Машу Гессен все-таки наградили премией имени Ханны Арендт. Сначала ее отказались вручать из-за эссе, в котором журналист сравнивает жизнь палестинцев в секторе Газа с гетто в нацистской Германии
Германский Фонд имени Генриха Бёлля, который занимается политическим просвещением в целях продвижения демократии, 13 декабря принял решение не участвовать в награждении Маши Гессен премией Ханны Арендт. Международное жюри, присудившее премию в августе 2023 года, называло Гессен «аналитиком упадка и надежды» и отмечало, что в своих работах журналист затрагивает темы борьбы за власть, тоталитаризма, гражданского неповиновения и любви к свободе. Вручение премии должно было состояться 15 декабря, однако 9 декабря журнал The New Yorker опубликовал эссе Гессен «В тени холокоста. Как политика памяти в Европе затмевает то, что мы видим сегодня в Израиле и Газе», вызвавшее волну критики.
О чем говорится в эссе Гессен
В своем эссе для The New Yorker Гессен рассказывает о формировании политики памяти в Израиле, Германии и Польше после холокоста и государственном регулировании общественного отношения к антисемитизму, критикует подход Германии к осмыслению и сохранению памяти о холокосте, описывает, как власти Польши намеренно преуменьшают роль поляков в убийствах евреев, а также осуждает союз Израиля и европейских крайне правых.
Критикуя формальное трактование термина «антисемитизм» в Европе, которое включает в себя не только идею о ненависти к евреям, но и любое высказывание против Государства Израиль, Гессен рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются живущие в Германии люди (в том числе евреи и израильтяне), оппозиционно настроенные к действиям Израиля в XX веке и сейчас.
Гессен пишет о работе Управления уполномоченного федерального правительства по делам еврейской жизни в Германии и борьбе с антисемитизмом. Среди его сотрудников — комиссары, некоторые из которых работают в прокуратуре или полицейских участках. Гессен полагает, что едва ли многие из этих комиссаров имеют еврейское происхождение, при этом многие из тех, кого они обвиняют в антисемитизме, — евреи. В эссе также перечисляются ситуации, когда общественные деятели и интеллектуалы, выступавшие против политики Израиля, подвергались критике и дискриминации со стороны властей ФРГ из-за своей позиции.
Это продолжилось и после того, как Израиль начал военную операцию в секторе Газа после атаки ХАМАС 7 октября, говорится в эссе. Рассуждая о жизни палестинцев в Газе, Гессен спорит с определением «тюрьма под открытым небом», которое дал сектору бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Журналист приходит к выводу, что положение палестинцев было бы правильнее описать «не как еврейское гетто в Венеции или гетто в центре города в Америке, а как еврейское гетто в восточноевропейской стране, оккупированной нацистской Германией»:
Нацисты утверждали, что гетто были необходимы для защиты неевреев от болезней, распространяемых евреями. Израиль утверждает, что изоляция сектора Газа, как и стена на Западном берегу, необходима для защиты израильтян от террористических атак, совершаемых палестинцами. Заявление нацистов не имело под собой никаких реальных оснований, в то время как утверждение Израиля основано на реальных и неоднократных актах насилия. Это существенные различия. Тем не менее оба утверждения предполагают, что оккупационная власть может решить изолировать, разорить — а теперь и подвергнуть смертельной опасности — все население во имя защиты своего собственного.
Анализируя конфликт Израиля и ХАМАС, Гессен описывает логику Биньямина Нетаниягу. С точки зрения журналиста, премьер-министр Израиля пропагандирует идею о том, что «евреи занимают особое место в истории и имеют исключительное право на роль жертвы». «Борьба за законное требование стать жертвой» между израильтянами и палестинцами, с точки зрения журналиста, «продолжается вечно»:
Точно так же, как большая часть претензий Израиля на безнаказанность заключается в вечном статусе евреев как жертвы, многие критики страны пытались оправдать террористический акт ХАМАС как предсказуемый ответ на притеснения палестинцев Израилем. И наоборот, в глазах сторонников Израиля палестинцы в Газе не могут быть жертвами, потому что ХАМАС первым напал на Израиль.
Проводя параллели между холокостом и израильской военной операцией в секторе Газа, Гессен отмечает: «Если я заявлю об этом публично в Германии, у меня могут возникнуть проблемы».
В эссе Гессен также высказывается об отношениях Украины и Израиля и безуспешных попытках Владимира Зеленского сблизиться с правительством Биньямина Нетаниягу, чтобы получить военную помощь. Журналист отмечает, что украинский президент настаивает на «неразрывной исторической связи между евреями и украинцами», а в официальном украинском нарративе о Второй мировой войне, как и в Польше, существует представление о том, что жители повсеместно спасали евреев от холокоста (это представление Гессен называет ложным).
Текст завершается рассуждением о том, что российский режим успешно использует почитание в Украине Степана Бандеры, который боролся с советской властью. Аргумент, что украинцы чтят память националиста (в тексте Гессен называет его «убежденным фашистом, идеологом, который хотел построить тоталитарный режим»), помогает Владимиру Путину укрепить пропагандистскую идею о том, что в этой стране широко распространены идеи нацизма, говорится в эссе. «Людям очень трудно осознать, что кто-то мог быть врагом вашего врага, но при этом не быть силой добра», — заключает Гессен.
Что произошло после того, как The New Yorker опубликовал эссе Гессен
Премия Ханны Арендт за политическую мысль — общественная премия, которую вручают людям, «чья работа и труды способствуют общественной политической мысли и действиям в традициях Ханны Арендт», немецко-американского философа еврейского происхождения и одной из основательниц теории тоталитаризма.
На сайте премии подчеркивается, что ее лауреатами становятся люди, готовые взять на себя «общественный риск» и сообщить об изменениях в мире. Премия была учреждена в 1994 году, среди ее соорганизаторов — Фонд имени Генриха Бёлля и сенат города Бремен: именно они выделяют лауреатам 10 тысяч евро в качестве награды.
После того как The New Yorker опубликовал эссе Гессен, бременский филиал Германо-израильского общества (DIG) отказался участвовать в церемонии награждения и потребовал приостановить его, поскольку вручение премии Гессен «противоречит необходимым решительным действиям против растущего уровня антисемитизма», говорилось в открытом письме. В обществе также добавили, что заявления, сделанные Гессен в эссе, находятся в «явном противоречии» с идеями Ханны Арендт.
После этого Фонд Бёлля по согласованию с сенатом Бремена (он отказался предоставить для проведения церемонии здание ратуши) заявил о своем отказе награждать Гессен. В качестве причины, которой фонд обосновал свое решение, указано несогласие с цитатой из эссе, в которой сектор Газа сравнивается с еврейскими гетто.
Позже Фонд Бёлля заявил в соцсети X (ранее — твиттер), что мероприятие с участием Маши Гессен все же состоится, но в формате, который позволит «вести детальный диалог, поскольку такой диалог сегодня важнее, чем когда-либо прежде»:
Мы хотим ясно дать понять, что этот отказ (имеется в виду решение фонда не участвовать в награждении, — прим. «Медузы») никоим образом не означает, что мы дистанцируемся от Гессен, или что мы хотим лишить Гессен награды, или что мы больше не ценим работы Гессен.
На вопрос в треде к посту, получит ли Гессен премию, представители фонда ответили: «Да».
Организаторы премии имени Арендт также выступили с заявлением. Они назвали примечательной ситуацию, в которой «публичные дебаты о понимании и оценке террористических атак ХАМАС на Израиль и израильских бомбардировках сектора Газа блокируются бойкотом политического мыслителя»:
«Премия Ханны Арендт за политическую мысль» выступает за открытую культуру дебатов, за разрешение и продолжение разговора о противоречиях, за неприятные идеи, новые способы понимания и умело проведенные публичные дискуссии.
«У меня было подозрение, что такое [санкции со стороны немецких организаций] может произойти, — приводит издание DOXA комментарий Маши Гессен. — В некотором смысле можно считать мое эссе экспериментом». В эссе для The New Yorker, вызвавшем критику, журналист также отмечает, что уже не в первый раз получает обвинения в антисемитизме.
Соня Зекри из газеты Süddeutsche Zeitung попросила Гессен прокомментировать обвинения в том, что в эссе была приведена некорректная цитата польского историка Яна Гросса. В тексте The New Yorker ошибочно утверждалось, что во время Второй мировой войны «поляки убили больше польских евреев, чем немцы» (позже ошибка была исправлена, сейчас в тексте написано, что «поляки убили больше польских евреев, чем немцев»). По словам Гессен, эта ошибка возникла в процессе редактирования. Также Зекри спросила, смогла бы сама Ханна Арендт получить премию в нынешних обстоятельствах. «Самый простой вопрос. Нет», — приводит издание ответ Гессен.
Комментируя деятельность «Движения за бойкот Израиля», которое упоминается в эссе, Гессен поясняет, что хотя говорить о личной поддержке «однозначно нельзя», но объявление ненасильственного движения вне закона можно расценивать как атаку на свободу слова.
16 декабря на закрытой церемонии, на которой присутствовали 50 зрителей, организаторы премии имени Ханны Арендт все же наградили Машу Гессен. Мероприятие охраняли четверо полицейских, сообщает издание Zeit Online.
Из-за своей позиции за прошедшие дни Фонд Бёлля получил как обвинения в отмене еврейских интеллектуалов, критикующих действия Израиля, так и требования лишить Гессен премии. В ответ в фонде решили провести 18 декабря дебаты с участием Гессен, во время которых планируется обсудить критику эссе The New Yorker, а также роль и ответственность СМИ и фондов в формировании культуры памяти. В них также примут участие председатели Фонда Генриха Бёлля Имме Шольц и Ян Филипп Альбрехт. Модератором выступит исполнительный директор немецко-израильского фонда «Форум будущего» Тамара Ор.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!