Перейти к материалам
истории

«Предложи ему еще пару театров — он согласится» Эксперты — о смене руководства Большого театра. После отставки Владимира Урина его возглавил Валерий Гергиев, который уже руководит Мариинкой

Источник: Meduza
истории

«Предложи ему еще пару театров — он согласится» Эксперты — о смене руководства Большого театра. После отставки Владимира Урина его возглавил Валерий Гергиев, который уже руководит Мариинкой

Источник: Meduza
Опера «Лоэнгрин» в Большом театре
Опера «Лоэнгрин» в Большом театре
Дамир Юсупов / Большой театр

1 декабря дирижер Валерий Гергиев стал генеральным директором Большого театра. Он сменил Владимира Урина, находившегося на этом посту последние 10 лет. Сообщения о том, что Урин в ближайшее время уйдет с должности, появились осенью 2023-го; 30 ноября он попрощался с коллективом театра. После начала полномасштабного вторжения Урин подписал письмо российских деятелей культуры с призывом остановить войну. Валерий Гергиев уже и так занимает влиятельную должность: он художественный руководитель Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 2012 и 2018 годах Гергиев был официальным доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах. Он публично поддержал аннексию Крыма и отправку российских войск в Украину. По просьбе «Медузы» смену директора Большого театра прокомментировали трое экспертов из индустрии — все они обладают высоким авторитетом, но не называют имен из соображений безопасности.

Театральный продюсер 

Оперный театр в России, в отличие от других сегментов культуры, последние 30 лет был частью мирового рынка. Поэтому пандемия, а потом 2022 год ударили по нему невероятным образом: многие театры оказались наполовину парализованы, потому что одной ногой стояли в России, а другой — на Западе. Это в первую очередь касается Большого театра, больше остальных интегрированного в мировой музыкальный рынок: все его лучшие проекты последних 10–15 лет — это либо копродукции, созданные с зарубежными театрами-партнерами, либо спектакли, арендованные на Западе. Символично, что последний спектакль, который Большой театр выпустил перед началом войны, — «Лоэнгрин», совместная постановка с нью-йоркской Метрополитен-оперой.

Самый богатый театр России, в котором понятия «бюджет» не существует в принципе и любая идея художника может быть реализована, если только это не противоречит законам физики, Большой крайне эффективно оперировал большими деньгами, международными связями, своим именем и государственным ресурсом. Но давайте попробуем вспомнить, когда внутри Большого в последние годы рождались значимые художественные идеи — не импортированные, но спродюсированные самим театром? В этом смысле после начала войны Большой оказался уязвимее других оперных домов: просидев на игле импорта 10 лет, его руководство не сумело сориентироваться в ситуации вынужденного импортозамещения. 

За редким исключением постановки, выпущенные Большим после 24 февраля 2022 года, были художественно уязвимыми. Они не только не соответствовали [уровню] предыдущего двадцатилетия театра, но и на российском конкурентном поле смотрелись не слишком выигрышно. Если вы посмотрите шорт-лист последней «Золотой маски», то увидите там один спектакль Большого театра: в предыдущие годы у них номинировались по три-четыре постановки. Это был какой-то утешительный [жест] со стороны «Золотой маски», потому что национальная театральная премия совсем без Большого театра не может обойтись. 

Трейлер оперы «Луиза Миллер»
Bolshoi Theatre

И тут мы переходим к сравнению Большого с Мариинским театром. Ситуация парадоксальна: Мариинка обладает едва ли не лучшим в стране оркестром, выдающейся балетной труппой, прекрасными солистами оперы — но как театр она перестала существовать еще в начале 2010-х. Обладая художественными ресурсами, не сопоставимыми с Большим, Мариинка умудрилась не произвести за последние 10 лет ни одного спектакля, который прозвучал бы не то что в мировом, но даже в отечественном контексте. Проще говоря, роскошный гигантский корабль Мариинского театра стоит на мели — как административной, так и художественной.

Дьявол кроется в деталях: если бы Гергиев был назначен художественным руководителем Большого театра — это один разговор, но он приходит на Театральную площадь именно как директор. А любой человек, который имел дело с Мариинским театром, подтвердит: менеджерская модель, которую выстроил Гергиев — волюнтаристская, хаотичная, лишенная какой-либо логики, — это ад. Из главного музыкального театра страны в 1990-е и 2000-е Мариинка превратилась в повод для анекдотов. В этом театре, как известно, режиссеру или дирижеру могут предложить сделать спектакль за месяц до премьеры — [притом что] в среднем производство больших оперных проектов занимает от трех до четырех лет, а если это крупные копродукции с западными театрами — пять лет. Естественно, что никто из не то что крупных художников, но просто из людей, которые профессионально относятся к [своей работе], на это не подпишется. Поэтому в прославленном Мариинском театре с гениальным оркестром и гениальными солистами работают режиссеры и художники категории не A, B и C, а D, E и F, которые соглашаются играть по этим унизительным правилам. 

Нужно учитывать и то обстоятельство, что Петербург живет по совершенно другим правилам, чем Москва. В Москве все-таки существует рынок театральных профессий, на котором есть некая ротация людей. В Мариинке к сотрудникам относятся как к работникам крепостного театра, что частично компенсируется достаточно высокими зарплатами. В Большом ситуация отличается довольно сильно — и вполне можно спрогнозировать, что [из Большого] просто побегут: люди наслышаны о том, как работают в Мариинском, и они совершенно не хотят быть рабами. 

К руководству Большого театра и к политике Урина в последние полтора года могло быть огромное количество вопросов, и, может быть, туда и должен был прийти какой-то эффективный менеджер, но это явно не про руководство Мариинского театра. 

Разговоры о смене генерального директора Большого театра ведутся с 2020 года. Возня вокруг такого уровня кресел ведется постоянно — Цискаридзе и Кехман мечтают воцариться в Большом еще с 2010-х. Конкретные телодвижения начались после президентских выборов 2020 года: тогда, например, впервые начала обсуждаться кандидатура [сотрудника администрации президента] Сергея Новикова как возможного директора или художественного руководителя. Ходили слухи, что его должность в администрации президента должна была быть упразднена, а он должен был уходить в Большой театр.

Но нужно понимать, что сознание людей наверху устроено парадоксальным образом. Они понимают, что руководителем Большого должен быть художник, и в этом смысле фигура Гергиева напрашивалась сама собой. Каким он является управленцем — дело десятое. Важно, чтобы внешне картинка смотрелась красиво. Тем более что Гергиев — человек, близкий к элитам: Ролдугину, Путину и так далее. Это имеет значение. 

Я прекрасно понимаю логику: кто еще у нас может возглавить этот непростой актив? Гергиев — выдающийся музыкант, и, если не задаваться вопросами качества и эффективности его работы как руководителя Мариинки, он действительно фигура номер один на опустевшем после 24 февраля небосклоне. А кто еще? [Владимира] Юровского нет, [Теодор] Курентзис — фигура слишком эксцентричная для Большого театра. Альтернатив особенно-то и нет.

Владимир Путин, Пласидо Доминго, Валерий Гергиев, Сергей Иванов и Анна Нетребко на открытии Новой сцены Мариинского театра. 2 мая 2013 года, Санкт-Петербург
Саша Мордовец / Getty Images

Урин — человек, верой и правдой служивший делу и профессии. Как бы либеральная общественность [ни была убеждена в том, что] в 2017-м это он запретил премьеру балета «Нуреев», на самом деле это не так. Его роль в защите Кирилла Серебренникова и [попытки] каким-то образом повлиять на ситуацию с его судилищем были очень значительными. К сожалению, у Урина сформировался образ душителя свобод, который нисколько не соответствует действительности: это человек, который пользуется непререкаемым авторитетом в театральной сфере. И в нынешних сложных обстоятельствах, когда замараться очень легко, вряд ли он согласится на какой бы то ни было значимый пост.

Думаю, он, безусловно, выдохнул [после отставки], потому что невозможно сложить из букв Ж, О, П и А слово «вечность». Большой театр — это три сцены, комбинат, который должен производить по 10–12 новых спектаклей в год. Выпускать такой объем продукции при нынешнем кадровом голоде и делать это качественно нереально. Тем более что это не могут быть экспериментальные [проекты]: ты все время должен думать, что твой кабинет смотрит на Кремль. Это вопрос не самоцензуры, а реалий, в которых мы находимся. 

То, что сейчас происходит с Большим театром, резюмируется простой формулой: «Пропал калабуховский дом». Невозможно человека, у которого не очень хорошее здоровье, вылечить, перенеся ему зараженную кровь из практически мертвого организма.

Что сделал Владимир Урин на посту директора Большого

Владимир Урин больше не директор Большого Под его руководством театр сотрудничал с Метрополитен-оперой и приглашал работать Серебренникова. А потом началась война

Что сделал Владимир Урин на посту директора Большого

Владимир Урин больше не директор Большого Под его руководством театр сотрудничал с Метрополитен-оперой и приглашал работать Серебренникова. А потом началась война

Театральный критик

Перемены в Большом театре начали происходить еще 10 лет назад: сам Урин, который пришел на смену Анатолию Иксанову, — это уже была перемена. При Анатолии Иксанове происходило обновление всего театра, он вывел Большой на позицию одного из самых интересных участников мирового музыкального процесса. И когда его сняли и пришел Урин, стало понятно, что художественная политика театра будет значительно менее цельной и прогрессивной, что Урину придется столкнуться с уже тогда ясно ощущаемыми запросами на традиционность, на изоляционистскую политику. Он этому отчасти противостоял: лавировал между разными тенденциями и группами интересов и, в общем, продолжал держать лицо Большого театра как мирового.

[У Большого театра при Урине] были важные копродукции. Частично состоялась копродукция с Английской национальной оперой — это была опера Бенджамина Бриттена «Билли Бадд» в постановке Дэвида Олдена, была «Роделинда» Генделя в постановке Ричарда Джонса. Была «Альцина» Генделя в копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе. Это были важнейшие события, вокруг которых был резонанс, и это был художественный прорыв. Причем это были не «арендные» постановки, а совместная работа, то есть, например, постановщик зарубежный, а солисты, музыканты и дирижер — собственные. Постепенно это все стало сходить на нет, а потом совсем прекратилось, и это ужасная потеря. 

Трейлер оперы «Билли Бадд»
Bolshoi Theatre

Какое-то [новое] место в индустрии директор такого уровня и профессионализма, как Урин, найдет, как к нему ни относись. Он человек с большим авторитетом в театральном управленческом сообществе. Но есть еще такое обстоятельство: он же подписывал письмо худруков против «специальной военной операции», и совсем немногие из подписантов сохраняют свои должности до сегодняшнего дня. Если я правильно помню, то [продолжает руководить театром] только Евгений Миронов, а остальные вычищаются. 

Большой театр лишился настоящего международного сотрудничества и при старом руководстве, но новое будет еще тщательнее подходить к этому. К тому же Урин пытался оставить в репертуаре хотя бы какие-то спектакли режиссеров, имена которых теперь «не надо называть». Судя по всему, все они будут окончательно сняты [с репертуара]. 

Конечно, есть опасность гораздо большего участия Большого театра в пропагандистских кампаниях. На мой взгляд, Урину удавалось обходить эти моменты: условно говоря, не устраивать крупные официальные гастроли театра на оккупированных территориях. Ему удавалось делать это не очень громко: какие-то концерты для участников [войны] или еще кого-то [были], но все-таки это был не такой страшный позор. А сейчас все, вероятно, будет происходить гораздо откровеннее. В нынешних обстоятельствах имеет значение то, что Гергиев прямо ассоциируется с действующей властью. Какой это плюс может добавить медийному международному имени [театра]?

Видимо, Мариинский [тоже] останется за ним. Эта старая идея объединенной дирекции императорских театров, как было еще до революции, Гергиеву могла показаться вполне привлекательной. Он умеет управлять не одним, не двумя и даже не пятнадцатью проектами одновременно. 

Он вполне справится, у меня нет ощущения, что ему что-то неподвластно. Другой вопрос — это хоть какая-то изобретательность в смысле художественной политики, потому что среди опер и [балетных] спектаклей, которые в последние годы выходили на сцене Мариинки, вообще нет интересных режиссерских работ. Это в Мариинке, судя по всему, в последние годы считается совсем не важным: главное, чтобы люди вышли в красивых концертных костюмах и красиво спели. Так что вполне вероятно, что такая судьба постигнет и Большой театр. 

Не вижу в [назначении Гергиева на пост гендиректора Большого] ничего радостного, но могло быть и хуже: например, если вместо него пришли бы какие-то чиновники, пропагандисты, бюрократы. Гергиев все-таки музыкант. Другое дело, кто станет его представителем в Большом театре. 

Главные фигуры в театре — это директор, главный дирижер и балетмейстер. Главного дирижера в Большом сейчас нет: после начала войны Туган Сохиев оказался в безвыходном положении, поскольку был еще и главным дирижером французского оркестра Капитолия Тулузы, и ушел с поста главного дирижера обоих оркестров, чтобы его ни тут, ни там не ругали. Что касается главного балетмейстера и хореографа — это Махар Вазиев, который очень много лет проработал с Гергиевым, и вряд ли здесь можно ждать отставок. 

При этом важно все-таки, кто будет заместителем. Не может же Гергиев единолично всем управлять в двух столичных театрах. Вряд ли он будет все время сидеть в Большом. Хотя он стал проводить много времени в Мариинке после того, как был выключен из многих проектов, которыми руководил в Европе. Но явно кто-то от него будет в Большом «на хозяйстве». 

Как сам Урин сказал на днях на пресс-конференции [по поводу будущей премьеры оперы «Война и мир» в сотрудничестве с театром «Новая опера»]: «Большой театр — это монстр». Он имел в виду, что Большой театр — это большая машина, большой завод, но сказал «монстр», и это [выглядело] так, как будто он проговорился, что ли. Так вот, чтобы управлять этим монстром, Гергиев должен кого-то поставить, и здесь будет много [вопросов]: какая атмосфера будет во всем этом огромном коллективе, начнутся ли чистки. Но это будут внутренние [процессы], это не будет публично и резонансно. 

Как произошло назначение Гергиева

Новый глава Большого театра — Валерий Гергиев. Он сменил Владимира Урина, который в начале российского вторжения в Украину подписал антивоенное письмо Гергиев уже занимает посты директора и художественного руководителя Мариинского театра

Как произошло назначение Гергиева

Новый глава Большого театра — Валерий Гергиев. Он сменил Владимира Урина, который в начале российского вторжения в Украину подписал антивоенное письмо Гергиев уже занимает посты директора и художественного руководителя Мариинского театра

Музыкальный эксперт

Честно говоря, ничего, кроме смеха, у меня эта новость не вызвала. Это было абсолютно ожидаемо: если Урину нужно было устроить показательную порку за то, что он подписал антивоенное обращение в самом начале войны, то других кандидатов на его должность просто не было — если мы все-таки говорим о людях из творческих кругов. А учитывая, что российская власть всегда раздает призы «за особые заслуги перед отечеством», логично, что главный приз получил Валерий Абисалович [Гергиев], самый крупный деятель в области классической музыки, который продолжает оставаться лояльным власти. Он не критиковал войну, поддерживал кремлевскую верхушку словом и делом, подкреплял любые политические акции своим участием и участием коллективов Мариинского театра — когда нужно было что-то красивое сыграть, спеть или станцевать.

Гергиев — фигура, которая вызывает некий ужас. Поэтому знаменитые интриги и закулисные игры Большого театра не то что совсем сойдут на нет, но немножко утихнут. Все будут понимать, что интриговать против Гергиева — это заведомо проигрышное дело. Плохая новость в том, что Гергиев принимает руководство театром, который в художественном отношении зашел в тупик. И сейчас худший момент для того, чтобы его из этого тупика выводить. 

Большой театр выписан отдельной строчкой в бюджете государства, и если начинать там копать по части финансовых нарушений и коррупции, то накопать можно примерно на двадцатиэтажный дом. Там все прогнило насквозь. Ничего удивительного: Большой театр — это мини-модель страны. Но Гергиев ничем этим заниматься не будет, потому что у него нет времени. Если его увидят за два часа до начала спектакля — как его, собственно, сейчас и видят в Мариинке, — будем считать, что это уже большая удача. 

По большому счету в Большом театре ничего не изменится. Театр такого масштаба не может существовать в безвоздушном пространстве, но именно в такую ситуацию поставили и его, и другие [российские] культурные институции. В случае с оперой и балетом это особенно важно. Учитывая, сколько музыкантов и артистов покинули пределы Российской Федерации после 24 февраля [2022 года], и острую нехватку кадров в некоторых ключевых профессиях, таких как дирижеры, режиссеры, сценографы, администраторы с международным опытом, я не знаю, как при таких обстоятельствах можно двигаться куда-либо, кроме как назад. 

Если бы эта новость прозвучала до 24 февраля 2022 года, она стоила бы того, чтобы быть вынесенной на все первые полосы. Кто сейчас руководит Большим театром — Валерий Абисалович Гергиев или тетя Шура из пятого подъезда, — не имеет ровным счетом никакого значения.

Штука в том, что Валерий Абисалович не умеет и не хочет говорить «нет». Он никогда не отказывается ни от каких предложений — тем более от тех, что равносильны приказу. И вторая его особенность — он совершенно искренне верит, что у него на все хватит времени. Проблему нехватки времени он давно исключил из своего мировоззрения. Более того, предложи ему еще пару театров — он согласится. 

После того как у Гергиева закончились все международные связи, от него отказались все западные музыкальные институции, казалось бы, стоит сесть, задуматься, выдохнуть и начать, например, репетировать спектакли, уделять больше времени оркестру, хору, постановкам [Мариинского театра], потому что у него дел стало меньше в разы. Но нет, он продолжает двигаться в том же ураганном темпе, ни на чем не задерживаясь и не концентрируясь, потому что это уже как наркотик, это привычка, от которой отделаться нельзя. 

У Гергиева нет как таковой собственной команды. Те люди, которые есть у него в Мариинском театре, абсолютно им порабощены, они работают на него и для него более 20 лет, и структура Мариинского театра устроена таким образом, что без подписи Валерия Абисаловича невозможно ровным счетом ничего — вплоть до покупки пылесоса. Это абсолютно бюрократическое кафкианское государство со всем вытекающим отсюда абсурдом. Но даже если представить, что Гергиев приведет свою команду в Большой театр, у них, в отличие от него, нет ощущения, что в сутках 48 часов. Они и так зашиваются со своим «Мариинским комбинатом», который сейчас насчитывает семь сцен: четыре в Петербурге, две во Владикавказе и еще Приморский театр оперы и балета. 

В Большом театре, что характерно, люди годами сидят на своих местах. Когда Урин в свое время сменил Анатолия Геннадьевича Иксанова на посту генерального директора, то список команды практически не изменился, за одним или двумя исключениями. Большой театр — это огромная машина, работающая плохо, со скрипом, периодически останавливающаяся, буксующая, но все-таки как-то работающая, и убирать оттуда сейчас какие-то элементы значит подвергать театр опасности абсолютного коллапса. 

Тем более что Большой театр теперь тоже комбинат, он тоже работает на четырех сценах: Историческая сцена, Новая сцена, Камерный театр Покровского, который слили с Большим театром, и еще Бетховенский зал, который работает в формате концертного. Поэтому мне сложно представить какие-то большие [кадровые] изменения. Но даже если он решит менять всю команду, откуда ему брать новые кадры? Только если придут какие-то управленцы из-за кремлевской стены, но я в это не очень верю. Я думаю, что кремлевским функционерам с Гергиевым будет очень тесно. Он не из тех людей, которые позволяют себя контролировать и что-то себе диктовать. 

Урин — фигура спорная. В художественном отношении для театра он сделал мало, потому что его видение Большого, к сожалению, несопоставимо с масштабом этого театра. Урин продолжал на своем посту делать уютный городской театр, вроде Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в котором он работал раньше. 

Говоря о том, уйдет ли кто-то вслед за Уриным, предполагаю, что уйдет только его жена, Ирина Александровна Черномурова, начальник отдела долгосрочного творческого планирования. Этого планирования сейчас почти и нет: все международные связи театра, все копродукции заморожены, приостановлены, уничтожены. Поэтому я удивлюсь, если она останется. Все остальные сотрудники — это, что называется, «старые опытные большевики», которые сидят при любой власти, что навевает некоторые мысли: если люди сидят абсолютно при любой власти, это означает, что у них есть какой-то тыл. 

Кого еще называли в числе преемников Урина

Один из ближайших соратников Сергея Кириенко может возглавить Большой театр. В Кремле он перевербовывает нелояльных артистов и курирует «новых пионеров»

Кого еще называли в числе преемников Урина

Один из ближайших соратников Сергея Кириенко может возглавить Большой театр. В Кремле он перевербовывает нелояльных артистов и курирует «новых пионеров»

«Медуза»