Перейти к материалам
Забастовка сценаристов на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе. 5 июня 2023 года
истории

Сценаристы в Голливуде продолжают бастовать — многие съемки уже прекратились Теперь к ним могут присоединиться актеры из-за использования в кино искусственного интеллекта. Если это произойдет, индустрия остановится

Источник: Meduza
Забастовка сценаристов на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе. 5 июня 2023 года
Забастовка сценаристов на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе. 5 июня 2023 года
Gary Coronado / Los Angeles Times / Getty Images

Забастовка Гильдии сценаристов Америки (WGA) продолжается уже месяц — профсоюз все еще требует от киностудий повышения зарплат и улучшения условий труда. Платформы пока не готовы договариваться и не спешат выполнять требования сценаристов. В то же время о возможной забастовке объявила Гильдия киноактеров (входящая в профсоюз SAG-AFTRA) — ее коллективный контракт со студиями заканчивается 30 июня. Если в новой версии договора не будет ограничений на использование на съемках искусственного интеллекта и других корректировок, о которых просят артисты, почти 98% из них готовы также выйти на пикеты. И это уже станет для индустрии серьезной проблемой.

В начале мая Гильдия сценаристов Америки объявила о забастовке — этому предшествовали безуспешные переговоры сценаристов с группой киностудий и стримингов (AMPTP) об условиях перезаключения коллективного контракта, длившиеся несколько недель.

Требования сценаристов, обеспокоенных уменьшающимися в результате инфляции гонорарами, отсутствием авторских отчислений за свои произведения, выходящие на стримингах, чересчур коротким периодом занятости (10–12 недель в том случае, если у сериала короткий сезон) и неотрегулированным использованием искусственного интеллекта, вряд ли удивили корпорации. То, что голливудская бизнес-модель полностью изменилась в результате появления стримингов, очевидно всем. Переговорный тупик лишь подтвердил уверенность студий в силе своей позиции: платформам хватает написанного и снятого контента, чтобы продержаться без сценаристов достаточно долго.

Подробнее о требованиях сценаристов США

В США сценаристы объявили забастовку. Они требуют повысить зарплаты и боятся, что искусственный интеллект отберет у них работу Акцию поддержали Педро Паскаль и Джо Байден, а многие проекты (например, «Очень странные дела») уже на паузе

Подробнее о требованиях сценаристов США

В США сценаристы объявили забастовку. Они требуют повысить зарплаты и боятся, что искусственный интеллект отберет у них работу Акцию поддержали Педро Паскаль и Джо Байден, а многие проекты (например, «Очень странные дела») уже на паузе

После первых, предсказуемо масштабных и ярких недель протестов пикеты сценаристов не закончились, но видоизменились: к выступлениям у офисов участвовавших в переговорах компаний в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке добавились пикеты сценаристов на съемочных площадках. При этом у таких акций есть негласное правило: «do not cross the picket line». Если у въезда на площадку появляются сценаристы с плакатами, другие члены съемочной группы не пересекают цепочку пикетирующих и не проходят на площадку из солидарности с коллегами. Это касается водителей грузовиков с аппаратурой — они также отказываются пересекать линию пикетов и завозить технику. Обычно в такой день съемки останавливаются. Таким образом сценаристам, к примеру, удалось временно прервать съемки фильма комика Азиза Ансари «Good Fortune».

Но снова сесть за стол переговоров сценаристам никто не предлагал: очевидно, что финансовая подушка у корпораций толще, чем у писателей, — а значит, они могут не торопиться с решением.

В то же время студии вели переговоры с Гильдией режиссеров США (DGA), коллективный контракт которой также заканчивался. Постановщики пришли к соглашению со студиями на своих условиях (протестовать они не выходили). Среди пунктов, которые удалось выторговать режиссерам:

  • Повышение ставки на 5% для первого года контракта, на 4% для второго и на 3,5% для третьего. Дополнительные 0,5% отчислений в декретный фонд. 
  • Увеличение авторских отчислений на 76% для зарубежного показа на стриминг-платформах.
  • Соглашение о том, что искусственный интеллект не может заменить члена гильдии.
  • Пересмотр условий работы и выплаты авторских отчислений для недраматического контента — реалити-шоу и вечерних шоу.
  • Пересмотр условий работы сотрудников AVOD-платформ, таких как Freevee, Tubi и Roku.
  • Оплата предпредпродакшна для кинорежиссеров — ранее неоплачиваемого периода работы, предшествующего официальному запуску проекта и началу препродакшна.
  • Увеличение периода оплачиваемого постпродакшна для режиссеров телевидения и гарантированный дополнительный съемочный день (для режиссеров часовых драм).
  • Гарантия присутствия сотрудников, отвечающих за безопасность группы, на съемках пилотов. Большее количество тренингов по безопасности для режиссеров и группы. Запрет на использование боевых патронов на площадке.
С чем связано последнее требование

На съемочной площадке фильма «Ржавчина», где Алек Болдуин случайно застрелил человека, уже были инциденты с оружием. Участники съемок жаловались на меры безопасности Вот что еще известно о произошедшем

С чем связано последнее требование

На съемочной площадке фильма «Ржавчина», где Алек Болдуин случайно застрелил человека, уже были инциденты с оружием. Участники съемок жаловались на меры безопасности Вот что еще известно о произошедшем

Сценаристы оценивают успешное завершение переговоров режиссерской гильдии без энтузиазма. «Сценарная гильдия делает всю работу, а режиссерская пожинает плоды», — сказал изданию Deadline анонимный сценарист. 

В отличие от режиссеров, члены актерского профсоюза SAG-AFTRA, прежде чем начинать переговоры о перезаключении своего контракта (он истекает 30 июня), попросили своих членов проголосовать за возможную забастовку или против нее. 5 июня подавляющее большинство актеров гильдии поддержало идею протеста в случае неудовлетворительных переговоров актеров со студиями — 97,91% проголосовали за.

Если артисты все же решат бастовать, это будет существенный рычаг давления на студии, который может привести к полной остановке киноиндустрии в Голливуде — пусть и временной. В частном порядке актеры SAG AFTRA, в том числе самые известные (среди них, к примеру, Сьюзен Сарандон, Синтия Никсон, Боб Оденкерк), уже появлялись на пикетах сценаристов и поддерживали их.

В последний раз Гильдия актеров бастовала в 1979 году (тогда поводом стали невыгодные для актеров условия съемок в рекламе), но исторически миролюбивый актерский профсоюз вполне может «упереться» именно сейчас. Для артистов это будут предельно важные переговоры, по сути, о будущем профессии: ключевым пунктом в списке требований станет регуляция использования искусственного интеллекта — если сейчас ИИ может омолодить Харрисона Форда и воскресить Кэрри Фишер, то в будущем студии и вовсе смогут создавать виртуальных персонажей. Потерять работу в этом случае рискуют, вероятнее всего, не столько звезды первого эшелона, сколько актеры второго плана, актеры озвучания и другие профессионалы.

Кроме того, актеры требуют привести в порядок процедуру распространившихся во время пандемии самопроб. Если раньше пробы организовывали за счет студий (для них были необходимы помещение, свет, съемка, приглашенные партнеры), то сейчас свои деньги на это тратят сами актеры. По информации Variety, на самопробах студии экономят 250 миллионов долларов в год.

Возможная одновременная забастовка и сценаристов, и актеров приведет к убыткам голливудских студий — гипотетически таким образом профсоюзы, состоящие из творческих работников, которым уже фактически нечего терять, должны ускорить возобновление переговоров.

Если забастовки продлятся несколько месяцев, их последствия заметят и зрители — например, из-за протестов уже отложили съемки нового сезона «Очень странных дел» и сериала «Хитрости». Впрочем, может случиться и расцвет других жанров, как было в 2007 году: когда сценаристы бастовали в тот раз, студии сделали ставку на реалити-шоу.

Как ИИ используют в кино

Как Кэрри Фишер добавили в девятые «Звездные войны»? И сколько кораблей нарисовали для финальной битвы? Студия ILM — о создании спецэффектов для «Скайуокер. Восход»

Как ИИ используют в кино

Как Кэрри Фишер добавили в девятые «Звездные войны»? И сколько кораблей нарисовали для финальной битвы? Студия ILM — о создании спецэффектов для «Скайуокер. Восход»

Елена Смолина