Данила Козловский не будет играть в театре (как минимум) до конца года — из-за доноса о «дискредитации» армии Рассказываем о театральной карьере актера — непохожей на карьеру в кино
Данила Козловский ушел в творческий отпуск до конца 2023 года. Он объявил об этом после того, как московская прокуратура заподозрила актера в «дискредитации» армии из-за доноса на антивоенный пост в инстаграме. Козловский служит в Малом драматическом театре в Санкт-Петербурге, входящем в Союз театров Европы, — после доноса на актера он шесть дней простоял опечатанным из-за проверки Роспотребнадзора. Спектакли с участием актера отменены. Критик Антон Хитров рассказывает о театральной карьере Козловского — не менее (или даже более) удивительной, чем его работа в кино.
Работа Данилы Козловского в российском развлекательном кино общеизвестна: в середине прошлого десятилетия он был кинозвездой номер один, в самом традиционном, голливудском смысле этого слова. О театральных ролях публика знает меньше, поскольку аудитория театра в принципе у́же, чем аудитория кино. Но Козловский на сцене — куда более парадоксальный актер, чем Козловский на экране.
В 2007 году артист окончил курс знаменитого режиссера Льва Додина в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и сразу же попал в Молодую студию Малого драматического театра — Театра Европы, возглавляемого его педагогом с начала восьмидесятых. С 2012 года Козловский попал в труппу театра.
Лидер МДТ Додин — один из немногих по-настоящему выдающихся представителей психологического реализма на современной российской сцене, смелый исследователь классических текстов, не только драматических, но и прозаических, а еще — уникальный режиссер, который может позволить себе вдумчивые многолетние репетиции в духе раннего Художественного театра. МДТ — единственный театр, с которым Козловский когда-либо сотрудничал, за исключением одного показательного эксперимента в 2012 году, когда актер сыграл в проекте Дмитрия Волкострелова, Семена Александровского и Александра Вартанова.
Карьера Козловского — редкий и красноречивый случай, когда один и тот же артист выступает одновременно звездой блокбастеров и незаменимым участником авторского театра. Красноречивый, потому что кинопродюсеры и режиссер Додин предлагают ему совершенно разные вещи — разные настолько, насколько непохожи их продукты, — хотя отталкиваются они от одного и того же, от его выраженного героического амплуа.
Блокбастер — формат массовый и поэтому по умолчанию консервативный — немыслим без героя, который почти наверняка будет выглядеть и говорить как герой, в соответствии с нашими неотрефлексированными представлениями о героическом. Совсем другая история — авторский театр. Его сверхзадача — спорить с культурной традицией, постоянно проверять ее на уязвимые места.
Может ли в таком театре быть герой — не протагонист вообще, а персонаж, активно меняющий мир к лучшему? Конечно, может. Будет ли он при этом отвечать стереотипам о герое? Иначе говоря, будет ли это молодой, энергичный, маскулинный, конвенционально привлекательный мужчина? Скорее всего, нет. Стереотипы на то и стереотипы, чтобы художники, не обремененные рыночными задачами, старались их разоблачать.
Герой-мужчина в авторском театре — это персонаж без героической внешности и харизмы. Но никак не Данила Козловский. Театру вроде МДТ такой артист полезен в другом качестве: в качестве героя наоборот, того, кто претендует на героизм и, возможно, выглядит героем для своего окружения, будучи кем-то совсем другим. В радикальном варианте — злодеем.
Интересно, что возможности Козловского в авторском театре похожим образом оценили Лев Додин и два его ученика, которые занимаются принципиально другим искусством, — режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, однокурсники артиста. В 2012 году независимый театр post, основанный Волкостреловым, выпустил их с Александровским и режиссером Александром Вартановым совместный проект «Shoot/Get treasure/Repeat» — восьмичасовой спектакль по циклу из 16 пьес британского драматурга Марка Равенхилла. Козловский играл там низложенного и приговоренного к казни диктатора — это была его единственная театральная работа за пределами МДТ.
Персонаж не появлялся на сцене во плоти — он обращался к публике с экранов многочисленных телевизоров, как и положено политику. Самое время заметить, что авторитарные лидеры эксплуатируют расхожий героический образ не менее охотно, чем продюсеры блокбастеров.
Главным антигероем МДТ Козловский стал не сразу, хотя роли такого плана получал еще в академии: в выпускном спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина (режиссер — однокурсник артиста Сергей Щипицин, художественный руководитель постановки — Лев Додин) он играл влюбленного студента Виктора, который по ходу истории превращается в малодушного советского конформиста. В МДТ же он стал главным антагонистом после «Коварства и любви» 2012 года по «мещанской трагедии» Фридриха Шиллера. Додин утвердил Козловского на роль Фердинанда, юного аристократа, убившего из ревности возлюбленную Луизу, девушку из простого сословия (ею стала Елизавета Боярская, регулярная сценическая партнерша артиста).
У Козловского Фердинанд — истинный сын своего отца, жестокого президента фон Вальтера. Молодой дворянин убежден, что смог освободиться от сословных предрассудков, но в Луизе видит собственность, а не человека — и до последнего не сомневается в собственном праве судить и казнить ее. Социальное в спектакле Додина оказывалось сильнее личного: манипуляции фон Вальтера — старшего, убедившие Фердинанда в измене Луизы, срабатывали только потому, что в самом Фердинанде барчук побеждал любовника.
Два года спустя Козловский стал играть купца Лопахина в «Вишневом саде» Додина — строгом и беспощадном, как и другие чеховские спектакли режиссера. Его версия персонажа куда менее симпатичная, чем у Чехова: в пьесе роман Лопахина с Варей, приемной дочерью помещицы Раневской, закончился не начавшись, а в спектакле у них была короткая связь, которую купец предпочел оборвать, хотя девушка ждала от него предложения (у Додина судьба Вари рифмуется с судьбой ее приемной матери, которую тоже обманул мужчина).
Лопахин в исполнении Козловского отчаянно хочет быть героем, но в силу своей импульсивности не может определиться, где, собственно, должна быть точка приложения его героизма. Он то с азартом бросается спасать поместье Раневской, то вдруг оказывается фанатично предан предкам-крепостным, ради которых рубит под корень выкупленный вишневый сад. Как этот истеричный, непоследовательный молодой человек умудрился нажить состояние, загадка, но для истории, рассказанной Додиным, это, в сущности, далеко не главное. Важно другое: единственный персонаж, готовый к действию, оказывается в этом действии деструктивен и нерационален.
В 2016 году Козловский получил свою самую значительную роль в МДТ — роль Гамлета, которая выглядит знаком отличия в карьере любого артиста, но в этом театре и у этого исполнителя обнаружила неожиданное содержание. «Гамлет» Додина — оригинальное сочинение театра, основанное не только на пьесе Шекспира, но и на других источниках, например на летописи Саксона Грамматика, который первым рассказал историю датского принца.
Главная театральная тема Козловского — развенчание привычного героического образа — в этом спектакле получает кульминацию: актер и режиссер решают разоблачить самого прославленного, самого хрестоматийного героя мировой театральной культуры. Гамлет у них — не меланхолик-интеллектуал, разочарованный в человечестве, а хладнокровный политик, властолюбец, интриган и убийца, непоколебимо уверенный в своей правоте (по правде говоря, шекспировский Гамлет тоже интриган и убийца в маске философа, которому исключительно повезло с литературным и театральным имиджем).
Что самое интересное, Гамлет в этом спектакле читал «Гамлета» — и не расстается с книгой в течение всей истории. Антигерой Козловского в своем желании мести и справедливости опирается даже не столько на законы престолонаследия, сколько на культуру, которая в лице Шекспира разрешает ему насилие во имя благой цели. Так выглядит изнанка героического в представлении МДТ.
Гамлет — последняя на сегодня роль Козловского на сцене. За нее актера наградили национальной театральной премией «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль в драме» (это была его третья номинация после ролей Фердинанда в «Коварстве и любви» и Лопахина в «Вишневом саде»). Если это финальная точка его театральной карьеры в России (по крайней мере, ее нынешнего этапа), она выглядит удивительно своевременной при взгляде из 2023 года, когда романтизированное насилие, по сути, стало государственной идеологией.