«One-Piece. Большой куш» — новый сериал Netflix, который стал популярнее «Очень странных дел» Экранизация самого успешного аниме в истории, которая понравилась всем — фанатам оригинала, критикам и автору первоисточника
«One-Piece. Большой куш» — приключенческий сериал Netflix, снятый по одноименным манге и аниме Эйитиро Оды, которые начали выходить в конце 1990-х. Это одна из самых успешных медиафраншиз в истории: она даже прибыльнее «Властелина колец» и «Джеймса Бонда». Как правило, западные адаптации аниме почти никогда не удаются, но «One-Piece» неожиданно стал хитом, обогнав по популярности другие флагманские шоу Netflix — «Очень странные дела» и «Уэнсдей». «Медуза» рассказывает, за что сериал полюбили критики и фанаты оригинала.
Netflix уже несколько лет выстраивает отношения с аудиторией геймеров и фанатов аниме. Получается с переменным успехом
Например, экранизацию серии книг Анджея Сапковского «Ведьмак» (и видеоигр в той же вселенной) одобрили критики (80% на Rotten Tomatoes), но не зрители (54%) — особенно она не понравилась фанатам вселенной. При этом аниме спин-офф «Ведьмак: Кошмар волка», который не основан на первоисточниках, наоборот, получил хвалебные отзывы (100% на RT).
Впрочем, Netflix хорошо трансформирует видеоигры в аниме. Так, мультсериал «Киберпанк: Бегущие по краю» по видеоигре Cyberpunk 2077, разработанной создателями того же «Ведьмака», получился успешным. На Rotten Tomatoes у шоу 100% положительных рецензий критиков и 95% — зрителей. Аниме по игре DOTA — «Кровь дракона» — не оценили критики (69%), но в целом он понравился зрителям (87%). А мультсериал «Аркейн» (100% на RT) по мотивам игры League of Legends стал самым популярным анимационным шоу Netflix и выиграл девять премий «Энни».
Но с сериалами по аниме у продюсеров Netflix до сих пор ничего не получалось. Например, шоу «Тетрадь смерти» Адама Вингарда и «Ковбой Бибоп» Кристофера Йоста закрыли после первых сезонов из-за низких рейтингов и плохих отзывов в прессе.
Но в начале осени 2023-го Netflix — вместе с шоураннерами Мэттом Оуэнсом и Стивеном Маэдой — все же добился успеха в этой области, выпустив «One-Piece. Большой куш», адаптацию аниме и манги писателя Эйитиро Оды.
История разворачивается на фэнтезийной планете корсаров, где лишь узкая полоска суши не занята океаном. Подросток Манки Д. Луффи (Иньяки Годой) мечтает стать королем пиратов и для этого разыскивает «One-Piece» — таинственное сокровище погибшего капитана Гола Д. Роджера. Тем же самым заняты практически все пираты на планете.
У Луффи есть суперсила: в детстве он съел волшебный дьявольский фрукт и получил способность растягиваться, как резина. Теперь от него рикошетят пули, кувалды и даже пушечные ядра. По характеру Манки — это смесь Джека Воробья и Ивана-дурака: плут с добрым сердцем, чей бесконечный оптимизм и веру в себя окружающие принимают за глупость.
На поиски сокровища Луффи собирает команду из таких же мечтателей-авантюристов. Воин Ророноа Зоро (Маккэнью Арата) хочет стать величайшим фехтовальщиком; воровка Нами (Эмили Радд) — составить самую подробную карту мира; повар Санджи (Таз Скайлер) — найти легендарное место, где собирается рыба со всех океанов планеты. При этом Луффи и его команда — «пираты другого типа»: они помогают людям, а не грабят их.
Пиратство в «One-Piece» — романтическая метафора внутренней свободы, возможность быть тем, кем хочется. А погоня за мечтой — центральная тема истории. Луффи и его друзьям противостоит местный аналог Империи из «Звездных войн» — тоталитарные морские пехотинцы, чья цель — «лишить пиратов мечты»: найти «One-Piece» раньше них.
Мир сериала довольно безумный. Здесь чайки в униформе почтальонов разносят газеты, а гигантские живые улитки служат телефонами. Один из героев сражается сразу на трех мечах: два — в руках, один — во рту. Врагами Луффи становятся пират-клоун Багги (Джефф Уорд), который умеет разрывать себя на куски, и наполовину человек, наполовину акула-пила Арлонг (Маккинли Белчер III). При этом одни герои одеты в типичные корсарские обноски, а другие будто попали в сериал из модного магазина. В океане встречаются гигантские чудовища, а на суше — вояки с топорами вместо рук.
Удивительно, но этот винегрет работает, хотя сериал ничего не объясняет о своем мире. Зрители без малейших замедлений пролетают через яркие локации, хорошо поставленный экшен и забавные диалоги, а компьютерная графика дополняется недешевыми практическими эффектами и декорациями — например, все корабли здесь настоящие, как в «Пиратах Карибского моря».
Несмотря на кажущуюся наивность истории, «One-Piece» регулярно напоминает, что мир пиратов жесток и кровожаден. В каждой серии монстры откусывают части тела людям, а персонажи рубят друг друга на куски и разбивают головы кувалдами (а потом вытирают мозги с пола). Поэтому сериал получил возрастной рейтинг TV-14 — для зрителей старше 14 лет.
Создатель «One-Piece» рассказывает эту историю уже больше 20 лет — и спит по три-четыре часа в день
Впервые комикс о подростке-пирате Манки Д. Луффи появился в японском журнале манги Weekly Shonen Jump 22 июля 1997 года — и выпускается до сих пор. Мультсериал студии Toei Animation вышел 20 октября 1999-го и тоже все еще продолжается.
За 26 лет было продано более 500 миллионов копий манги, снято свыше тысячи эпизодов аниме и 15 полнометражных мультфильмов. «One-Piece» — самая продаваемая манга в истории. Ее ближайший конкурент — «Golgo 13» (300 миллионов копий) — выходит с 1968-го. Как бренд «One-Piece» занимает двадцатое место в рейтинге самых успешных медиафраншиз мира с общим доходом 20 миллиардов долларов. Ниже расположились «Властелин колец» и «Джеймс Бонд» — они заработали по 19 миллиардов долларов. А еще вместе с «Наруто» и «Блич» «One-Piece» входит в так называемую большую тройку аниме и манги — всемирно популярных и самых продолжительных («Наруто» выходил с 1994-го по 2014-й, а «Блич» — с 2001-го по 2016-й).
Вселенную «One-Piece» придумал японский писатель Эйитиро Ода, которому в 1997 году было 22. Благодаря своей манге Ода занял десятое место в топе самых продаваемых авторов художественной литературы в истории (на первом — Уильям Шекспир) и считается самым влиятельным современным писателем японских комиксов. При этом все эти годы он остается единственным автором всех выпусков, что бывает довольно редко, так как над комиксами, как правило, работают группы авторов.
Фанаты полюбили «One-Piece» по нескольким причинам. Во-первых, за детально продуманную историю и проработанную до мелочей вселенную. Последняя с самого начала комикса живет по собственным законам, и Ода никогда не нарушал это правило ради эффектных поворотов сюжета. Он создал несколько сотен героев, чьи арки развиваются естественно и логично. Основная история тоже раскручивается медленно и поэтапно: сюжетные повороты в «One-Piece» всегда глобальные и случаются крайне редко, поэтому фанаты ждут их особенно сильно.
Вторая причина — сам «One-Piece», сокровище короля пиратов Гола Д. Роджера, которое за 26 лет так никто и не нашел. С одной стороны, это лишь подчеркивает идею всего произведения — погоня за мечтой несмотря ни на что. С другой — за десятилетия поисков сокровища в мире «One-Piece» повисла такая грандиозная интрига, что фанаты просто не могут перестать следить за этой историей. По словам Оды, клад Гола Д. Роджера существует — это физический объект, и писатель уже знает, как закончится это приключение.
По словам писателя, он планирует завершить историю к 2025 году. А еще признается, что всегда мечтал экранизировать «One-Piece», но из-за творческих разногласий с потенциальными продюсерами работа над проектом годами откладывалась — пока контракт с писателем не заключил Netflix.
На производство сериала ушло целых семь лет: работа над ним началась еще в 2016-м. Сам Ода выступает в проекте исполнительным продюсером с правом решающего голоса: он даже утверждал актеров и занимался постпродакшеном отснятого материала. В начале мая он опубликовал открытое письмо, в котором рассказал, что адаптация его творения вышла только тогда, когда он оказался доволен результатом. А еще отметил, что экранизация Netflix — его последний шанс превратить дело всей жизни в сериал.
«Учитывая предполагаемый срок моей жизни, я считаю, что это последний шанс подарить „One-Piece“ всему миру», — написал 48-летний Ода, который уже много лет живет с депривацией сна и спит всего по три-четыре часа в сутки.
В первые выходные после премьеры сериал побил рекорд «Очень странных дел» и «Уэнсдей»
«One-Piece» возглавил топ Netflix в 84 странах; другие флагманы стримингового сервиса — «Очень странные дела» и «Уэнсдей» — сразу после выхода лидировали в 83 странах. Две недели подряд шоу оставалось самым популярным на платформе. В первые выходные его посмотрели 18 миллионов человек, во вторые — 19 миллионов, а в третьи — еще 10 миллионов.
Критики оценили «One-Piece» положительно. The Hollywood Reporter хвалит его за идею, потому что «детские мечты — это не легкомыслие, от которого с возрастом можно отказаться, а полярные звезды», которые помогают людям реализовать свой потенциал. При этом в рецензии отмечено, что шоу ощущается как «игра понарошку», «не воспринимает себя слишком серьезно и не извиняется за свою намеренную глупость». Rolling Stone тоже пишет, что первый сезон, «как и самые ранние эпизоды аниме, намеренно легки и по-хорошему глупы».
Сайт IGN называет шоу «жестокой версией „Питера Пэна“, в которой персонажей швыряют сквозь стены, забивают до смерти дубинками или разрезают пополам», и хвалит шоу за экшен. Другая сильная сторона — визуальные эффекты и графика, но еще выше IGN оценивает практические эффекты: «Шоу стоит посмотреть хотя бы ради удивительных декораций пиратских кораблей». Также журналисты хвалят удачный каст главных героев.
Сравнивая сериал с первоисточником, критики отмечают, что создателям сериала удалось в полной мере передать «чувство приключения, которое было визитной карточкой» оригинального аниме. При этом, как пишет Vulture, сериал «не достигает ярких высот аниме, но все же находит свой путь, насыщенный юмором, душевностью и безумием». А IGN напоминает, что содержание оригинального аниме «слишком сложно, чтобы вместить его в восьмичасовые эпизоды». Но важно отметить, что «One-Piece» от Netflix — краткий пересказ истории Эйитиро Оды: в восьми часовых эпизодах шоу уместились 44 серии аниме и 95 глав манги.
Критики отнеслись к этому по-разному. Например, журнал Empire написал, что при такой плотности пересказа первоисточника сериал «хорошо работает» и «не кажется поверхностным или затянутым». А Rolling Stone, наоборот, назвал часовые эпизоды шоу «раздутыми».
IGN хвалит адаптацию за верность первоисточнику, но отмечает, что шоу Netflix «пытается рассказать сокращенную историю» и «предоставить как можно больше фансервиса». А The Hollywood Reporter называет «слабыми элементами сериала» «нерешительное отношение к социальным проблемам, вроде классового деления и расизма», а также «недостаточно [детально] прописанных» антагонистов истории, морских пехотинцев.
Также сериал критикуют за то, что он «пытается быть аниме» и не добавляет ничего нового во франшизу. К этому выводу приходит Variety: шоу слишком напоминает оригинальный мультфильм и «не дает ничего, чего не может дать оригинал». В «верности исходному материалу» признавались и создатели сериала. Решение съемочной команды следовать канону исполнительный продюсер шоу Марти Адельштейн объяснил тем, что предыдущие высказывания Netflix на тему аниме — «Ковбой Бибоп» и «Тетрадь смерти» — были более вольными по отношению к первоисточникам и провалились в прокате.
Но, по мнению многих рецензентов, эти недостатки не делают шоу менее интересным. «One-Piece» — это «отличная вариация на тему давно существующих манги и аниме», которая может «взволновать внутреннего ребенка как в подростках, так и во взрослых».
На Rotten Tomatoes сериал получил 86% положительных рецензий от критиков и 95% — от зрителей. Поэтому Netflix уже заказал шоураннерам второй сезон, но дата его выхода пока неизвестна.