чекистов и сам оставался верен власти

Источник: Meduza
Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

В Москве 11 января умер худрук Малого театра, советский актер Юрий Соломин. Ему было 88 лет. С начала ноября он лежал в больнице после инсульта, а 9 января вернулся домой. Соломин был большим артистом, воплотившим на экране харизматичного чекиста Павла Кольцова, такого же яркого советского персонажа, как Штирлиц. На протяжении 36 лет Соломин руководил самым традиционным театром страны, на сцене которого играл с конца 1950-х. А еще он, подобно своим многочисленным киногероям-комитетчикам, всегда поддерживал власть — с начала 1990-х, когда он даже успел побыть министром культуры, вплоть до наших дней, когда Россия развязала полномасштабную войну с Украиной. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, каким мы запомним Юрия Соломина.

Заслуженный и народный артист СССР, РСФСР и РФ — никто не усомнился бы в праве Юрия Мефодьевича Соломина носить эти (и любые другие) звания. Он был одновременно любимцем публики и фаворитом властей. Звездой популярного кино и незыблемой глыбой самого традиционного из существующих театров — Малого. С равной легкостью брался за схематичные роли картинных героев или злодеев и исполнял сложнейшие задачи на сцене, воплощая образы из хрестоматийной классической драматургии. Хотя для большинства все равно оставался аристократичным чекистом Павлом Кольцовым из «Адъютанта его превосходительства»; благодаря его харизме и мастерству, персонаж и фильм немногим уступали Штирлицу и «Семнадцати мгновениям весны».

В кино, где он работал с 1960 года, Соломин стал живым воплощением сразу нескольких сугубо советских жанров. В апологетической дилогии Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери» (1965–1966) проникновенно сыграл младшего брата Ильича — Дмитрия Ульянова. В «Сильных духом» (1967) впервые прикоснулся к жанру героического триллера о подвигах чекистов — вероятно, своему любимому: и прославленный «Адъютант его превосходительства» (1969), и остросюжетный «Квартет Гварнери» (1978), и по-своему легендарный «ТАСС уполномочен заявить» (1984) о борьбе советских спецслужбистов с американскими, и даже треш-боевик «Непобедимый» (2008) вписываются в эту линию. В эпической и заурядной эпопее «Блокада» (1974–1977) Соломин вписал свое имя в историю кинематографического официоза о Второй мировой. В драматичном «И был вечер, и было утро…» (1971) и монументальном «Хождении по мукам» (1977) поучаствовал в романтизации Гражданской войны.   

Соломин снимался у выдающихся режиссеров. Он сыграл небольшую роль в «Красной палатке» (1969) Михаила Калатозова. У многих отпечатался в памяти трогательный трактирщик Эмиль из «Обыкновенного чуда» (1978) Марка Захарова. Играл Соломин (совсем неожиданно) и в загадочной, почти никем не виденной «Анне Карамазофф» (1991) Рустама Хамдамова. Но наивысшая его заслуга в кино — главная роль в оскароносном «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы. Великий японец ничего не знал об артисте, но посмотрел «Адъютанта его превосходительства» и был покорен — по крайней мере, так гласит легенда. В сложной и по-своему новаторской картине Куросавы герой Соломина оказывается на передовой в противостоянии цивилизации и природы — можно сказать, олицетворяет человечество. 

Театральная биография Соломина — это история удивительного постоянства. Еще школьником в родной Чите он увидел документальный фильм о юбилее Малого театра, и у него появилась мечта — поступить в Щепкинское училище. Там Соломин и начал учиться в 1953-м, оказавшись в классе Веры Пашенной. С 1957 года и до вчерашнего дня Соломин работал в Малом театре, став воплощением не только этой исторической сцены и ее классического репертуара, но и театрального традиционализма как такового. Здесь он играл не пламенных чекистов или коварных белогвардейцев, а героев Гоголя, Островского, Толстого, Чехова. Публика в Соломина была неизменно влюблена. Его манера, начисто лишенная эффектности и эксцентричности, внушала доверие, завораживала спокойная и уверенная естественность в любой роли, даже в проходном спектакле. 

Мне довелось видеть Соломина на сцене дважды. Впервые подростком я оказался на «Сирано де Бержераке» с ним в заглавной роли, и, при всей скучной доскональности режиссерского решения Рачьи Капланяна, Соломин был превосходным Сирано — бесстрашным, чутким, благородным. Много лет спустя я повел сына-подростка на «Горе от ума» в отличной постановке Сергея Женовача — там Соломин играл Фамусова. Канонический мракобес-консерватор из школьной программы вдруг предстал живым, трогательным, одиноким, не понятым собственной дочерью. Зал сочувствовал ему чуть ли не больше, чем Чацкому. Харизма актера работала безотказно. Голос Соломина звучал тише, чем у остальных исполнителей, и весь зал замирал, чтобы услышать каждую его реплику.   

Влюблять аудиторию в представителей власти, к которой Соломин всегда был близок, актер умел не только своими сценическими и экранными образами. Недолгое время, в переходных для страны 1990–1991 годах, он был министром культуры РСФСР. В переломном 2012-м стал доверенным лицом Путина на президентских выборах. В 2014-м публично поддержал аннексию Крыма. А в 2022-м — уже полномасштабную войну России и Украины.

Кого еще недавно потерял мир кино

Умер Отар Иоселиани Антон Долин вспоминает, как кинорежиссер иронично и без пафоса воспевал тех, кто упрямо сражается за право быть человеком

Кого еще недавно потерял мир кино

Умер Отар Иоселиани Антон Долин вспоминает, как кинорежиссер иронично и без пафоса воспевал тех, кто упрямо сражается за право быть человеком

Антон Долин