На Netflix стартовал третий сезон «Ведьмака» — последний, где Геральта сыграет Генри Кавилл Кажется, что свою усталость от проекта он не скрывает даже в кадре
На Netflix вышли первые пять серий третьего сезона «Ведьмака» — флагманского фэнтези Netflix по вселенной Анджея Сапковского, в котором Генри Кавилл играет молчаливого охотника за нечистью. Третий сезон станет последним появлением бывшего Супермена в образе Геральта из Ривии: в будущем его сменит Лиам Хемсворт из «Голодных игр». Рассказываем, почему прощальный сезон Кавилла, судя по первым эпизодам, не получился.
Предупреждение. В этом тексте есть спойлеры к сериалу «Ведьмак».
Хотя Netflix надеялся превратить «Ведьмака» в новую «Игру престолов», уже окончательно понятно, что затея провалилась. Третий сезон фэнтези по мотивам серии книг польского писателя Анджея Сапковского, выросшей из восточноевропейского фольклора, получил худшие оценки аудитории за всю историю сериала. Зрительский рейтинг пяти вышедших эпизодов на сайте Rotten Tomatoes составляет всего 44%, и три оставшихся серии, показ которых стриминг-сервис отложил до 27 июля, вряд ли изменят ситуацию.
Консервативные фанаты давно жалуются, что создатели проекта слишком уж свободно обращаются как с книжным первоисточником, так и с серией культовых видеоигр, созданных по его мотивам. Одних не устраивает слепой кастинг, при котором белых книжных героев играют темнокожие актеры. Другие не оценили изменения в характерах персонажей. Третьи критикуют недостаточно продуманный мир, упрощение политических аллюзий и приуменьшенную «эльфийскость» эльфов.
А скоро сериал лишится и своего главного козыря в лице здоровяка Генри Кавилла. Главный геймер и гик среди голливудских звезд и, по сути, единственный известный артист в «Ведьмаке», по неофициальным данным, покинул шоу как раз из-за творческих разногласий с продюсерами и шоураннером Лорен Шмидт Хиссрик: бывший Супермен давно обожает франшизу и по-другому представлял себе ее голливудскую экранизацию.
В четвертом сезоне Кавилла заменит австралиец Лиам Хемсворт. Младший брат Криса Хемсворта, бывший муж Майли Сайрус и «тот парень из „Голодных игр“». Объявление о смене актера задолго до релиза — тревожный звоночек, намекающий на серьезный производственный кризис. Кажется, так маркетологи Netflix хотели привлечь внимание к финальному выходу Кавилла, но вышло наоборот. Зрителям не понравилась новость о рекастинге, и после премьеры третьего сезона Netflix даже пришлось отдельно напомнить, что Кавилл в нем все еще играет Геральта. Видимо, стартовые цифры просмотров не впечатлили руководство стриминг-сервиса.
Увы, ничего эпичного к уходу Кавилла придумывать не стали, и третий сезон проигрывает предыдущим в зрелищности. Ведьмак Геральт из Ривии и чародейка Йеннифэр из Венгерберга прячут Цири от разных сил, которые охотятся за юной принцессой. Среди них всякие политиканы, волшебники и принцессин папаша Эмгыр вар Эмрейс, император Нильфгаарда. Сначала хмурый Геральт все еще дуется на возлюбленную Йеннифэр из-за ее предательства в конце второго сезона (из-за нее Цири завладел демон Волет Меир). Та в свою очередь учит Цириллу управлять своими магическими способностями. Постепенно трио превращается в своеобразную сказочную семейку с погоней на завтрак и чудищем на ужин.
Казалось бы, схватки с монстрами — обязательный аттракцион «Ведьмака». В третьем сезоне Геральт убивает слепого шарлея — помесь крота и броненосца с пастью Хищника (несмотря на то, что чудище умеет сворачиваться в гигантский шар во время атаки). А в мрачном замке он натыкается на паукообразное существо, состоящее из обезглавленных женских тел, головы от которых висят на стене и молят Геральта о спасении. Этот монстр заставляет вспомнить об ужасах мутаций из «Кошмаров на улице Вязов» и фильмов Дэвида Кроненберга.
Цири не отстает от наставника. Сначала на ярмарке уничтожает молодую виверну, не справившись с приручением драконида, а затем уверенно вгоняет меч в голову жагницы — крупного водоплавающего гибрида рака и богомола, вселяющего страх в моряков. Но эти пятиминутные сражения мало спасают положение вещей и попросту теряются на фоне бесконечных разговоров.
Десятки персонажей в этом сезоне особенно много болтают о своих интригах и заговорах — незнакомого с первоисточником зрителя (у Сапковского диалогов тоже немало) эти разговоры вряд ли увлекут. Понять намерения и мотивы и героев в таком случае невозможно без пояснительной бригады. Стрегобору уже стоит сопереживать? Почему сценаристы сделали барда Лютика бисексуалом только сейчас? Огненный маг Риенс разве не выглядел по-другому в предыдущих сезонах? Из-за чего вдруг такая опасная кавалькада призрачных всадников под коллективным именем «Дикая Охота» убегает от Геральта за пару секунд?
Самое обидное, что все эти эльфы, эльфийки, маги и магички не заставляют зрителей переживать, потому что актерам не хватает ни харизмы, ни экранного времени, чтобы оживить неубедительные трагедии полчищ героев. К тому же за пять лет сценаристы так и не научились объяснять, кто здесь важный персонаж, а кто — вспомогательный.
Есть ошибки и в монтаже. Герои долго прощаются и расходятся в разные стороны, чтобы благополучно встретиться через десять минут. Огромные расстояния здесь преодолеваются за склейку. Авторы пятой серии неудачно используют эффект Расемона, чтобы показать с разных точек зрения банкет, на котором собрались почти все действующие лица. Однако по факту нам просто раз за разом прокручивают повторяющиеся кадры и диалоги.
Даже фирменная молчаливая брутальность Ведьмака Кавилла в какой-то момент начинает казаться обыкновенной усталостью актера от происходящего. За такое зрелище не хочется платить ни чеканной монетой, ни свободной минутой.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!