Перейти к материалам
истории

Чиновник с рождения Кто такой Владимир Мишарин — будущий директор «Золотой маски»? Вот только одна деталь: в 2018-м он предлагал исправлять «девиантное поведение» подростков патриотическими песнями

Источник: Meduza
Страница Владимира Мишарина во «ВКонтакте»

Союз театральных деятелей России 28 августа объявил о реформе «Золотой маски» — главного в стране театрального фестиваля и премии — и назвал ее нового директора. Это театральный менеджер Владимир Мишарин, член «Единой России», который руководил Зимним театром в Сочи и Домом актера в Екатеринбурге. Критик Антон Хитров рассказывает о директоре, при котором «Золотая маска», видимо, станет полностью подконтрольной российскому министерству культуры.

24 февраля 2022 года театральный менеджер Владимир Мишарин, временно исполнявший обязанности директора в Академическом русском театре драмы в Йошкар-Оле, поделился в своем фейсбуке письмом Александра Калягина. Председатель Союза театральных деятелей написал его двумя днями ранее, в день рождения Мишарина — своего бывшего заместителя. Калягин поздравлял менеджера с 55-летним юбилеем и хвалил его работу на новом посту: «Ты полон множеством идей, и все они успешно реализуются». Больше в тот день Мишарин ничего не публиковал.

Полтора года спустя стало ясно, что Александр Калягин действительно ценит управленческие способности Мишарина. 28 августа 2023 года Союз театральных деятелей анонсировал реформу фестиваля и премии «Золотая маска» — пожалуй, самой авторитетной институции в российском театре на сегодня (и до недавних пор относительно независимой). План этой реформы стал известен еще в конце июля: состав экспертов и жюри теперь будут согласовывать с министерством культуры и председателем СТД. Инициативу СТД — учредителя «Золотой маски» — раскритиковали многие профессионалы театра, например режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская, которые написали Калягину открытое письмо (и получили резкий ответ). 

Письмо Калягину от Камы Гинкаса

«Не бери грех на душу. Не войди в историю театра как разрушитель» Глава Союза театральных деятелей Александр Калягин реформирует (а по сути уничтожает) «Золотую маску». Ему написал открытое письмо Кама Гинкас

Письмо Калягину от Камы Гинкаса

«Не бери грех на душу. Не войди в историю театра как разрушитель» Глава Союза театральных деятелей Александр Калягин реформирует (а по сути уничтожает) «Золотую маску». Ему написал открытое письмо Кама Гинкас

Фрагмент его открытого письма:

Я прекрасно помню и знаю, какую роль сыграл выдающийся Михаил Александрович Ульянов для того, чтобы родился фестиваль «Золотая маска», я помню, как много сделал Эдуард Бояков и как много хорошего для развития фестиваля сделала Мария Ревякина.

Но сегодня претензий к работе фестиваля очень много, и есть, между прочим, театры, которые категорически отказываются в нем участвовать. И потому мы ищем пути, как сделать премию и фестиваль «Золотая маска» лучше.

Это своего рода диспансеризация. Каждый из нас знает, что это такое. Для того чтобы быть здоровым, нужно хотя бы раз в год или раз в пять лет проходить медицинское обследование.

И условно говоря, в диспансеризации нуждаются не только люди, но, к примеру, и наши дома, и мы чиним трубы, если они начинают гнить.

Это обязательная процедура нужна в любом деле. Вот и сейчас мы ею занимаемся, это процесс трудный, и тех, кто в состоянии в нем участвовать конструктивно, я с радостью приглашаю. 

Помимо реформы, учредитель объявил имя нового директора «Золотой маски». Марию Ревякину, руководившую фестивалем с 2004 года, должен сменить Владимир Мишарин, «хорошо известный в театральном сообществе» согласно формулировке СТД. Кое-кому в театральном сообществе, тем не менее, пришлось искать биографию Мишарина в интернете (например, критику Алене Солнцевой) — так обнаружился его персональный сайт

Как оказалось, будущий руководитель «Золотой маски» очень внимателен к разнообразным знакам отличия — таким, как процитированное выше поздравительное письмо Калягина. На сайте выложены десятки медалей, сертификатов, дипломов и грамот, в том числе благодарность от школы «за хорошие успехи в учебе и примерное поведение», комсомольский значок и партийный билет «Единой России», где Мишарин состоит с 2009 года.

Чем занимался Мишарин до «Золотой маски»

Театральному менеджменту Владимир Мишарин учился в 1990-х: сначала в Екатеринбургском театральном институте, затем — в школе Геннадия Дадамяна, откуда вышли многие его известные коллеги (среди учеников Дадамяна — бывшая замминистра культуры Москвы Евгения Шерменева и экс-директор новосибирского театра «Красный факел» Александр Кулябин). Впрочем, управлять театральным делом он начал еще до того, как получил соответствующую специальность. 

В 1992 году Мишарин ненадолго стал директором молодой танцевальной труппы «Балет плюс» в Екатеринбурге, сейчас она называется «ТанцТеатр» и известна как одна из старейших компаний современного танца в России. Спустя два года он возглавил Екатеринбургский дом актера, подчиненный Союзу театральных деятелей, — и задержался там до начала нулевых.

Во главе Дома актера Мишарин запустил «Елки в доме Тупиковой» — новогодние семейные праздники, стилизованные под русский XIX век. Это благотворительный проект, доходы с него идут на другие праздники — для ветеранов сцены, театральных специалистов, их детей и внуков. «Елки в доме Тупиковой» существуют по сей день, Екатеринбургский Дом актера продвигает их как свой самый ценный бренд. 

Елка в Доме Тупиковой — 2023
DN_studio

В конце 1990-х Мишарин совмещал руководство Домом актера с работой на телевидении. С 1998 по 2002 год он вел цикл о культуре «Наше доброе, старое ТВ» для Свердловской телерадиокомпании. Один из гостей Мишарина-телеведущего, кино- и театральный критик Валерий Кичин, в комментарии к посту критика Алены Солнцевой вспоминает этот опыт так:

Интервьюер он корректный, весьма неглупый, умеет и слушать, и провоцировать собеседника — располагать к себе.

В 2003 году менеджер получил работу в Москве — он стал заместителем председателя СТД по организационно-творческим вопросам (к тому моменту организацию уже семь лет возглавлял Александр Калягин). А через два года — вернулся в Екатеринбург, чтобы возглавить Свердловское отделение СТД. Одним из его проектов на этом посту стал созданный в 2006 году благотворительный фонд «Общество вспоможения», который поддерживал профессионалов театра.

В 2008 году, согласно сайту театрального менеджера, он возглавлял жюри фестиваля народного творчества «Культура Росатома». Собеседник «Медузы», связанный с администрацией президента, которой руководит Сергей Кириенко (с 2005 по 2016 год — глава «Росатома»), заявляет, что у Мишарина нет близких связей с чиновником и его структурами. Одна из возможных причин карьерного взлета, считает источник, может быть связана с работой Мишарина в Сочи.

В 2010-м ему предложили возглавить Сочинское концертно-филармоническое объединение. В эту структуру входят несколько городских площадок и коллективов, важнейшая из них — Зимний театр, где до недавнего времени проходил фестиваль «Кинотавр», а фестивали классической музыки, джаза и театра проходят до сих пор. 

Мишарин получил работу в Сочи, когда в городе стартовала Культурная олимпиада — масштабная программа, предварявшая зимние Олимпийские игры 2014 года. Под его руководством Зимний театр принимал не только «безопасные» в эстетическом отношении проекты — такие как джазовый фестиваль Игоря Бутмана «Акваджаз» или фестиваль армейской песни «За Веру! За Отчизну! За Любовь!», — но и сравнительно рискованные. 

Осенью 2011 года базирующийся в Москве фестиваль «Территория» показал в Сочи перформанс Филиппа Григорьяна «Полнолуние», объединявший современный танец, экстремальный вокал и медиа-арт (зрители громко комментировали происходящее на сцене и массово покидали зал, не дожидаясь финала). Спустя несколько месяцев еще один фестиваль нового театра, «Текстура», провел там программу «Текстура-Олимп», где участвовала, например, первая российская хип-хоп-опера «Копы в огне».

Впрочем, современное искусство в Зимнем театре не прижилось. Ту же «Текстуру-Олимп» сменил фестиваль «Театральный Олимп в Сочи» с совершенно другим содержанием. Хотя «Театральный Олимп» позиционировали как смотр «главных событий прошедшего года», названия в его афише выглядели скорее случайными. В 2018 году, например, там показывали семейный спектакль Сургутского музыкально-драматического театра «Когда часы двенадцать бьют…» по мотивам «Золушки» и сказку «Город без любви» Новошахтинского драматического театра.

Профилактика девиантного поведения

Если судить по проектам Мишарина, его вкусы скорее консервативные: об этом говорят и стилизованные под дореволюционную Россию екатеринбургские елки, и регулярные события, появившиеся в Зимнем театре под его руководством, — скажем, оперный фестиваль имени Галины Вишневской. В интервью «Звезде Сочи» менеджер рассуждал:

[Массовая] культура и шоу-индустрия не способны обезличивать истинное искусство. Более того, их сосуществование в социуме как раз и позволяет посредством сравнения отличить настоящее искусство от суррогатного. Зритель, слушатель это сразу чувствует, и сегодня классические произведения мировой художественной культуры по-прежнему не утрачивают своей актуальности для многих наших современников.

В 2018 году Мишарин, педагог по первой специальности, стал соавтором коллективной монографии «Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации», а точнее — главы о дополнительном образовании, написанной вместе с доктором педагогических наук Евгенией Казаевой. Авторы рассказывают об экспериментальной программе в трех учреждениях допобразования в Сочи, где участвовали в общей сложности 180 подростков. Проводить «профилактику девиантного поведения» Мишарин и Казаева предлагают с помощью организации дискуссии «Мораль и нравственность как категории», а также конкурса патриотической песни «Звездочка на погоны».

Вот как Мишарин пересказывает результаты своих научных исследований в интервью газете «Рабочая правда»:

Формирование [гражданской позиции] является действенной и эффективной профилактикой отклоняющихся от нормы форм поведения. Мы с вами жили в эпоху, когда у нас была концептуальная модель поведения, нам было понятно, что такое хорошо и что такое плохо. Вижу сейчас несформированность гражданской позиции молодежи и их наставников, наблюдаю множество моделей поведения, которые дезориентируют.

С конца нулевых Мишарин — член «Единой России». Его регулярно приглашают в разнообразные коллегии и общественные палаты. В том числе это было и в Сочи — с 2011 по 2014 год он входил в рабочую группу при президенте России, которая занималась культурными программами, приуроченными к Олимпиаде.

Последнее на сегодня место работы Мишарина — малоизвестный за пределами Республики Марий Эл Академический русский театр драмы в Йошкар-Оле (в той же «Золотой маске» площадка ни разу не участвовала). Мишарин исполнял там обязанности директора с декабря 2021 по декабрь 2022 года. На премьеру спектакля «Брак по-итальянски» театр пригласил родственников российских военных, погибших в войне против Украины — «исполнивших свой военный долг на спецоперации», как это сформулировала команда площадки.

Театральный продюсер Евгения Шерменева, в прошлом — директор фестиваля NET и заместительница московского министра культуры Сергея Капкова, написала под постом Алены Солнцевой: «Владимир всегда таким был. С 90-х». Украинский драматург российского происхождения Олег Михайлов, знакомый с Мишариным по Екатеринбургу, рассказывает о нем так: «Он может быть очень приятным в общении, но он чиновник, функционер. Подозреваю, с рождения».

Мишарин пока не говорил, каким видит будущее «Золотой маски». СТД планирует утвердить новое положение о фестивале и премии 30 октября. Проектом этого положения занимается рабочая группа, куда входят, например, директор Большого театра Владимир Урин и худрук московского театра им. Пушкина Евгений Писарев. Учредитель премии не разглашает полный состав группы.

Что будет с «Золотой маской»

«Всю культурку по закону военного времени нужно причесать» Как государство уничтожает «Золотую маску». Независимую премию, которую присуждали театральным новаторам, теперь полностью контролирует Минкульт

Что будет с «Золотой маской»

«Всю культурку по закону военного времени нужно причесать» Как государство уничтожает «Золотую маску». Независимую премию, которую присуждали театральным новаторам, теперь полностью контролирует Минкульт

Антон Хитров